Кукмор: молочные реки, бизнес с историей и современная посуда для древних традиций

Кукморский район известен в Татарстане и за его пределами как родина валенок: тысячи туристов приезжают из республики и соседних регионов на легендарную фабрику братьев Комаровых. Однако не одними валенками живет Кукмор. Журналист KazanFirst побывала в районе и встретилась с представителями местной администрации, среднего и малого бизнеса.

На электричке за фабричной историей

По итогам прошлого года Кукмор принял 23 тысячи туристов. Само население города составляет 17 811 человек, района – чуть более 50 тысяч. Объемы турпотока, конечно, не сопоставимы не только с Казанью (4 миллиона человек), но даже со Свияжском (1,8 миллиона туристов) и Елабугой (1,08 миллиона туристов). Но, по словам замруководителя исполкома Кукморского района по социальным вопросам Айгуль Ахметшиной, это все равно существенная часть доходов местного бюджета, так как большинство приезжают в промышленный тур.

– Люди приезжают на несколько дней. У нас же войлочная фабрика, которой полтора века, завод металлопосуды так же со своей историей, швейная фабрика. Можно посмотреть и само производство и купить продукцию дешевле, чем в магазинах. Благодаря железной дороге приезжают активно в шоп-тур, – рассказала Ахметшина.

В пресс-службе пригородной пассажирской компании «Содружество», где несколько лет назад организовали и такую поездку, говорят, что отмечают положительную динамику: если в 2022 году в такую поездку отправились 812 человек, то только за I квартал текущего года уже 576. В целом пассажиропоток в направлении станции Кукмор в минувшем году увеличился до 191,5 тысячи человек (в 2022 году – 189,1 тысячи). До платформы бр. Комаровых доехали 143,5 тысячи человек (+7,9 тысячи пассажиров к результатам 2022 года).

Кроме того, в районе имеется свой горнолыжный курорт. В ближайшее время на нем появится глэмпинг для комфортного размещения гостей. Наличие такого объекта увеличит продолжительность их пребывания, а значит, и доходы курорта.

– Из соседних регионов приезжают. Из самой Казани. Нашу Медную гору часто выбирают в качестве альтернативы Свияжским холмам, – рассказала Ахметшина, добавив, что покататься на лыжах в Кукморе существенно дешевле.

В местной администрации рассчитывают на увеличение турпотока после завершения реставрации старейшей Соборной мечети в селе Маскара, краеведческого музея в Кукморе и окончания работ по созданию комфортной городской среды. В прошлом году Кукморский район наравне с Бавлинским стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов в этой сфере среди малых городов и исторических поселений в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В 2024 году из федерального бюджета районы получат на эти цели 164,5 миллиона рублей.

«Производство классических валенок убыточно»

Но основу районной казны составляют все-таки крупные промышленные предприятия и сельское хозяйство. «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», безусловно, в их числе. В настоящее время на предприятии работают 425 человек. По итогам 2022 года выручка фабрики составила 529,2 миллиона рублей, а прибыль – 98,2 миллиона, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2021 годом. Но, по признанию генерального директора комбината Ляли Шариповой, не все так радужно: за последние 15 лет производство классических валенок на фабрике сократилось почти в четыре раза – с 1,2 млн пар в год до 350 тысяч пар.

– Производство мы сократили вынужденно, потому что спрос на них упал. Раньше поставляли валенки для армии, затем стали выпускать специальную валяную обувь для строителей, нефтяников, механизаторов, газовиков и т.д. Но сейчас она не востребована. Производство классических валенок убыточное. Оно очень трудоемкое, потому что все делается вручную. А раз ручной труд, то и зарплаты должны быть высокими (средняя зарплата на предприятии – 37 тысяч рублей. – Ред.). В то же время стоимость готового изделия низкая. За 5 тысяч рублей валенки уже не продашь. Максимум они должны стоить 2 тысячи рублей. Мы стараемся придерживаться этой цены. Вытягиваем за счет других производств. В основном за счет войлочного, – говорит Шарипова.

По ее словам, комбинат производит войлок для крупных российских фабрик, которые шьют зимнюю обувь. В месяц 22 тонны. Заказы формируют еще в начале года.

– Войлочное производство уже более современное, механизированное, оснащенное импортным оборудованием. Таких цехов в России всего два, – похвасталась гендиректор.

Собственный войлок в свое время натолкнул на мысль переориентироваться на пошив обуви.

– Когда производишь сам, то все равно остаются излишки. Мы решили их использовать в собственном производстве – шить тапочки. С них все начиналось. Самые простые, без вышивки. Две швеи у нас тогда были. Когда поняли, что спрос есть, начали дополнительно разрабатывать и выпускать домашнюю обувь. А потом уже перешли к зимней шитой войлочной обуви. Первыми моделями были угги. Им лет 15 уже, наверное. До сих пор пользуются спросом. А потом пошло-поехало – ассортимент войлочной шитой обуви стал расширяться: сапоги, модельная обувь, кроссовки, кеды, детская обувь. С каждым годом покупательский спрос на них повышается. Прибыль тоже растет. За счет этого мы и поддерживаем валяльное производство, – объясняет Шарипова.

При этом сегмент шитой обуви уже превзошел объемы производства классических валенок. В настоящее время комбинат выпускает более 300 наименований обуви.

– Но это более сложное производство, больше операций. Кроме того, нужно закупить кожу, подкладочный мех, шнурки, подошву, клей, фурнитуру. Всё российского производства. Кроме того, мы делаем и кукморские валенки. Это самокатки. Они мягкие. У них немного другая технология, безкислотная валка, – пояснила директор.

Сырье же для войлока – овечью шерсть – закупают и у местных производителей, как правило, фермеров, и в южных регионах России: Дагестане, Калмыкии, в Крыму, а также в Турции, в Туркмении. Впрочем, по словам Шариповой, дефицита в сырье нет.

В отличие от нехватки кадров. По словам Шариповой, было время, когда штат сотрудников доходил и до 800 человек. Но если комбинат будет расширяться, а мысли такие есть, то найти новых работников будет непросто.

– В прошлом году на валяльное производство мы набирали людей. Если в советские времена специалистов нам готовило местное профессиональное училище, то сейчас оно закрылось. Мы принимаем на работу работников без опыта работы, обучаем сами непосредственно на рабочем месте, прикрепляем опытного наставника, под бдительным контролем мастера, начальника цеха новый работник обучается приемам работы, осваивает навыки. У нас бригадная система. В одной бригаде работают оператор чесальной машины, огибщица, которая делает форму, катальщик и расправщик. Всего четверо. Если одного человека нет, то бригада уже работать не может. Таких бригад у нас сейчас семь. И это только в одном цехе. Есть приготовительный цех, где моют, чешут и подготавливают смеску шерсти. Имеется валяльный, где заготовки валяются, насаживаются, сушатся. И отделочный цех, где наводят красоту: приклеивают подошву, украшают вышивкой. Чтобы собрать одну бригаду, уходит 8-9 месяцев. Мы никому не отказываем. Всех учим, – рассказала директор.

Кастрюльный бой с Поднебесной

Иные проблемы у «Кукморского завода металлопосуды». Предприятие, чья история перевалила за семь десятилетий, можно смело отнести к числу градообразующих. Порядка 1 500 кукморцев работают в его цехах. По итогам 2023 года выручка предприятия выросла на 17,4% к результатам предыдущего года – до 5,08 миллиарда рублей. Чистая прибыль составила 468,79 миллиона рублей (+135,3 млн). На долю завода приходится 76% всех отгруженных в районе товаров. Завод выпускает порядка 800 наименований изделий. Три года назад ввели в эксплуатацию новый современный цех, где стали делать современную посуду из нержавеющей стали, и столкнулись с неожиданной проблемой.

– Российские производители стараются выпускать посуду из нержавеющей стали высокого качества. Большинство предприятий выдерживают требования ГОСТ 27002-2020. В их числе и мы. Но посуду высокого качества сложнее продавать. Нужно приложить немало усилий, чтобы донести до конечного потребителя ее ценность. Китай в разы дешевле. Правда, к безопасности большие вопросы… Мы закупаем много различной посуды и тестируем ее в нашей лаборатории, изучаем, прежде чем что-то запустить самим. Китайская зачастую не отвечает требованиям ГОСТ, небезопасна, – рассказал заместитель гендиректора OOО «Расплав» Ренат Загидуллин.

Были случаи, когда обнаруживали многократное превышение предельно допустимых концентраций веществ в посуде. Тем не менее до 90% изделий из нержавеющей стали сейчас завозится в Россию из Поднебесной. Конкурировать сложно. Впрочем, на предприятии не жалуются. Производство «нержавейки» было запущено на заводе недавно, и оно сейчас на подъеме. В прошлом году темпы роста составили 167%.

– Текущий год мы только начинаем. Анализ продаж I квартала демонстрирует рост 35% к аналогичному периоду 2023 года. Так как мы продаем всего третий год и находимся на начальных этапах по освоению рынка, то ежегодные темпы роста – это нормальное явление. Основная задача – удержать занятые позиции, поддерживать высокое качество, ну и двигаться дальше. Только в начале 2024 года были запущены две новые линии, параллельно расширяем имеющиеся, – объяснил Загидуллин.

На сегодняшний день завод выпускает порядка 85 наименований посуды из нержавеющей стали.

– В прошлом году стали выпускать Мантоварку 3в1. Это и пароварка, и мантоварка, и полноценная кастрюля. Изделие пользуется высоким спросом, особенно в регионах Поволжья. Это, можно сказать, национальная посуда. Мантоварка 3в1 очень высокого качества, выполнена из стали марки AISI 304 (состав этой стали включает 18% хрома и 10% никеля, сталь обладает высокой коррозионной стойкостью). Аналогов российского производства именно в таком исполнении нет. Продукция находит своего покупателя через дилерскую сеть по всей России. Бренд активно представлен на маркетплейсах, реализуется через фирменные магазины. В тройке лидеров – Москва и Московская область, Северо-Западный федеральный округ и Поволжье. Посуда уходит и на экспорт.

– Экспортируем в страны СНГ. До введения ограничений посуда доходила вплоть до США. Но из-за санкций все это закрылось. Поэтому в основном ориентируемся на российский рынок, – констатировал представитель завода.

«Дольче вита» по-кукморски

На свою долю в российском «сладком» бизнесе претендует и основатель компании по производству кондитерских изделий «Рурайам» Райнур Газизов. Вместе с женой пять лет назад они открыли свое производство тортов. На пути к «дольче вита» пришлось продать две машины – Volkswagen и Toyota RAV4, выручив за них порядка миллиона рублей, которые сразу вложили в дело, и пересесть на «Жигули» за 25 тысяч рублей. Впрочем, такая жертва была не напрасной. За прошедшее время объемы производства выросли в 100 раз, а география поставок включает почти весь регион Поволжья. Чай с тортами Газизова пьют и в Москве.

– Мы начинали полностью с нуля. У нас в аренде было только помещение 9 м², одна печь, один миксер. Работали вместе с женой. Восемь месяцев только рецепт первого торта прорабатывали… Он у нас запатентован, как и логотип, как и вся наша продукция. Этот торт до сих пор наш локомотив. Мы делаем 2,5-3 тысячи штук в день таких. В феврале нам исполнилось пять лет. В общем количестве производим 5 тысяч тортов в день. В первый год если в день 50 делали, то это было очень много. Сейчас у нас два цеха, плюс бухгалтерия и водитель. Всего работают 40 человек, – рассказал предприниматель и кондитер.

По словам Газизова, его бизнесу есть куда расти. Отметим, что и российский рынок кондитерских изделий на подъеме. По данным аналитиков BusinesStat, в прошлом году их производство в России выросло на 2,3%, составив 4 миллиона тонн, и продолжает расти в 2024 году. А согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, в России различные сладости присутствуют в меню 39% россиян ежедневно. Каждый третий ест сладкое несколько раз в неделю (35%), каждый шестой – несколько раз в месяц и реже (17%). В общей сложности с разной периодичностью продукты с содержанием сахара потребляют абсолютное большинство россиян – 91%. Примечательно, что доля мужчин и женщин одинаковая – по 38%.

– Если мы сейчас в одном цехе делаем в месяц 50-60 тысяч тортов-безе, то возможности позволяют увеличить до 100 тысяч плюс. За год, конечно, не получится. Уже вложенные инвестиции надо окупить, а потом ставить следующие задачи, – объяснил предприниматель, добавив, что в Кукморе нет проблем и с поиском помещения в аренду, и с кадрами: люди постоянно спрашивают, можно ли устроиться на работу, есть ли места.

Сырье – молоко и яйца так же берут у фермеров своего района. Напомним, что Кукмор лидирует по надоям молока в Татарстане – свыше 400 тонн ежесуточно. По словам главы «Татмолсоюза» Дениса Пирогова, оптовые цены на сырое молоко сейчас составляют 35, 25 рубля за литр. Правда, своей переработки нет до сих пор. Пирогов оценил стоимость небольшого, но современного перерабатывающего производства на уровне от 7 до 8 миллиардов рублей. Но большинство инвесторов взяли паузу из-за высокой ключевой ставки в 16% и резкого подорожания кредитов, объяснил он.

Газизова ключевая ставка не волнует.

– Мы работаем с инвесторами. У них проценты всегда одинаковые, – говорит предприниматель.

По его подсчетам, за пять лет общая сумма вложений в его дело уже достигла порядка 50 миллионов рублей. В основном деньги пошли за закупку оборудования. За государственной поддержкой – грантами, субсидиями – они с женой ни разу не обращались.

– Когда продали машины, это было около миллиона рублей. Тогда хватало. Оборудование у нас полностью итальянское. Проблем с наличием нет. Но цена увеличилась. Если пять лет назад брали печь за 500 тысяч рублей, то сейчас она стоит под миллион. Мы всегда прибегаем к помощи инвесторов. Прибыль уходит на внутрицеховые надобности. Но когда заходишь в такие крупные сети, как «Пятерочка», то надо реагировать быстро, автомобили еще надо покупать, – добавил Газизов.

Транспорт действительно нужен, особенно когда в планах расширение географии сбыта продукции.

– Сейчас у нас Татарстан полностью, Башкирия, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Москва и Нижний Новгород. Мы являемся поставщиками таких крупных сетей, как «Пятерочка», «Верный» и уфимской сети «Байрам». Планируем начать поставки в Самару и Саратов. Срок хранения нашей продукции – десять суток. Поэтому расстояние больше 1 000 км для нас критично. Рассматриваем новые регионы сбыта в этом радиусе, – признался кондитер.

Газизов отметил, что в договоре с продуктовыми сетями прописан пункт, по которому товар с истекшим сроком годности ему не возвращают. Ритейлеры утилизируют его сами. Это существенно упрощает жизнь, но свой процент сети, конечно, берут.

– Как предприниматель я понимаю то, что они делают такую наценку. Скажем, они покупают за полцены два торта. Поставили на полку, а один не продался. Они вышли в минус. Есть еще налоги плюс зарплата сотрудникам, – перечислил предприниматель.

По его словам, на втором месте после Татарстана среди потребителей продукции – Удмуртия и Башкирия.

– Вот завтра приезжает машина – две тысячи тортов. Это в Уфу они едут. А есть еще поставки в города районов. В среднем порядка 3 тысяч штук в каждый регион в неделю, – рассказал Газизов.

При этом он отметил, что небольшой Кукмор потребляет больше, чем Набережные Челны.

– Во время Рамадана две-три тысячи тортов уходили за два-три дня, – признался Газизов.

В целом в районе зарегистрировано 1 258 субъектов малого и среднего предпринимательства. Их доля в структуре внутреннего территориального продукта (ВТП) по итогам 2022 года составила 40%, или 880 миллионов рублей. По амбициозным планам главы района Сергея Димитриева, к 2030 году ВТП населенного пункта должно увеличиться до 50 миллиардов рублей.


Маркетплейс по уходу за могилами, подбор ипотеки с ИИ: какие стартапы борются за 50 млн на РВФ

Comment section

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Неужели уж производство кукморских валенок может быть убыточным? У них сейчас такие красивые они есть, и главное теплые, что для детей, что для взрослых. А вот кукморская посуда, честно скажу не особо нравится, по мне так цена на их разрекламированные сковородки завышена, не соответствует качеству

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *