Мэрию Казани призвали к компромиссам: Конституционный совет РТ вынес решение по платным парковкам

Фото: KazanFirst

Платные парковки в столице РТ, число которых «растет практически ежемесячно», — законны. Так решил Конституционный совет республики. Но совещательный орган согласился с жалобами жителей, что недопустимо взимать плату за стоянку машины у соцобъектов. Чиновников призвали пересмотреть свои подходы, сделав их более «социально направленными». Прислушается ли мэрия, пока неизвестно.

Конституционный совет (КС) РТ вынес решение по жалобам жителей Казани на организацию парковочного пространства в татарстанской столице. Госорган признал, что постановление городского исполкома, согласно которому в городе действуют более 10 тысячи платных мест для автомобилей, не противоречит Конституции Татарстана. Однако совет «для восстановления баланса частного и публичного, а также устранения неопределенности в правоприменении» вынес ряд рекомендаций чиновникам и депутатам.

В том числе совещательный орган указал, что недопустимо делать платные парковки «на территориях, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам». То есть люди должны иметь возможность бесплатно оставить свои машины возле школ и детских садов, медицинских учреждений и зданий государственных и муниципальных органов. Запрет на организацию здесь платных парковок, кстати, уже прописан в республиканском законе «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в РТ».

В связи с этим исполкому Казани рекомендовали продублировать эту норму в своем постановлении. Кроме того, городским депутатам предложили конкретизировать понятие «территорий, непосредственно прилегающих к социально значимым объектам» применительно к работе парковок. Отметим, что Госсовет Татарстана в 2019 году пытался установить порядок определения границ таких территорий (предполагалось отдать это на откуп самим муниципалитетам). Соответствующий законопроект был направлен в Госдуму, но получил отрицательные отзывы и был отклонен.

Председатель КС Татарстана Ильгиз Гилазов. Фото: KazanFirst

Среди других рекомендаций — увеличить время бесплатного пользования парковкам. Сейчас оно составляет лишь 15 минут. «Предлагаемый шаг увеличит доверие граждан к действиям органов местного самоуправления города Казани и подчеркнет социальную направленность принимаемых ими решений», — объяснили в Конституционном совете.

Время бесплатной парковки — увеличить, категорию льготников — расширить

Также власти Казани, по мнению совета, должны информировать жителей не только о создании платных парковок, но и почему они необходимы.

Госсовету РТ предложено расширить перечень льготников, которые пользуются платными парковками. Сейчас на федеральном уровне закреплено, что такое право есть у инвалидов I и II групп, а также тех, кто их перевозит. Но регионы могут устанавливать дополнительные льготные категории. В КС считают, что «вопрос обеспечения доступности для инвалидов различных социально значимых объектов является важным».

«Предлагаемые изменения направлены на интеграцию инвалидов, а также других маломобильных групп населения, это позволит обеспечить большую доступность объектов и услуг», — указали в совещательном органе.

При этом КС посчитал неправильным, когда инвалидов штрафуют за парковку на местах, где нет специального обозначения. Ведь нередко спецместа бывают заняты, поэтому они вынуждены оплачивать парковку, иначе инвалида оштрафуют.

«Обжалование такой санкции представляет собой трудоемкий и длительный процесс, требующий предоставления фото- и видеодоказательств отсутствия свободных мест на парковке и доказывания необходимости в парковке своего автомобиля», — пояснили в совете.

Там посчитали, что у чиновников, выписывающих штрафы, должен быть доступ к системе, где указаны госномера автомобилей, зарегистрированных на инвалидов и членов их семей.

Конституционный совет также попросил Минтранс и ГИБДД МВД по Татарстану усилить контроль за чиновниками Казани и других муниципалитетов, которые занимаются платными парковками.

Напомним, платные парковки в Казани введены в апреле 2015 года «с целью упорядочивания парковочного пространства и повышения пропускной способности дорог». Сначала было около 1  250 платных парковочных мест, но к концу 2024-го их насчитывалось 10,9 тысячи. Оплатить парковку в Казани можно через мобильное приложение «Парковки Казани», отправив SMS или воспользовавшись паркоматами. Водителям дается 15 минут на оплату после парковки. В выходные дни и ночью за парковку платить не надо.

Заявитель Теймураз Минджия. Фото: сайт Конституционного совета РТ

Как сообщал KazanFirst, с жалобами в КС обратились юрист Теймураз Минджия и инвалид III группы Вадим Парфенов. Они попросили совет проверить на конституционность постановление городского исполкома «О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани», принятое еще в 2014 году.

Реестра бесплатных парковок в Казани нет

В частности, Минджия утверждал, что размещение платных стоянок возле больниц, школ и других социально значимых объектов нарушает права граждан.

— Власть должна действовать в интересах жителей, а не превращать их в источник обогащения, — возмущался заявитель.

А Парфенов жаловался, что вынужден оплачивать парковку или получать штрафы из-за нехватки бесплатных мест.

«Платный паркинг организован рядом со зданиями государственных и муниципальных органов власти, органов записи актов гражданского состояния, многофункциональных центров, школ и детских садов во многих местах города Казани», — указал суть недовольства жителей Конституционный совет РТ.

С учетом того, что число платных парковок в последнее время «растет практически ежемесячно и охватывает все больше районов города Казани», авторы обращений считают «установление платы за парковку транспортного средства около образовательных и медицинских организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления нарушающим их конституционные права».

Председатель КС Ильгиз Гилазов на одном из заседаний обратил внимание на отсутствие реестра бесплатных парковок в городе и размытые формулировки нормативных актов, позволяющие размещать платные стоянки буквально у заборов медучреждений и школ. Также совет задал администрации Казани вопросы о принципах установки платных парковок и работе комиссии, принимающей такие решения, но четких ответов не получил.

Однако власти Казани утверждали, что платные парковки необходимы для регулирования транспортных потоков и предотвращения хаотичной стоянки автомобилей. Юристы исполкома сослались на опыт Москвы, где попытка сделать парковки у больниц бесплатными привела к тому, что они стали стоянками для офисных работников, затруднив доступ пациентов.

Фото: сайт Конституционного совета РТ

В заседании КС также участвовал заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку, Герой России Расим Баксиков, который рассказал о случае эвакуации автомобиля, на котором привезли раненого бойца в госпиталь. Баксиков пояснил журналистам, что считает «неактуальной» организацию платных парковок у медицинских учреждений.

«Примут рекомендации к сведению, но пойдут своим путем»

Конституционный совет РТ в решении резюмировал, что в своей деятельности мэрия должна достичь «не просто баланса, а «баланса компромиссов» в соотношении платных и бесплатных парковок». В этом проявляется «не отрицающая частный интерес социальная солидарность», указал КС.

Заявитель Теймураз Минджия скептически относится к рекомендациям Конституционного совета.

— Формально все звучит красиво, но, по сути, это не приведет к реальному решению проблемы. Власти примут рекомендации к сведению, поблагодарят за замечания, но пойдут своим путем, — считает он.

Минджия сомневается, что будет пересмотрена сама система платных парковок, только «может быть, внесут какие-то мелкие корректировки, например, увеличат бесплатное время стоянки».

— Но изменить принципиально — вряд ли. Система создана таким образом, чтобы сохранять свою устойчивость, она защищена законами, допускающими двусмысленные трактовки», — пояснил он KazanFirst.

Фото: KazanFirst

Отметим, что решения Конституционного совета носят рекомендательный характер. Власти обязаны лишь рассмотреть их, но не исполнять. Пока неясно, прислушаются ли чиновники Казани к рекомендациям КС.

«В настоящее время документ в исполком города не поступал. После получения решения специалисты внимательно изучат», — обещали в пресс-службе мэрии.

Власти Казани еще раз подчеркнули что «муниципальные парковки создавались для того, чтобы освободить улично-дорожную сеть от хаотично припаркованного автотранспорта».

«Сейчас автомобилисты могут приехать по своим делам, всегда есть возможность припарковаться временно, что было невозможно до введения паркинга, поскольку люди использовали улично-дорожную сеть как место для постоянного хранения автомобилей», — напомнили в мэрии.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Все чаще выбирают готовую еду»: что заказывают жители Татарстана

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Конституционного суда нет в этом регионе…не пишите ерунду…он есть только в Москве и действует по всей Российской Империи.. впрочем как и Кремль..он один и он в Москве!!!!

  2. Реально надо создать единый реестр с гос номерами авто маломобильных граждан и их членов семей и обеспечить доступ чиновникам, выписывающим штрафы. Чтобы в случае отсутствия мест для инвалидов не «доказывать, что ты не верблюд».

  3. Возле моей поликлиники бесплатная парковка. А вообще дело в том, что туда начнут машины все подряд ставить и мест не будет в итоге.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *