«Если согласуют отдельный бюджет на софинансирование проектов с частным капиталом, то тоже будем в тройке», — так глава АИР Талия Минуллина оценила девятое место Татарстана в рейтинге развития государственно-частного партнерства. Эксперты KazanFirst расходятся в оценке этого инструмента. Одни считают, что это «понятное вложение для бизнеса». Другие говорят, что государство «перестраховывается по 33 раза» и частнику легче делать проект самому.
Татарстан занял девятое место в рейтинге оценки государственно-частного партнерства (ГЧП) субъектов России, который составляет Минэкономразвития РФ. В тройке лидеров оказались Москва, Санкт-Петербург и Самарская область.
Также республика уступила Нижегородской области, Пермскому краю, Подмосковью, Ленинградской области и Краснодарскому краю. Положение Татарстана в федеральном рейтинге немного улучшилось. Годом ранее у РТ была десятая позиция.
— У нас нет госпрограммы по развитию ГЧП как у регионов-лидеров с бюджетом под такие проекты, — объяснила KazanFirst глава Агентства инвестиционного развития (АИР) Татарстана Талия Минуллина.
По ее словам, если «руководство республики согласует отдельный бюджет на софинансирование проектов с частным капиталом (в целях стабилизации финансовых моделей), то тоже будем в тройке».
Минуллина сообщила KazanFirst, что в республике сейчас реализуется 330 соглашений государственно-частного партнерства. Из них 193 концессии и два договора муниципально-частного партнерства. Общий объем инвестиций по ним составляет более 116 млрд рублей.
— Наиболее яркие примеры проектов: в сфере дорожного строительства — Вознесенский тракт, трасса Шали — Бавлы, в сфере спорта — комплексы «ФИЗРА». По линии муниципально-частного партнерства — реконструкция автовокзала в Заинске, оздоровительный комплекс «Аква-Регион» в Набережных Челнах.

Лидирующие позиции обусловлены реализацией крупных инфраструктурных проектов
Минэкономразвития России рассчитывает рейтинг с 2019 года. Комплексная оценка, которая определяет положение региона в итоговой табели, производится на основе объема планируемых и приведенных в исполнение инвестиций по проектам ГЧП. Приоритет при расчете значений первых двух факторов отдается регионам, реализующим длительные проекты в рамках концессионных соглашений с наибольшим объемом законтрактованных инвестиций.
По данным ведомства, до 2024 года Татарстан заключил концессионные соглашения на сумму 206 млрд рублей, из них 70 млрд рублей — сумма контрактов, которые были приведены в исполнение. Это принесло региону 20,3 балла в рейтинге. Для сравнения, лидер — Москва заключила соглашений на сумму 1,178 трлн рублей, а исполнила — на 346 млрд и получила 100 баллов. Существенное отставание от столицы демонстрирует Санкт-Петербург — из запланированных 307 млрд рублей инвестиций исполнил на 187 млрд рублей.
Татарстан также уступил Пермскому краю с 165 млрд рублей млрд рублей исполненных контрактов, Московской (153 млрд рублей), Нижегородской (140 млрд рублей), Самарской (105 млрд рублей) областям, а также Якутии (86 млрд рублей) и Ленинградской области (74 млрд рублей). В итоге республика оказалась на девятом месте.

Что касается проектов ГЧП в 2024 году, то здесь Татарстан даже не попал в десятку. Лидерами стали Санкт-Петербург, Самарская область и Москва, где, по данным Минэкономразвития, бизнес и власти совместно запустили крупные инфраструктурные проекты.
Зато Татарстан показал результат в части нормативно-институциональной среды. Тут оценивается работа органов власти, их открытость для инвесторов, а также готовность оказывать консультационную и финансовую поддержку проектам ГЧП. Здесь республика заняла шестое место и уступила только Калужской области, Ямало-Ненецкому автономному округу, Челябинской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и Амурской области.
«Понятное вложение для бизнеса, понятная польза для государства»
Председатель татарстанского отделения «Опоры России» Антон Баклашов считает, что проекты ГЧП имеют «большую перспективу».
— Сегодня закон о государственно-частном партнерстве пошел дальше. Сейчас активно развивается муниципально-частное партнерство. У нас и в муниципальных районах эта тема продвигается, — отметил эксперт в разговоре с KazanFirst.
По его словам, механизм ГЧП распространяется на социальную инфраструктуру. Бизнес строит то, что могло бы и должно строить государство. На этой почве возникает совместная деятельность. Но государственно-частное партнерство предполагает также реализацию масштабных проектов — скоростных транспортных магистралей, например. Это почти всегда очень большие деньги, работает там крупный бизнес. Для решения менее значительных задач, строительства больниц, школ, детских садов, парков существует муниципально-частное партнерство.
— Перспектива в том, что это понятное вложение для бизнеса, это понятная польза для государства. Есть понимание, где бизнес получает свою доходную часть, где государство — пользу. Это направление наберет свои обороты, я на тысячу процентов уверен, что у него перспективное будущее, — заверил Баклашов.

Долгое время препятствием в развитии государственно-частного партнерства оставался вопрос доверия друг другу. Эту проблему должен решить механизм СЗПК (сохранение, защита и поощрение капиталовложений).
— Это же долгоиграющие проекты, они реализуются на протяжении 10 лет, 25 лет, они разные. И фиксируются условия, которые соблюдаются на протяжении всего срока реализации. Эта модель уже больше пяти лет работает, и такие проекты возникают. Но это надо больше и больше распространять. Все осторожничают, — рассказал Баклашов.
По словам эксперта, в Татарстане для развития ГЧП делается очень многое.
— Я думаю, тут все зависит от инвестпривлекательности региона. Зависит от того, сколько местный региональный бюджет вкладывает в развитие региона. У нас самый успешный регион в стране и вкладываются в республику огромные средства, — заключил Баклашов.
Концессии с частными компаниями действовали еще в СССР
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая сообщила KazanFirst, что концессии с частными иностранными компаниями существовали еще в СССР. В 1926 году была основана единственная частная карандашная фабрика за все время существования советского государства. Она действовала на основе договора между правительством СССР и правлением американской концессии в лице Арманда Хаммера. По окончании срока концессионного договора в 1930 году предприятие перешло к государству и получило название Государственная карандашная фабрика имени Сакко и Ванцетти.
А один из самых успешных примеров успешных концессий, по ее словам, был реализован в Буэнос-Айресе (Аргентина) в сфере водоснабжения и канализации.
— В 1992 году министерство экономики и общественных работ Аргентины передало право управления водоснабжением и канализацией консорциуму Aguas Argentinas (возглавляет французская компания Lyonnaise des Eaux-Dumez), который выиграл тендер, пообещав снизить тарифы на 27%. В течение шести лет компания ежегодно вкладывала в строительство и модернизацию по 200 млн долларов в год. Ей удалось вдвое повысить производительность труда. В итоге потребители получили снижение тарифов, расширение сети водоснабжения и канализации, а компания получает стабильный доход от эксплуатации инфраструктуры, — рассказала эксперт.
«ГЧП — не опробованный предпринимателями продукт»
С настороженностью к государственно-частному партнерству относится первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана (ТПП РТ) Артур Николаев.
— Может выстрелить один-два крупных проекта. Государственно-частное партнерство чаще всего в инфраструктурных проектах можно наблюдать. У нас больше привыкли рассчитывать на какие-то федеральные средства. ГЧП — это еще не опробованный предпринимателями продукт. Есть несколько проектов, которые сразу приходят на ум, когда речь заходит о ГЧП. «Нижнекамские термы» всегда приводят в пример. В сравнении с дорогой, которая строится при частном партнерстве с государством, это, естественно, не тех денег стоит, — поделился с KazanFirst своим мнением Николаев.

По его словам, тесное взаимодействие с государством чревато разного рода «шероховатостями».
— Государство будет перестраховываться по 33 раза. Частнику легче принять решение и начать какой-то проект, — уточнил эксперт.
При этом Николаев понимает заинтересованность государства в том, чтобы привлечь дополнительные средства на создание социальных объектов. Среди прочего само сотрудничество с предпринимателем несет определенную экономию. Опытный хозяйственник может оптимизировать бизнес-процесс, сделать его в принципе дешевле. Наконец, тот факт, что предприниматель будет эксплуатировать конкретный объект, предполагает возможность снизить издержки бюджета. Со стороны бизнеса здесь меньше заинтересованности, считает эксперт.
— Все привыкли — или мое, или не надо. А тут, получается, ответственность твоя, а подходы все и принятие решений не всегда твое. Тут такой тонкий инструмент, поэтому, наверное, не так он активно применяется, — заметил Николаев.
Частники боятся, что государство может вставлять палки в колёса или принимать решения слишком долго, стопоря работу
Ничего себе какой огромный разрыв с Москвой, что в принципе не очень удивительно учитывая её масштабы
У бизнеса зачастую нет таких ресурсов, какие есть у государства, поэтому совместная работа частников и государства необходима, но у бизнеса слишком много недоверия