Майские холода серьезно сдвинули начало ягодного сезона не только в Татарстане, но и в целом по стране, из-за чего цены на клубнику в сравнении с тем же периодом прошлого года значительно выросли. Тем не менее, опрошенные KazanFirst эксперты советуют не паниковать и дождаться массовых продаж любимой миллионами ягоды.
Согласно данным агентства BusinesStat, за последние пять лет продажи клубники (земляники садовой) в России выросли на 33% со 135 тысяч тонн в 2020 году до 180 тысяч тонн в 2024. Одним из факторов увеличения продаж аналитики агентства называют рост числа приверженцев здорового и экологически чистого питания. Изменилась и сама структура питания: если раньше многие в качестве перекуса выбирали фастфуд, то сейчас на смену ему пришли овощи, фрукты и ягоды.
Не в последнюю очередь рост продаж обусловили возросшие поставки для общепита и промышленной переработки: помимо джемов и конфитюров, клубнику используют для приготовления морсов, компотов, безалкогольных коктейлей, детского питания и готовых блюд.
Тем не менее, потребление клубники пока не дотягивает до рекомендованного Минздрорвом РФ уровня, составляющего 13 кг ягод на одного человека в год. Это создает предпосылки для дальнейшего увеличения объемов потребления и продаж «царицы лета».
Ценовые качели
Опрошенные KazanFirst эксперты в оценке того, сколько будет стоить клубника для розничного потребителя, расходятся. В настоящее время магазины и рынки предлагают ягоду по цене, заметно превышающей прошлогоднюю. Однако здесь необходимо сделать «поправку на ветер» – из-за холодной и затяжной весны сроки массового созревания клубники сдвинулись на две-три недели.
– В этом году сезон начался ощутимо позднее, – поясняет руководитель проекта «Ягодная академия», главный редактор ИА Fruit News Ирина Козий. – Ягоды созревают медленнее, соответственно, мы медленнее и позже подходим к пику сезона, когда на рынке присутствует основной объем урожая, а цена на ягоды минимальна. Начало сезона этого года по датам совпадает с пиком сезона предыдущего, поэтому максимум сбора клубники в открытом грунте в южных регионах придется на 10-14 июня. При этом я допускаю, что на пике сезона цена на ягоду может быть даже ниже цены 2024 года.
Надеяться на доступные цены позволяют и прогнозы руководителя хозяйства «Ягодная долина» (Зеленодольский район) Ильдара Ситдикова:
– Сейчас цена на клубнику выше прошлогодней в два-три раза, и даже с учетом холодной весны мне непонятно, с чем это связано. В Татарстане обстановка по яблокам и ягодам пока очень благоприятная, мы ожидаем в этом году рекордные сборы.
Фермер также приводит прогнозы своих коллег из соседней Чувашии, где в прошлые годы под ягоду были заложены новые площади:
– Там все успешно за исключением единственной плантации, где клубничный цвет побило градом.
Руководитель «Ягодной долины» полагает, что минимальные цены на клубнику будут фиксироваться в середине июня, когда на прилавки массово начнет поступать ягода российского производства, в том числе, выращенная в Татарстане и соседних с ним регионах. Ближе к июлю цена вновь поползет вверх, поэтому фермер советует не упускать момент.
Что же касается еще одного непременного атрибута лета, черешни, то здесь надеяться на возвращение прошлогодних цен не стоит: весенние заморозки пришлись на кульминационный момент цветения всех косточковых – черешни, абрикоса, персика и нектарина. Для потребителей это означает не только поздний старт массовых продаж, но и небольшой выбор фруктов, а, следовательно, их заметное подорожание.
– Сказать определенно, сколько оно составит, нельзя, однако если брать усредненный показатель – это, скорее всего, где-то 20%, – говорит Козий. – От заморозков в начале апреля пострадали не только российские производители косточковых, но и наши традиционные поставщики – Турция, Сербия, Молдова, Азербайджан. Поэтому в этом сезоне основная часть импортной черешни на российской рынке будет узбекской, но ее будет заметно меньше.
Большему рост цен на ягоды и косточковые, по словам эксперта, препятствует их короткий срок хранения: чем сильнее они дорожают, тем меньшим спросом пользуются у потребителя, тем большую часть продукции продавцам приходится списывать, поэтому их выгоднее продать подешевле, чем выбросить.
Дорогие руки – дорогая ягода
Эксперты отмечают, что холода – не единственная сложность, с которой в этом сезоне столкнулись производители ягоды. Один из определяющих факторов увеличения себестоимости продукции – рост стоимости и дефицит рабочих рук:
– Расходы на оплату труда выросли если не кратно, то на десятки процентов, – говорит Ирина Козий. – Ягоды – это огромное количество ручного труда, хозяйствам необходимо привлекать максимум рабочей силы на очень короткий период, буквально на несколько недель на период сбора урожая.
Солидарен с ней и руководитель подмосковного КФХ «Ягодная долина» Евгений Максимов, утверждающий, что сельскому хозяйству приходится конкурировать за работников с другими отраслями:
– Дефицит рабочей силы серьезно усугубляет последствия погодных условий. Проблема особенно остро касается сезонной занятости в сельском хозяйстве и переработке. Это особенно критично в производстве ягод и фруктов. В АПК растет конкуренция за иностранную рабочую силу со строительством, а также со службами доставки, где существенно выросли и спрос, и оплата труда для неквалифицированных работников, – отмечает он.
Эксперты также указывают на подорожавшую логистику и материалы для ягодоводства, в том числе, дорогостоящие системы обогрева и укрытия растений. В то же время положительную роль на старте сезона сыграл укрепившийся рубль, который, по словам Козий, «помог ягодоводам закупиться всем необходимым по более выгодным ценам, чем это было, например, год назад».
Сети борются за ягоду
По оценке Ирины Козий, доля российской клубники рынке составляет порядка 25%. Результат неплохой, учитывая, что пик поставок ягоды из-за рубежа совпадает с сезоном массового сбора в нашей стране: на период созревания клубники в южных регионах приходятся максимальные поставки ягоды из Турции и Азербайджана; к тому моменту, как она созревает в хозяйствах центральной полосы и северных регионов, на российский рынок массово идет ягода из Сербии, Беларуси, Молдовы и Польши.
Несмотря на то, что российской клубники мало и стоит она дороже, заинтересованность в ней демонстрируют почти все крупные предприятия продуктового ритейла. Так, в прошлом году «Магнит» заявлял о двукратном увеличении поставок российской ягоды на полки и расширении пула поставщиков с 22 производителей до 30. В качестве «плюшек» он предлагает фермерам помощь в оформлении документов при взаимодействии с сетью, а также агроконтракты – договоры на поставки будущего урожая с фиксированными объемами.
Об интересе к своей ягоде со стороны «Ленты», «Магнита» и EUROSPAR говорит и Ильдар Ситдиков:
– Если они предложат нормальные цены, то будем поставлять им ягоду. Но даже если предложение нас устроит, мы не откажемся от розничных продаж: нам интереснее иметь 10-20 тысяч розничных покупателей, чем становиться рабами одной сети.
В то же время, далеко не вся российская ягода соответствует стандартам сетей: она должна быть достаточно лежкой, хорошо храниться и переносить транспортировку.
– Такие требования определяются достаточно сложной логистикой поставок продукта на полки сетевых магазинов, – поясняет руководитель «Ягодной академии». – С поля ягода отправляется в распределительный центр, а зачастую и в два – в регионе приема и регионе поставки, и только потом на полки. Соответственно, ягода должна сохранять товарный вид на протяжении пяти, а лучше 7-10 дней. Для этого нужны правильные сорта, качественный посадочный материал, отлаженные технологии подкормки и защиты, правильный сбор, охлаждение и упаковка. Обеспечить соответствие требованиям могут далеко не все производители.
Спрос на отечественную ягоду со стороны сетей отражает ее растущую востребованность со стороны потребителя в целом. Это неудивительно: чем короче путь ягоды от поля до прилавка, тем более спелой ее можно собрать, тем более вкусной и ароматной она попадет на стол потребителя. Именно поэтому многие хозяйства осуществляют доставку до двери покупателя и развивают собственную сеть продаж. В их числе – и татарстанская «Ягодная долина», которая, по информации ее руководителя, планирует в этом году открыть в Казани пять собственных точек продаж.
Переработчики предпочитают импорт
В отличие от ритейла, переработчики пока не являются крупными покупателями российской клубники, поскольку отечественные производители больше ориентированы на выращивание ягод категории «фреш».
– Производство специальной ягоды, пригодной для переработки, у нас пока очень ограничено, – поясняет Ирина Козий. – Цены, по которым переработчики закупают ягоду, как правило, ниже цены ягоды категории «фреш», а выращивать клубнику с низкой себестоимостью, где предпочтение отдается механизированному труду, у нас научились немногие.
В том, что выращивать клубнику на переработку невыгодно, согласен Ильдар Ситдиков:
– Мы располагаем мощностями по заморозке ягод; замораживаем черную и красную смородину, которую выращиваем, и отправляем ее на переработку. Что же касается клубники, то рынок категории «фреш» для нас гораздо более привлекателен.
Кроме того, у переработчиков есть свои требования к плодам – они должны быть одинакового размера и правильной формы, иметь нейтральный или слабо выраженный вкус, быть достаточно твердыми, поскольку такие сорта лучше сохраняют форму после термообработки. Наконец, в перерабатывающей отрасли важны сорта с небольшим процентом отходов – чашелистиков и плодоножек.
Об ограниченном потенциале российской ягоды говорит и коммерческий директор компании «Эссен Продакшн АГ» (бренд «Махеевъ») Николай Орлов:
– Речь, прежде всего, о небольших объемах производства, сезонности созревания ягоды, высокой себестоимости ее производства и дефиците качественного сырья. Ключевые требования к ягодам категории «фреш» – это внешний вид и короткие сроки хранения, тогда как для переработки важнее определенные вкусовые свойства и возможность промышленной обработки.
Ежемесячно предприятие перерабатывает порядка 1,5 тысячи тонн ягоды в ассортименте, которая поставляется преимущественно из Китая, Египта и в меньшей степени – из южных регионов страны. Тем не менее, по словам Орлова, российские производители активно развивают мощности по глубокой переработке ягод:
– Ставка делается на технологии шоковой заморозки и кооперацию с фермерами. Однако чтобы конкурировать с иностранными поставщиками промышленной ягоды на равных, им необходимо инвестировать значительные средства в оборудование и логистику, – заключает он.
На достойных позициях
Оценивая долю татарстанской клубники на региональном рынке, Ситдиков называет цифру всего в 2%. Тем не менее, среди регионов, производящих ягоду в промышленных масштабах, республика смотрится вполне неплохо.
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, в регионе работают порядка 70 крупных хозяйств, специализирующихся на плодово-ягодных культурах, а отведенные под них площади составляют более 900 га.
Если верить Росстату, по этому показателю Татарстан входит в топ-5 субъектов, уступая Алтайскому краю, Новосибирской области и Башкортостану (данные за 2023 год). По валовому сбору ягодных культур Татарстан тоже занимает весьма достойные позиции: девятое место и без малого тонна собранных культур (данные Росстата за 2023 год). Конечно, это кратно меньше, чем у лидера ягодоводческой отрасли, Краснодарского края, но сопоставимо с входящими с зону Черноземья Липецкой и Воронежской областями.
Статистика Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ хоть и скромнее, но тоже иллюстрирует потенциал ягодной отрасли республики. По валовому сбору плодово-ягодных культур в округе в прошлом году Татарстан замкнул топ-3 в ПФО после Нижегородской и Самарской областей с урожаем 60,3 тонн, по площадям – занял четвертое место в округе, уступая Саратову, Самаре и Башкортостану. При этом в ведомстве фиксируют тенденцию увеличения площадей под плодово-ягодными культурами: за последние шесть лет в республике заложено более 600 га интенсивных яблоневых садов и порядка 445 га ягодных насаждений, из которых 245 было заложено в прошлом году.
Производители плодово-ягодных культур в Татарстане, за исключением личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов получают погектарную поддержку из расчета 400 тысяч рублей на 1 га площади, что, по информации Минсельхозпрода РТ, покрывает около 70% затрат на выращивание ягод. Именно высоким уровнем господдержки Ирина Козий объясняет достойные позиции местных ягодоводов в общероссийском рейтинге:
– Татарстан – это регион, в котором массовые программы ягодоводов стартовали одними из первых по стране. И те компании, которые пользуются этими инструментами, сегодня чувствуют себя на ягодном рынке довольно уверенно, – заключает эксперт.
Погода в этом году везде преподнесла сюрпризы, у нас на даче опять не будет вишни и яблок, такое цветение было, такого урожая ждали, но все померзло, очень обидно, на вишню ждем космических цен
Совсем недавно было просто ужасное похолодание на Алтае, Кузбассе, в Красноярском крае и Хакассии, там после 30 градусной жары снег пошел, много чего померзло у людей, скоро узнаем масштабы неурожая, опять на стороне придется закупать овощи-фрукты, своих не хватит
Гадание на кофейной гуще, дороже-дешевле, информативности ноль
Холода дошли не только до наших Югов но и до более теплых стран, так что ждать чудес не следует, дешевых фруктов не будет, только на свои силы нужно расчитывать, что вырастет то и будем кушать да в банки закручивать