От сыроварен до улиточных ферм: как агротуризм в Татарстане становится драйвером развития сел

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ

Татарстан входит в тройку лидеров России по популярности агротуризма, уступая только Калининградской и Псковской областям. При поддержке государственных грантов местные фермеры развивают новые направления, превращая сельский отдых в бизнес и инструмент развития территорий. Но хотя интерес путешественников к агротуризму растет, пока в общем доходе фермеров прибыль от оказания туристических и экскурсионных услуг не превышает нескольких процентов.

Согласно аналитике ВЦИОМ, из 90 млн человек, которые ежегодно совершают путешествия по стране, за последние два года посещали объекты сельского и агротуризма 22%, при этом 17% в качестве направления выбирают юг России, 16% — регионы Центрального федерального округа, 13% – объекты Северного Кавказа.

По данным Россельхозбанка, в России на сегодня действуют более семи тысяч таких объектов, а доход предпринимателей от этого вида деятельности превышает 250 млрд рублей в год. Казалось бы, цифра внушительная, однако на общий доход фермеров она практически не влияет. При нынешних темпах роста отрасли этот показатель достигнет пяти процентов только к 2027 году.

«Как вы хотите, чтобы о вас узнали»?

Иллюстрируя потенциал сельского туризма, советник председателя правления Россельхозбанка Любовь Белеску приводит статистику Японии – 13 тысяч объектов и доход в $19 трлн. В этом году доля сельского и агротуризма в суммарном доходе японских фермеров составит от 40 до 60%. К 2035 году прирост отрасли составит 53%.

– Только за 10 дней цветения сакуры страна зарабатывает на туристах порядка пяти-шести миллиардов долларов. А что такое цветение сакуры? Это просто цветущее дерево, ничего даже делать не надо. У нас тоже есть шикарные яблоневые, вишневые, персиковые сады. Так почему же нам на этом не начать зарабатывать? – говорит Белеску.

Фото: Дмитрий Граница

Отвечая на собственный вопрос, эксперт отмечает недостаточную осведомленность потенциальных потребителей сельских туристических услуг о действующих проектах – по ее словам, низкая узнаваемость является главным сдерживающим фактором в развитии сельского и агротуризма:

– Фермеры говорят: «У меня посевная, у меня корова, я работаю, мне некогда заниматься соцсетями, некогда красиво сфотографировать объект и разместить о нем информацию в интернете. И вообще, где я, а где соцсети. А как вы тогда хотите, чтобы о вас узнали и до вас доехали?

Суровый избинг уходит в прошлое

С сельским туризмом связано несколько стереотипов, давно не соответствующих текущим реалиям.

– Если вы считаете, что на вашем объекте не должно быть интернета, потому что люди приехали отдохнуть от избытка информации, то это миф – многие сейчас работают удаленно, у многих пожилые родители, с которыми надо держать связь даже на отдыхе. Пусть не в каждом домике, но в какой-то определенной точке интернет у вас должен быть, – убеждал участников школы агротуризма начальник отдела развития сельского туризма Управления развития малого агробизнеса Министерства сельского хозяйства РФ Андрей Тутариков.

То же самое, по его мнению, касается и телевизора в номере: если люди хотят отдохнуть от эфира, они его просто не включат. Аналогичная ситуация с бытовыми условиями: на матрасы, наполненные сеном, дровяную печь и удобства во дворе согласны немногие «экстремалы», большинству же требуются привычные городские удобства.

– Путешествующие люди привыкли к определенному стандарту и определенному уровню сервиса – это хороший подъезд, парковка, но первое – это хороший, чистый, современный туалет. Кабинки далеко в прошлом, и люди уже не ожидают увидеть нечто подобное на объектах, – признался председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Фото: соцсети проекта «Сытая Дуся»

Еще одна тенденция в отрасли сельского гостеприимства – переход из разряда экзотики в категорию осмысленного туризма, когда людям важна событийная составляющая. По словам спикеров школы, время избинга, когда люди ехали в деревню просто подышать свежим воздухом и выспаться в тишине, уходит в прошлое. Привлечь гостей могут лекции, мастер-классы, праздники, фестивали, а организовать их можно в, казалось бы, самое неподходящее время и в самый низкий сезон. Иллюстрацией может служить кейс из Костромской области, где на одной из мясо-молочных ферм в ноябре будет проводиться… фестиваль вина: регистрация на событие закрыта уже за несколько недель до его проведения, несмотря на то, что винный фестиваль проводится в этой локации впервые.

Ну и куда без сельской гастрономии – отправляясь на ферму, рыбоводческое хозяйство, сыроварню или виноградник, люди едут за вкусной, натуральной, аутентичной едой.

«Якорем» может стать любой объект»

По статистике, которую привела Любовь Белеску из «Россельхозбанка», из 90 млн внутренних туристов 43%, или 39 млн человек, путешествуют на автомобиле. Для них нет особой разницы, сколько километров придется проехать до объекта – 100, 200 или 500. И это создает отличные возможности для кооперации нескольких проектов в сфере агротуризма и объединения их в единый туристический маршрут, которых по стране уже порядка трехсот.

Один из них – проект «В гостях у сытой Дуси» в Ивановской области. Базовой точкой маршрута служит сыроварня-пекарня «Сытая Дуся» фермера Павла Груздева, где можно остановиться на ночевку, вкусно поесть, приобрести фермерскую продукцию и стать участником мастер-класса по сыроварению. В 12 км от «якоря» находится еще один объект сельского туризма – принадлежащая главе КФХ Александру Пелевину база отдыха «Русский заповедник» с широким ассортиментом услуг. Помимо этих двух объектов маршрут включает в себя посещение городов Юрьевец и Кинешма, двух древних сел и, в зависимости от сезона, тематических мероприятий.

Фото: соцсети проекта «Сытая Дуся»

– «Якорем» путешествия может быть любой объект. Мы привыкли считать, что вот едет человек на машине – остановился у нас, покушал, отдохнул и поехал дальше. Это один расклад. Но если у вас или вашего партнера есть средство размещения, вы можете стать тем самым «якорем», который прочно зацепит туристов, – убежден Тутариков.

При этом агротуризм служит не только дополнительным источником дохода для сельхозпроизводителей. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Зяббарова, он становится эффективным инструментом для создания новых рабочих мест и развития сельских территорий в целом.

– Это не просто новый вид бизнеса, но и способ сохранения культурного наследия, традиций и популяризации сельского образа жизни, – сказал он в своем обращении к участникам школы.

Схожей точки зрения придерживается исполнительный директор Национальной ассоциации организаций по развитию сельского и экотуризма Вадим Калиничев. При этом он отмечает растущий интерес к такому бизнесу со стороны коренных горожан.

– В Псковской области организован трехдневный маршрут «С грохотом по фермам», включающий в себя семь объектов, шесть из которых были реализованы людьми, бросившими город ради сельской жизни, – рассказал он.

На подъеме пчелы, вино и улитки

Поддержка сельского туризма была выделена в отдельное направление в 2022 году, когда Минсельхоз РФ в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» запустил грантовую программу «Агротуризм», ключевым условием которой является сохранение производства сельхозпродукции на уровне не менее 70% в бизнес-портфеле фермера и рост ее реализации за счет привлечения гостей. В 2022-2025 гг. ведомство поддержало 301 проект, включая 12 проектов из Татарстана на сумму около 100 млн рублей. В частности, в прошлом году были поддержаны пять республиканских проектов с реализацией в 2025 году: «Деревня Скородумовка» в Пестречинском районе (грант на 10 млн рублей), «Рыболовный туризм в Кайбицком рыбхозе» (на 7 млн рублей), «Ягодное королевство «АртСад»» в Кайбицком районе (на 10 млн рублей), «Возрождение села» в Альметьевском районе (на 10 млн рублей) и «Агротур «Зеленая гавань» в Апастовском районе (на 5 млн рублей).

Фото: Дмитрий Граница

По числу гостей, побывавших на объектах, поддержанных грантом «Агротуризм», Татарстан входит в тройку лидеров, хотя внушительными цифры пока не назовешь – 113 тысяч человек с момента запуска грантовой программы. По этому показателю республика уступает только Калининградской (242 тыс. человек) и Псковской (138 тыс. человек) областям. Всего же с 2022 года поддержанные проекты посетили более одного млн туристов и экскурсантов, а средний прирост выручки получателей гранта от реализации своей продукции составил 20%.

Почти половина грантополучателей – это фермы, на которых можно познакомиться с животными, покататься на лошадях, продегустировать фермерские молочные продукты и мясную гастрономию: за четыре года Минсельхоз РФ поддержал 160 подобных проектов. Кроме того, грант получили 40 сыроварен, 37 рыбоводческих ферм и 29 хозяйств, предлагающих гостям стать участником сбора урожая.

Фото: министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ

Что касается традиционного сельского быта, винодельчества, пчеловодства с апитерапией, улиточных ферм, то здесь число одобренных проектов не превышает десятка в каждой из категорий. Именно на эти ниши Минсельхоз РФ рекомендует обратить внимание потенциальным организаторам сельских туристических маршрутов:

– Это те сегменты, которые в части сельского туризма по линии Минсельхоза пока совершенно не заполнены. Если вы хотите придумать что-то уникальное, если ваша основная деятельность совпадает с нижней частью списка, то это тема, над которой мы рекомендуем вам подумать, – сказал Андрей Тутариков.

Минсельхоз подружит агротуризм с РЖД и «Яндексом»

Со следующего года поддержка сельского туризма будет осуществляться по двум направлениям: помимо гранта «Агротуризм» профильное ведомство в рамках нового федерального проекта развития малого агробизнеса начнет выдавать субсидии на возмещение 50% затрат (не более 5 млн рублей) по созданию сельской туристской инфраструктуры – объектов для проведения тематических мастер-классов, дегустаций, точек питания, оснащение их оборудованием и мебелью, словом, всего того, что позволяет сформировать комплексную туристическую услугу.

В министерстве также рассчитывают, что дополнительный стимул развитию сельского и агротуризма придаст соглашение с Ассоциацией туроператоров, которые до недавнего времени не проявляли заметного интереса к этому виду услуг – по признанию Тутарикова, «многие даже не понимают, зачем везти экскурсантов к нам на объекты»:

– Да и многие объекты сами еще не готовы к приему больших экскурсионных групп. Сейчас ведется системная работа с АТОР по привлечению туристов и экскурсантов на объекты агротуризма, чтобы ассоциация помогла правильно подготовить объекты.

Фото: Дмитрий Граница

Со следующего года начнется реализация совместного проекта с РЖД по созданию тематических сельских ж/д маршрутов и включению фермерских продуктов в меню вагонов-ресторанов.

На 2027 год намечено включение объектов сельского туризма в круизные речные маршруты, хотя отдельные кейсы уже есть – например, в Пермском крае на причале речного вокзала работает фермерская лавка с продукцией локальных сельхозпроизводителей. Встречает участников речных круизов своей продукцией и автор «Сытой Дуси» Павел Груздев.

В отдельный блок в Минсельхозе РФ выделяют взаимодействие с «Яндексом».

– Необходимо настроить поисковик так, чтобы объект сельского туризма было легко найти и идентифицировать. Работа сложная, но эту тему мы обязательно доведем до конца, – уверен Тутариков.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Живых коров меняют на биореакторы: тревожные перспективы молочного рынка обсудили в Казани

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. В целом поддерживаю развитие агротуризма: это рабочие места, сохранение традиций и отличная альтернатива для отдыха

  2. Сыр, улитки
    здорово, что в деревнях появляется что-то новое и интересное

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *