Новый лидер АПК: почему аграрии Татарстана меняют экспортную стратегию

Казанский жировой комбинат

Нынешний год может стать переломным для производителей и переработчиков масличных, которые по денежному объему экспорта впервые обогнали зерновые культуры. В первую очередь этому способствовали мировой кризис перепроизводства и вызванное им падение цен на пшеницу. На этом фоне маржинальность масличных, напротив, выросла. Эксперты KazanFirst признают, что данная тенденция может стать устойчивой, хотя по физическим объемам перегнать зерновые не получится.

На протяжении нескольких лет в российской экспортной корзине на зерновые приходилось порядка трети. Так, в прошлом году их доля в общем объеме зарубежных поставок оценивалась в 37%, в то время как масличных и масложировой продукции – чуть более, чем в 20%. В этом году за январь-август поставки из России за рубеж масложировой продукции превысили соответствующий показатель по зерну и зернопродукции на 8%, составив $6 млрд, – такие данные приводит Федеральный центр по развитию экспорта продукции АПК («Агроэкспорт», принадлежит Минсельхозу РФ). Такую сумму производителям принесли все основные виды масел – подсолнечное, рапсовое, соевое и льняное, а также различные жмыхи, шроты, соусы и маргарин.

Зерновые стали падать

Зерновые стали единственным видом продовольствия, по которым объемы экспортных поставок в этом году упали.

– В 2025 году практически по всем направлениям в целом сохраняется рост экспортной выручки, за исключением зерновых, – заявил вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в начале октября. – Здесь у нас ситуация не очень хорошая – мы меньше стали зерновых экспортировать, но это связано с крайне низкими мировыми ценами на данную продукцию. Но, безусловно, наше зерно остается востребованным у зарубежных покупателей, – сказал он.

Фото: ХК «Чистополье»

Экономист, аналитик портала OleoSсоpe Лилия Варыгина объясняет падение цен на зерновые слишком большими объемами их производства.

– Текущий тренд обусловлен кризисом перепроизводства зерна в основных странах-производителях и снижением рентабельности их выращивания по сравнению с масличными на фоне продолжающегося спроса на масла. Наибольший спад поставок произошел по таким ключевым направлениям, как Турция, Пакистан и Иран. При этом снижение поставок в традиционные страны было частично компенсировано значительным ростом закупок со стороны Египта, Нигерии, Марокко и Вьетнама, – уточняет эксперт. 

«Российское рапсовое масло в Китае любят»

По словам Лилии Варыгиной, наибольший спрос со стороны стран-импортеров наблюдается на подсолнечное масло – по итогам девяти месяцев на рынки его было поставлено 2,75 млн тонн.

– Россия является мировым лидером в производстве этого вида масла, – уточняет она. – Его доля в структуре экспорта растительных масел составляет более 60%. Основные покупатели российского подсолнечного масла – Индия, импортировавшая 701 тыс. тонн, и Турция (673 тыс. тонн).

На втором месте по объемам экспорта – рапсовое масло. С января по август, по статистике «Агроэкспорта», его было экспортировано более 970 тыс. тонн: в натуральном выражении это 38% к аналогичному периоду прошлого года, в финансовом – 60%, до $960 млн. По итогам трех кварталов, по информации OleoSсоpe, вывоз рапсового масла составил 1,07 млн тонн (плюс 31% к январю-сентябрю 2024 года).

Фото: ХК «Чистополье»

Эксперты «Агроэкспорта» отмечают важность роста поставок рапсового масла на фоне жесткой ценовой конкуренции со стороны пальмового и подсолнечного масел, которые в ряде стран вытесняют рапсовое с рынка. Со ссылкой на статистическую платформу ITC Trade Map «Агроэкспорт» сообщает, что Россия по итогам 2024 года заняла третье место в списке стран-экспортеров рапсового масла в натуральном выражении после Канады и Германии. Основным покупателем российского рапсового масла является Китай, при этом РФ находится на третьем месте среди стран-поставщиков в Поднебесную, уступая Канаде и Украине.

– Из общего объема рапсового масла более 75% было отправлено в Китай, где спрос на него укоренен в кулинарных традициях. Российское рапсовое масло в Китае воспринимается как высококачественный продукт, не содержащий ГМО, – объясняет Лилия Варыгина.

Кроме того, по прогнозам эксперта, с учетом высокого урожая Россия может нарастить поставки соевого масла и шрота, что так же поддержит показатели экспорта масложировой продукции.

Меньше зерновых, больше масличных

Подводя итоги нынешней уборочной кампании, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров заявил о заметном изменении структуры посевных площадей в республике: зерновые постепенно уступают место масличным – подсолнечнику, сое и льну. Так, если еще год назад подсолнечник занимал 212,5 тыс. га, то в этом году им было засеяно почти 300 тыс. га. Соя за тот же период выросла с 36 до 61 тыс. га, лен масличный – с 38,5 до 56,5 тыс. га. И дело не только в рентабельности, которая у масличных может достигать 40%, но и в изменении рациона сельхозживотных: для повышения продуктивности зерновую составляющую в нем хозяйства частично заменяют на более питательные премиксы, шроты и жмыхи, из-за чего текущая потребность татарстанского животноводства в зерновых снизилась с 3,2 до 2,5 млн тонн.

Фото: ЦОК АПК

По данным OleoSсоpe, РТ выращивает порядка 2,8% всех масличных в России, а их валовой сбор по итогам прошлого года вырос почти вдвое, с 488 до 835 тыс. тонн. В этом году было собрано уже 900 тыс. тонн масличных (статистика татарстанского филиала федерального Центра оценки безопасности и качества продукции АПК; далее – ЦОК АПК). Валовый сбор подсолнечника в этом году составил более 400 тыс. тонн, ярового рапса – свыше 320 тыс. тонн (данные Минсельхозпрода РТ).

Рапс для братской республики

В прошлом году республика экспортировала масложировой продукции на $320 млн; на нее пришлось порядка 70% в общем объеме зарубежных поставок продукции АПК. С начала года под контролем ЦОК АПК экспортировано почти 35 тыс. тонн масличных культур. Основную долю объема экспорта исследованной масличной продукции составили лен – 13,8 тыс. тонн, или 40% от общего объема экспорта масличных, рапс – 12,9 тыс. тонн (37%), горчица – 5,1 тыс. тонн (15%). Также филиалом при отправке в зарубежные страны были проанализированы подсолнечник, вика, расторопша, рыжик и техническая конопля.

Масличные культуры, выращенные в Татарстане, отгружались в 12 стран, в том числе в Китай (10 тыс. тонн льна, или 29% от общего объема зарубежных поставок масличных) и Польшу (7,2 тыс. тонн горчицы, вики, льна и рыжика; 21% в объеме экспорта). Также в ЦОК АПК отмечают рост поставок в Монголию в 2,4 раза в сравнении с прошлым годом – в физическом выражении они составили 2,2 тыс. тонн, при этом основным видом продукции стала горчица.

Однако основная доля поставок – 39% – пришлась на Беларусь, закупившую почти 14 тыс. тонн татарстанского рапса, горчицы, вики и льна. Судя по всему, по итогам текущего года экспорт в дружественную страну заметно вырастет – только ХК «Чистополье» до конца ноября планирует отгрузить соседям 15 тыс. тонн рапса (это первый опыт компании в экспортных поставках масличных). В холдинге называют Беларусь наиболее перспективным направлением для экспорта.

– Близость Беларуси к Татарстану значительно снижает транспортные издержки и ускоряет поставки, позволяя использовать как автомобильный, так и ж/д транспорт без сложной логистики, – говорит генеральный директор ХК «Чистополье» Наиль Залаков. – Кроме того, между Россией и Беларусью действуют льготные условия торговли, в том числе отсутствуют таможенные пошлины в рамках ЕАЭС, что облегчает экспорт. Обмен продукцией и технологиями стимулируют и действующие соглашения о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Казанский жировой комбинат

По словам эксперта, высокий спрос на рапс в Беларуси обусловлен активным развитием в стране переработки масличных – производство масла, шрота и биотоплива растет, а объемы производства культуры внутри страны не всегда покрывают потребности перерабатывающих производств. Наконец, белорусских партнеров отличает высокая платежная дисциплина.

В этом году из 201 тыс. га, принадлежащих «Чистополью», масличными было занято более половины – 112 тыс. га. В холдинге признают, что намерены увеличить этот показатель, в том числе с ориентацией на экспорт. Такое решение в компании считают «логичным, перспективным и стратегически верным, полностью соответствующим как общероссийским аграрным трендам, так и логике диверсификации бизнеса крупного агрохолдинга», особенно в свете действия экспортной пошлины вместо запрета на вывоз рапса, действующей до 31 августа следующего года. Основным направлением называют страны ЕАЭС, приоритетным – по-прежнему Беларусь. В «Чистополье» также отмечают, что рапс и подсолнечник востребованы в Китае и странах Ближнего Востока, поэтому не исключают расширения географии экспортных поставок – все будет зависеть от ограничительных мер.

– Китай – крупнейший в мире импортер растительных масел и соевых бобов, – говорит Наиль Залаков. – Российские компании активно наращивают поставки рапса, сои и подсолнечного масла в КНР. Традиционными и растущими рынками для российского подсолнечного масла и шрота является Ближний Восток и Северная Африка – Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ.

 «Пшенице нужна глубокая переработка»

Впрочем, эксперты не исключают и трудностей в осуществлении экспортных поставок. В числе рисков генеральный директор «Чистополья» называет возможный рост экспортных пошлин или введение запрета на экспорт в связи с изменениями внешней политики, конкуренцию с другими экспортерами, в том числе по рапсу – с Аргентиной и Канадой, жесткие требования к качеству и сертификации продукции со стороны ЕС и Китая и волатильность мировых цен на масличные. В то же время тенденция превышения экспортной выручки от продажи масличных и масложировой продукции в сравнении с зерновыми может стать устойчивой.

Казанский жировой комбинат

– Экспорт масличных культур из Татарстана действительно может опережать по темпам роста и доходности экспорт зерновых, хотя полностью и стабильно обгонять его по абсолютным объемам и общей выручке будет сложно, – говорит Наиль Залаков.

В новом сельскохозяйственном сезоне зерновые будут доминировать по физическим объемам экспорта, который, по его оценке, составит 800-900 тыс. тонн. Экспорт из республики масличных меньше в разы, однако их стоимость превышает цену зерновых.

Лилия Варыгина из OleoSсоpe отмечает, что Россия может нарастить поставки соевого масла и шрота, что так же поддержит показатели экспорта масложировой продукции.

– В физическом выражении заместить зерновые в балансе экспорта масложировой продукцией в полном объеме невозможно: урожай пшеницы, основной производимой и экспортируемой культуры, по прогнозам Минсельхоза РФ, составляет 90 млн тонн (плюс 4,3 млн тонн к уровню 2024 года), в то время как подсолнечника – 17,5 млн тонн против 18,3 млн тонн годом ранее, – говорит она.

А вот в денежном выражении, по мнению аналитика, есть вероятность сохранения тенденции, так как маржинальность масличных выше в разы, как и стоимость конечных продуктов их переработки.

– Выправить ситуацию может только глубокая переработка зерновых, – заключает она.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Молочная революция в Арске: район бросит вызов отраслевым лидерам Татарстана

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Смысл какой выращивать заведомо убыточные культуры? Что выгодно на данный момент то и надо культивировать, но нос по ветру держать

  2. Сою надо выращивать и всю в Китай отправлять, они любые объемы «проглотят»

  3. Ну это непорядок что хохлы опережают по экспорту масла в Китай (вот вам и стратегический партнер, мог бы только у нас закупать)

  4. Где зерновые лучше всего растут, правильно, на Кубани. Вот пусть там и наращивают объемы, а нам нужно другими культурами заниматься, пусть будет меньше, но зато выхлоп будет намного больше, мы же типа в рыночной экономике живем

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *