Эксперты KazanFirst отнеслись к инициативе по-разному. Одни уверены, что этим все равно не добьешься поддержания дисциплины, другие считают, что такая мера поможет не только контролировать поведение детей, но и вовремя выявлять их проблемы.
Исключать из школы или отнимать баллы за ЕГЭ – так предлагают наказывать школьников за недисциплинированность. С инициативой ставить оценки за поведение выступил глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. В телеграм-канале структуры общественники провели опрос, в котором узнали мнение пользователей на этот счет.
Количество респондентов доросло до солидных пяти тысяч. Из них чуть больше половины поддержали предложение Фадеева о возврате оценок за поведение. Причем с условием, что за нарушение правил поведения школьники могут потерять несколько баллов из результатов ЕГЭ или даже быть отчислены из учреждения.
После выявления результатов опроса в канале СПЧ появилось новое сообщение с обещанием «продолжить работу в этом направлении». Что об этом думают учителя и родители – в нашем материале.
«Оценки мотивировать не будут»
Довольно скептическое отношение к идее Фадеева выразила призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2021» Алина Альменеева, преподающая английский язык в Набережночелнинской школе №42.
– Все-таки поведение учеников должно базироваться на уважении к учителям, нормах и правилах поведения в обществе, ведь во взрослой жизни никто не ставит оценок за то, как ты ведешь себя в автобусе, офисе или кинотеатре. Такая воспитательная работа должна идти совместно со школой, учителем и самое главное – родителями. Без этого никакие оценки не будут мотивировать, ведь достаточно часто те ученики, кто ведет себя плохо, не участвуют в «гонке» за 1-2 баллами. А те, для кого это актуально, как правило, не имеют проблем с поведением, – высказалась она.
Еще один учитель английского языка из казанской школы №77 – Гулия Саляхова так же выразила двоякое отношение к инициативе. По ее словам, вряд ли одни лишь оценки за поведение могут перевоспитать злостных хулиганов.
– Сегодняшних подростков не напугаешь ничем: ни тем, что в школу могут вызвать родителей, ни тем, что их могут поставить на учет, – отметила она.
Собеседница считает, что не стоит подвязывать нарушения в поведении к результатам ЕГЭ, ведь, как правило, нарушители школьной дисциплины редко доходят до 11-го класса.
– Я думаю, что можно выработать систему баллов за определенный вид нарушений. Понятно, что если ученик просто шумит на уроках, за это баллы ставить не будешь. Ну а если есть какое-то серьезное нарушение, то, как вариант, можно это учесть, когда будут выводить оценки за четверть. Например, в нашей школе в некоторых случаях даже 0,01 балла играют важную роль. Представьте, что если у вас в четверти 3,60 балла – это «четыре», а если 3,59 – это уже «три». Если бы это работало так, то я бы тоже была согласна ставить оценки за поведение, почему бы и нет, – поделилась Гулия Саляхова своими размышлениями.
«Эти оценки нельзя применять против наших детей»
– Нельзя занижать экзаменационные баллы за поведение, нельзя понижать возможность ученика поступить в тот или иной вуз, – заявил отец четверых детей депутат Госсовета Татарстана Эдуард Шарафиев, услышав об инициативе СПЧ.
В целом спикер поддержал идею оценок за поведение. Более того, он отметил, что нововведение вполне себе возможно и даже нужно. Оно может стать отличным инструментом отслеживания динамики развития детей или подсказывать о каких-то проблемах в этом вопросе. Важно лишь учитывать, что девиантное поведение некоторых детей может быть связано с особенностями его здоровья или с ситуацией в семье, как это было, например, у самого Шарафиева.
– Я был сиротой и начальную школу проучился как беспризорник. У меня были плохие оценки за поведение, и мне до сих стыдно перед учителями. Если бы учителя не подходили к моей ситуации с пониманием (за это им огромная благодарность), не корректировали бы работу со мной, а занижали бы мне оценки за недисциплинированность, то я бы оказался в спецшколе, а за этим последовали бы и другие вытекающие. А так я смог закончить среднюю школу и поступить в вуз, – поделился депутат воспоминаниями.
Народный избранник еще раз сделал акцент на том, что оценка за поведение не должна негативно влиять на успеваемость школьника. Можно, наоборот, найти применение оценкам за хорошее поведение.
– Можно разрешить повысить баллы тем, кто, помимо того, что хорошо учился, еще и прилежно себя вел. А вот понижать никак нельзя. Сам инструмент для анализа хороший, но нельзя его применять против наших детей, – подытожил Шарафиев.
«Эти инструменты действенные, работающие»
Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец во время разговора с журналистом на эту тему сразу вспомнила, что оценки за поведение были и в прежние времена. В конце каждой недели в дневнике учащегося красовалась «пятерка» или «двойка» с приложенными комментариями. В нужный момент учитель всегда мог пригласить родителя на беседу в школу. Таким образом, мамы и папы могли контролировать своего ребенка.
– Эти инструменты действенные, работающие. Вернуть оценку за поведение в таком факультативном порядке, как ориентир для родителей, можно. Может быть, ребенок нуждается в помощи, в психологической поддержке, может, у него проблемы, а может, он плохо себя ведет потому, что его травят или, наоборот, он является зачинщиком буллинга. У плохого поведения всегда есть причина, и в этом обязательно нужно разбираться, – поделилась она своими размышлениями.
По мнению детского омбудсмена, важно не просто поставить оценку и наказать, а помочь школьнику решить какую-то проблему. Если это просто хулиганство, а родители никак на это не влияют, то есть другие механизмы воздействия, в том числе и на самих родителей, которые не выполняют своих обязанностей. Например, ПДН или полиция.
– Поставить двойку и выгнать из школы – это самое простое и самое неэффективное решение. Должно быть двухстороннее движение – со стороны семьи и со стороны школы. У нас сегодня есть все методы, чтобы выяснить причины плохого поведения ребенка. В крайнем случае в каждой школе есть устав, а грубое систематическое нарушение устава действительно может привести к отчислению. Напомним, у нас бесплатное образование, но это не означает, что все обязаны терпеть абсолютно все выходки детей,- отметила Волынец.
Не поддержала собеседница, как и другие опрошенные эксперты, лишь то, что оценки за поведение могут сказаться на результатах ЕГЭ учащихся. Важно, чтобы оценка была ориентирована на родителей и ребенка, но не влияла бы на его успеваемость и дальнейшее поступление в высшие учебные заведения.
– Я не могу поддержать эту инициативу, потому что у нас не представлены четкие критерии оценки за поведение. Где гарантии, что этими оценками не будут манипулировать учителя, которые, например, не смогли выстроить отношения с ребенком? Бывает и конфликт между родителем и учителем. И если оценку по любому предмету можно проверить путем аттестации или созывом комиссии, то каким образом проверить оценку за поведение? Даже если за плохое поведение срезали один балл, этого балла может не хватить для поступления в вуз, и тогда у человека вся судьба может быть сломана, — подытожила Волынец.
Не помню, чтобы нам в школе ставили оценки за поведение и они влияли на оценку в четверти. Как по мне, оценки ставят за знания. А если хотят чтобы ученики вели себя хорошо, уважительно относились к окружающим, для этого должна вестись ежедневная работа, как в школе та и дома.
Согласен с Ириной Волынец. Практически всегда за плохим поведением скрывается какая то причина. Либо это проблемы со сверстниками, либо домашние. Поэтому важно разбираться с каждым конкретным случаем. А не просто ставить оценки за поведение.
А почему бы и не попробовать. Может кто то из учеников и смог таким образом подтянуть свои оценки. А кто и раньше хорошо учились и, как правило, не имеют проблем с поведением, их это и не затронет. Так что не стоит все воспринимать в штыки.