Евгений Чекашов: УК «ПЖКХ» в версии 2.0 – это не про мусор, это про новую экологическую повестку

Мертвая зона вместо золотой земли в пригороде Казани может стать реальностью, если не умерить бездумное потребление и игнорировать экологическую грамотность.

 

Руководитель регоператора по Западной зоне Евгений Чекашов в интервью редактору KazanFirst Полине Симаковой рассказал о непростых отношениях с бизнесом, сломе общественного сознания и о том, что ждет УК «ПЖКХ» в версии 2.0. Часть интервью была записана на пункте «Точка сбора» и мусоросортировочной станции, часть – на полигоне на улице Химической, чтобы максимально погрузиться в работу предприятия.

 «Мне говорили, что это нереально. Однако сейчас подняли процент вывоза мусора с 85 до 98»

— Евгений Андреевич, в июле прошлого года вы возглавили УК «ПЖКХ». Какие положительные изменения в работе оператора вы можете отметить за это время?

– Основная функция регионального оператора – вывозить мусор, твердые коммунальные отходы и стабильно оказывать эту услугу. Когда я пришел, процент ежедневного вывоза был 85. Это мало, поставил задачу поднять до 92, хотя мне говорили, что это нереально. Однако сейчас процент ежедневного вывоза мы довели до 98. Оказалось, что и 92, и 98 – это реально.

– Чего сделать не удалось за этот год?

– У нас были грандиозные планы по строительству полигона «Восточный» – мы должны были его закончить во II квартале этого года, но пока это событие отложено.

Остается проблема «серых возчиков». Это бич для города, районов, когда у нас безнаказанно те, кто должен везти мусор на полигон, везут в лес, овраг, а затем за счет городского бюджета эти овраги очищаются. Это огромные деньги, лучше бы их направить на развитие экологических платформ. В этом вопросе хотелось бы большего взаимодействия с органами государственной власти.

Сейчас получается так — их опасность осознали, но почему-то для исправления ситуации ничего не предпринимается. Хотя материалы, которые у нас есть по «серым возчикам», мы регулярно направляем в МВД и Минэкологии. Считаю, что должна быть более принципиальная позиция в борьбе с этими «серыми возчиками». Если мы не будем беречь нашу природу, то тогда о какой защите экологии может идти речь.

KazanFirst

– Как вы боретесь с «серыми возчиками»?

– Мы стараемся привлекать к проблеме внимание соответствующих органов. Однако поступает очень много писем от контролирующих органов, где они расписываются в своем бессилии, то есть факт преступления есть, а наказать за него невозможно. Посмотрите на сайты объявлений и увидите количество предложений, в которых предлагают вывезти мусор. Ценник у них ниже, чем у ПЖКХ. Есть три вида «серых возчиков»: те, кто везет на полигон, кто вывозит на наши контейнерные площадки в дальних поселках и любители оврагов.

– Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный план по борьбе с этим явлением?

– Если поймали «серого возчика», нужно конфисковать автомобиль. Автомобиль – орудие правонарушения. А что есть сейчас — даже если его поймают, то он заплатит за штраф копейки и продолжит это делать.

«Призываю мне скидывать видео, где запечатлено, что в автомобиль складывается желтая сетка и зеленый контейнер. От меня будет ценный приз»

В своих первых интервью на посту генерального директора УК «ПЖКХ» вы говорили, что процент сортировки мусора всего 1%, что, конечно, мало. Изменился ли этот показатель?

– С каждым днем этот показатель больше. В три раза вырос объем сортировки в жёлтых сетках и обычного мусора. Мы увеличили мощность сортировочной станции, привлекли новых специалистов, увеличили объем завозимого мусора.

— В соцсетях идут активные споры, действительно ли желтые и зеленые сетки имеют разный пункт назначения. Или все на один полигон…

— Когда слышу такие утверждения, призываю мне скидывать видео, где запечатлено, что, например, в автомобиль складывается желтая сетка и зеленый контейнер. От меня будет ценный приз. За год мне пока никто это видео не отправил. Потому что водителей у нас за это строго наказывают. Все понимают, что это принципиальная позиция нашего предприятия, руководства.

Что касается жёлтых сеток, то их сейчас порядка полутора тысяч, до конца года планируем довести до 2700 во дворах.

KazanFirst

– Что нужно сделать, чтобы во дворе поставили жёлтую сетку?

– Для того, чтобы во дворе появилась жёлтая сетка, необходимо написать в Телеграм-канале «УК «ПЖКХ» в комментариях, вашу заявку примут, проверят техническую возможность установки и у вас появится жёлтая сетка. Мы хотим пойти неформальным путем: поставить жёлтую сетку, в нее кроме обычного мусора ничего складывать не будут, а мы ждем инициативы от жителей, которые хотят сортировать, и мы им такую возможность готовы предоставить.

Жёлтая сетка – это наш благотворительный социальный проект. В день вывозится порядка 3-4 тонн. Ошибочное мнение, что отсортированный отход ничего не стоит. Его надо привезти, отсортировать, хранить, выложить в удобные брикеты и отправить на производство. Вывоз каждой желтой сетки в экономике предприятия — 360 рублей, а мы это делаем каждый день.

— Есть мнение, что в желтые сетки нужно складывать исключительно пластик. Уже не раз говорили, что это не так, тем не менее доходит информация не до всех.

— Мы здесь немного отстаем в информационной повестке. Ставим желтую сетку, а человек не понимает, что в нее можно положить. Когда я услышал от коллег из мэрии Казани, что, по их мнению, в желтую сетку можно положить исключительно пластик, то был удивлен этой ошибке. Но уж если мы с вами не знаем этого, то и горожанин точно не в курсе. Поэтому мы заказали информационное табло о том, что можно складывать в желтую сетку. Сейчас оно появится на всех новых сетках. На те сетки, которые уже расставлены в городе, потихоньку будем расставлять.

«Если 30% из того, что вы купили, оказывается у нас на полигоне, значит, вы на 30% купили больше, чем можете съесть»

— Мы находимся в уникальном месте, где даже зубные щетки и пластиковые карты имеют право на вторую жизнь. Расскажите об этом уникальном проекте для продвинутых экоактивистов.

– «Точка сбора» – это наш проект для сортировки не просто пяти фракций, как в желтой сетке – бумага, стекло, металл, пластик и тетрапак, а 39 фракций. Для этого необходимо сюда приехать и отсортировать. Здесь и электронику принимают. Конечно, профессионалов в городе не так много – в месяц приезжает около 400 человек.

– Какой объем мусора привозят?

– Например, за апрель сдали порядка восьми тонн. Для миллионного города мало, но это только первый шаг. Чтобы люди начали сортировать мусор, им нужно дать такую возможность. Если ты готов сортировать на пять фракций, желтая сетка находится около дома на контейнерной площадке, а ты продвинутый пользователь, то добро пожаловать на «Точку сбора». Всё это будет переработано, ничего отсюда не попадет на мусорный полигон. Очень важно, что «Точка сбора» получила большое внимание и признание жителей. Хотелось бы, чтобы такая точка сбора была в каждом районе. Сейчас мы совместно с мэрией города ищем площадки для того, чтобы это сделать. Мы дадим этому проекту второе дыхание. Это наш благотворительный проект, здесь нет прибыли, он не окупается.

Мы уменьшаем количество мусора, которое идет на полигон. Всё, что собрано в жёлтых сетках и здесь, идет на переработку производителям пластиковой мебели, стекла.

Человек сюда может привезти покрышки, чтобы они не оказались в обычных контейнерах, и оргтехнику, потому что в оргтехнике находятся те металлы, которые не должны попасть на полигон, – это отравляет почву еще больше – там есть батарейки, зарядные устройства. Также мы совместно с городом провели акцию по сбору шин. Если осенью, когда люди меняли резину, мы собрали примерно 600 кубометров покрышек, то в весенний период собрали уже 1 000 кубометров. Тысяча «кубов» для многомиллионного города – это мало, но мы видим динамику. Резину мы моем, чистим, грузим на большие грузовики и отправляем в ПАО «Татнефть», где её перерабатывают и делают из неё резиновое покрытие, в том числе для детских площадок.

Экоактивисты обращаются: «Давайте это поставим», «Мы хотим то сортировать». Кто бы мог подумать, что можно сортировать в том числе бритвенные станки и зубные щетки. Еще раз уточню — это не окажется на полигоне.

40% упаковок находятся на полигоне, у нас же сейчас пакет в пакете: чайный пакетик в индивидуальном пакетике, потом коробка, слюда. Вторая большая составляющая часть наших отходов – пищевые. Именно они плохо пахнут на полигонах.

– Являются ли пищевые отходы самыми безобидными с экологической точки зрения?

– Не скажу, что они самые безобидные. Почему у нас образуются пищевые отходы? Потому что хорошо работает маркетинг и реклама. Мы с вами заходим в магазин, где всё блестит и горит, и мы здесь как сознательные жители должны позиционировать умеренное потребление – меньше покупать. Если 30% из того, что вы купили, оказывается у нас на полигоне, значит, вы на 30% купили больше, чем можете съесть.

 «Я считаю, что если призываем горожанина быть ответственным, то и бизнес должен быть ответственным»

— Как строятся отношения с предпринимателями – крупным и средним бизнесом? Сколько уже заключили с вами договор?

– Мы заключили почти 14 тысяч договоров с бизнесом. Есть дисциплинированные – начали работать на рынке и сразу заключают договоры. Но есть и те, кого нужно ловить, и мы ловим. Мы же понимаем, что если магазин работает, то есть отходы, договор не заключен, значит, эти отходы скидывают в баки к жителям.

Мы подаем на них в суд и разбираемся в судебном порядке. Судебная практика уже есть. Но хотелось бы выстроить нормальные партнерские отношения, когда обе стороны выигрывают. Почему горожанин должен платить за мусор магазина?

KazanFirst

Есть и крупные компании, которые до сих пор не заключили договоры. Когда вы ходите по нашему замечательному городу и видите синие ларьки с мороженым, то, уверяю вас, договор с нами не заключен. Считаю, что это неэкологичное, безответственное отношение к городу.

Есть и другие хитрости, к которым владельцы бизнеса прибегают, чтобы не заключать договор. Например, в торговом центре 100 арендаторов.

Кроме того, зачастую коммерческие организации пытаются намеренно занизить калькуляцию платы за ТКО, скрывая расчётные единицы: торговую площадь, количество сотрудников, посадочных мест и т.д.

Это же касается и населения. По статистике Минстроя РТ, в 2023 году в республике введено в эксплуатацию 1 млн 702 тысячи кв. м объектов индивидуального жилищного строительства. Большая часть из новых домов ИЖС приходится на Западную зону ответственности ООО «УК «ПЖКХ». При этом собственники домовладений не спешат заключать договоры на обращение с ТКО и мы вынуждены проводить договорную кампанию самостоятельно, дополнительно неся затраты на получение данных из ЕГРН по вновь зарегистрированным домам.

Я считаю, что если призываем горожанина быть ответственным, то и бизнес должен быть ответственным. Почему кто-то не просто собирает мусор, но и сортирует его, сдает на переработку, а кто-то только делает вид.

– Получается, они пользуются услугами «серых возчиков»?

– Они не пользуются услугами «серых возчиков», потому что это сопоставимые деньги, «серые возчики» тоже мусор вывозят за деньги. Все проще. Есть контейнерная площадка рядом, уборщица или дворник несет мусор туда, тем самым решается вопрос.

– Кто должен сделать первый шаг по заключению договоров?

– Предприниматель, это его обязательство перед законом. Есть те, кто делает, есть те, кто не знает или забыл. Никто же без лицензии не открывает бизнес. Все отношения должны быть в правовых рамках. Должен быть договор с регоператором. А мы вынуждены бегать за ними. Но радует, что количество ответственных людей растет и будет расти.

– Какой тариф вывоза мусора для предпринимателей сейчас?

– На сегодняшний день такой же, как и для жителей, – 528 рублей 44 копейки за кубометр. С 1 июля тариф вырастет до 549 рублей 58 копеек. Кубометр – это достаточно много. Например: объем зеленых контейнеров, которые установлены во дворах, 1,1 кубометра.

Конечно, нас тариф не устраивает. Рост тарифа за год произошел на 4%. Между тем реалии таковы, что зарплаты выросли за год на 15-20%, транспорт на 30%, рост стоимости запчастей доходит до 50%.

KazanFirst

– Какой тариф вы считаете для вас самым приемлемым?

– Определение тарифов — дело комитета Республики Татарстан по тарифам, но нам хотелось бы быть экономически целесообразным, ведь мы тоже один из крупнейших налогоплательщиков. Повышать нужно в том объеме, на который у нас растет индекс потребительских цен, стоимость материалов и оборудования, иначе мы придем к тому, что по улицам будут ездить старые мусоровозы, которые начнут ломаться и выходить из строя. Всё это скажется на потребителях, которые не будут вовремя получать услугу.

Можно провести аналогию с коммунальными предприятиями. Услуга по вывозу ТКО – тоже коммунальная услуга. Водоканал, тепловые предприятия сейчас страдают от недофинансирования в связи с тем, что всегда было удерживание тарифа. Соответственно денег на ремонт не хватает, и уже коммунальные коллапсы в сфере энергетики и водоснабжения прокатились по стране. И куда деваться — сразу идет рост на 20-25%. Лучше стабильно делать рост на 6-7%, чем сначала это делать по 4%, а потом сразу на 25% повышать.

– Выстроены ли у вас каким-то образом взаимоотношения с регоператором Восточной зоны?

– С руководством ООО «Гринта» взаимодействуем, возглавляет регоператор Фагимова Евгения Анатольевна. У нас регулярные встречи, мы обсуждаем, во-первых, законодательные инициативы, во-вторых, стараемся быть в канве тех задач, которые нам ставит Минстрой. Есть такой момент, когда один и тот же предприниматель, работая в той или иной зоне, пытается каким-то образом провести манипуляции. Мы не конкуренты, потому что у нас зона ответственности разделена, нормальные партнёрские отношения, где мы четко понимаем, что можем друг друга поддержать.

«Мы-то закрыть полигон можем, но тогда куда вы свой мусорный пакет завтра отнесете?»

— Мусорный полигон – это, по сути, большая гора мусора, которая должна сильно пахнуть. Мы в непосредственной близости, но сильного запаха нет.

– Основной момент в эксплуатации полигона – правильная эксплуатация. Здесь работают опытные специалисты, которые следят, чтобы все делалось по инструкции, требованиям, ГОСТу. Когда в наш адрес начались упреки, что пахнет сильно на расстоянии 5-10 км, мы решили нанять экспертную организацию, которая будет постоянно делать замеры в режиме реального времени.

Мы наняли ЦЛАТИ (ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»), чтобы результаты всеми остальными участниками процесса не ставились под сомнение. На сегодняшний день превышение не выявлено.

– Расскажите технологию пользования полигоном для тех, кто этого никогда не знал.

– Высота около 40 метров, это 14-этажный дом, а глубина котлована 9 метров.

На дно котлована уложена геомембрана толщиной 2 мм, которая не пропускают в землю фильтрат – специфичную жидкость, образованную в результате процесса гниения. Мусор складируется и каждый раз пересыпается, как слоенный пирог: два метра уплотненного мусора и 20 см пересыпка минеральным грунтом. Это нужно в целях пожарной безопасности и чтобы не было запаха.

Мусор на полигоне обязательно уплотняется специальным катком-уплотнителем до степени сжатия 1 200 кг/кубометр. Это позволяет снизить вероятность образования пустот и для целей пожарной безопасности – в спрессованные отходы воздух не попадает, а значит, снижается риск возгорания.

Помню, как горел полигон на Самосырово в 2008 году. Тогда, работая в комитете ЖКХ по городу Казани, я принимал участие в тушении этого полигона. Он горел несколько месяцев. Потушить водой его невозможно, можно только засыпать грунтом. Есть полигоны в других регионах,  которые горят уже несколько лет.

– Неоднократно говорилось, что полигон на улице Химической практически исчерпал проектную мощность. Следующий полигон вы прогнозировали на 3-4 года, а что будет, когда и он себя исчерпает?

– Для строительства нового полигона нужна земля. То есть мы хорошую качественную землю, которую можно было бы пустить под строительство домов или инфраструктуры, используем для строительства мусорных полигонов. Плюс у этих полигонов есть защитные зоны от 500-1000 метров. Самосыровский полигон когда-то был на краю города, но сейчас, учитывая то, как развивается ЖК «Весна», «Светлая долина», это уже оказывается не так далеко. Земли могли бы быть в полезном обороте. Если мы не задумаемся над сортировкой, над умеренным потреблением, количество полигонов будет только расти. На нашем с вами веку мы сможем увидеть открытие еще 5-7 полигонов.

– Что ждет полигон после закрытия?

– После закрытия полигона происходит процесс рекультивации. Его засыпают землей, ставят специальное оборудование, которое отводит газы из этого полигона, территорию засеивают травой, высаживают деревья, образовываются искусственные холмы. Но это мертвая земля, на ней построить ничего невозможно.

– Сколько должно пройти времени, чтобы как-то начать её использовать?

– Использовать эту землю нельзя будет никогда. Например, стекло не разлагается совсем, полиэтилен имеет огромный срок разложения, а еще весь этот мусор пожароопасен. Образовывается газ, и брошенная на полигоне спичка может привести к такому пожару, что надо будет тушить месяцами. Здесь со строительством перспектив точно нет – никто не захочет жить на полигоне, да это и небезопасно.

– То, что вы говорите, страшно. Почему бы не водить экскурсии на мусорный полигон и не рассказывать о перспективах захламления городов? Стоит только раз увидеть, во что может превратиться дорогая и плодородная земля…

– Это комплексная задача по информированию, просвещению школьников и взрослых. Нужно понимать, что эта проблема существует и ее надо решать. Мы чище делаем нашу квартиру, но мы не делаем чище природу вокруг нас. Спрашивают: «Когда вы закроете полигон?», мы-то закрыть его можем, но тогда куда вы свой мусорный пакет завтра отнесете?

– Может, пришло время признать бесполезность просветительской работы и ввести штрафы?

– Я считаю, без штрафов не обойтись: чтобы люди задумались и понимали, что это не шутка. Но нужно сначала рассказать. Допустим, я вам рассказал, что надо пристегиваться в автомобиле, и вы знаете, что надо пристегиваться, дал вам возможность пристегиваться, то есть дал вам ремень безопасности, но вы не хотите это делать, тогда штрафы. То же самое с желтыми сетками. Вот мы выставили жёлтые сетки, объяснили вам, что куда складывать, и вы поняли, но не делаете. Тогда штраф.

– Жалобы жителей сократились на вывоз мусора? На что в основном жалуются?

– По сравнению с прошлым годом количество жалоб сократилось в два раза. Жалуются обычно в высокий сезон. Вчера, например, поступило 13 жалоб. Нужно учитывать, что у УК «ПЖКХ» 18 тысяч контейнерных площадок и 13 жалоб – это немного. Чаще всего жалобы бывают из одного и того же района. Например, «серый возчик» приехал, выгрузил строительный мусор в бункер. Приехала наша машина забирать этот бункер, понятно, что строительный мусор весит больше обычного и мусоровоз его поднять не может. Мы заказываем специальную строительную технику – ломовоз, которая этот мусор должна перегрузить в КАМАЗ и вывезти. Есть временной промежуток. Скорее всего, если мусоровоз приехал вечером и не смог вывезти, то утром он дает заявку и приедет ломовоз. За это время люди возвращались с работы, накидали еще мусора и пишут жалобу, что полная контейнерная площадка.

KazanFirst

Регоператор – заложник этой ситуации, ведь мы вывозим мусор, но надо понимать, что за содержанием контейнерной площадки и вокруг нее отвечает балансодержатель: в многоквартирных домах – управляющая компания, а в поселках – администрация районов.

Задача балансодержателя — чистить снег, содержать контейнерную площадку в чистоте, опрятности, в том числе вывозить строительные отходы, которые появились, вывозить ветки, ботву, зелень, то, что не является ТКО, отдельным бункером, отдельной техникой. Нам приходится этим заниматься, но у нас на это не всегда хватает времени и сил, потому что нам нужно заниматься ТКО, а мы занимаемся вывозом строительных отходов, которые «серый возчик» туда нагрузил.

– Расскажите, как у вас строятся взаимоотношения с пунктами приема вторичного сырья.

– Пункты приема вторичного сырья – это предпринимательское сообщество. Мы их знаем, мы с ними взаимодействуем, они наши союзники. Сейчас в связи с тем, что вторичные материальные ресурсы очень сильно подешевели, экономика многих предпринимателей ухудшилась, поэтому они закрыли точки сбора. Есть активисты, которые до сих пор работают, они большие молодцы. Я считаю, что они делают как минимум благое дело. Мы в партнерских отношениях — где-то мы помогаем, где-то они нам. Друг друга поддерживаем, потому что делаем общее дело. УК «ПЖКХ» в версии 2.0 – это не про мусор, это про новую экологическую повестку, и здесь нам союзники очень нужны.

«Если завтра в четыре утра люди, которые вывозят мусор, не выйдут на работу и этот простой продлится день, три дня, то в городе начнется коммунальный коллапс»

– Расскажите о людях, которые здесь работают.

– Работа очень непростая. И всем, кто занимается сферой обращения с отходами, низкий поклон. Каждый из нас убирается в квартире, а вот эти люди убирают в городе, чтобы было чисто. Это несладкая работа, тяжелая, изнуряющая, смены длятся по 13-14 часов, это практически круглосуточный режим работы.

Смена начинается в четыре утра, потому что город генерирует мусор круглые сутки и у всех желание проснуться уже в чистом городе. Но для того, чтобы было чисто, эти люди должны сделать свою работу.

– Как можно сделать эту профессию престижной и желаемой?

– Мы уже говорили о проблемах заработной платы. Наша заработная плата порядка 70 тысяч, 70-80 тысяч получает водитель мусоровоза, и это гораздо меньше, чем получает дальнобойщик. Уважение к этой профессии нужно ввести через ее полезность, через вопросы экологии, через уважение в коллективе. Мы пытаемся поднять наш командный дух, ведь кроме нас это никто не сделает. Если, гипотетически, завтра в четыре утра люди, которые вывозят мусор, не выйдут на работу и этот простой продлится день, три дня, то в городе начнется коммунальный коллапс. Без этих людей город не сможет существовать.

«В 2007-2008 годах город генерировал около 1 000 тонн мусора в день, сейчас эта цифра увеличилась до 1600-1700»

– К чему вы в идеале идете?

– Количество мусора с каждым годом только растет. Задумайтесь, город в 2007-2008 годах генерировал около 1 000 тонн мусора в день, сейчас эта цифра увеличилась до 1600-1700. Всему виной хороший маркетинг и желание непомерного, бесконтрольного потребления.

В идеале должно быть нулевое захоронение. То есть вся упаковка должна быть отсортирована и отправлена на переработку, пищевые отходы, которые можно компостировать, превращать в грунт и использовать в благоустройстве. Если мы к этому придем, то количество отходов резко сократится. И мы к этому обязательно придем, если хотим заниматься экологией, любить свой город, свою республику, страну и планету.

 


«Если оплатите не вы, то ваши дети»: тарифники РТ хотят превышать лимит индексации

Comment section

9 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Насчёт экологической грамотности я полностью согласна. Загадили уже всё, что можно, а просвещения по этому вопросу нет. Я бы такой предмет в школах ввела бы

  2. На 18000 площадок всего 13 жалоб? Да это не просто немного, это ничего, ничтожно малый процент.

  3. Если действительно на месте после рекультиваци высадить деревья, то это хоть как-то загладить вред. Деревья воздух чистят

  4. Успехов команде УК ПЖКХ. Казань давно ждет ваших благих, далекоидущих намерений. Привести к нулю захоронение — идеальный вариант. Побольше просветительской работы, с яслей. Моя 3-летняя дочь уже научилась сортировать отходы дома в отдельный короб «для желтой сетки». Знает, что в выходные мы вместе отнесем это в желтую корзину, а потом на фабрике из переработанного пластика сделают что-то полезное. Перевоспитать наше поколение возможно, но сложно и не всем это под силу — достучаться до человека, который выбрасывает мусор в окно или не в состоянии донести аллюминиевую банку от напитка до урны. Пусть наши дети растут более социальноответственными и социальноактивными.

  5. Молодец! Успехов в твоей нелегкой работе, здоровья и понимания жителей города, тогда мы будем жить в чистом городе 🙏❤️

  6. Пусть уважаемый руководитель ПЖКХ проедет по поселкам города в конце выходных — ужасающая картинка, заставленные всяким мусором, рваньем и мешками со строймусором кучи и контейнеры!И это в 3 столице России, якобы… надо что-то уже решать с этим варварством!

  7. Ну для начала самим бы людям не мусорить, а то устраивают свалки где попало, а потом жалуются, что все загажено

  8. Тут конечно безспрекословный пример для подражания и лидер, это Китай и Южная Корея, у них сортировка мусора практически в культ возведена, вот к чему надо стремиться

  9. У нас как будто невозможно привить людям сортировку мусора, особенно когда все потом сгружают в одну машину

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *