«Он всех нас посылает на три буквы»: казанцы не могут избавиться от председателя ЖСК

История дома на ул. Серова, 12 в Казани никак не может прийти к своему концу. Председатель жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Заря 31» не хочет покидать свою должность. Занял он ее более двадцати лет назад, за это время доставив немало проблем жильцам. Иванову и его деятельности мы посвятили уже два материала, но даже огласка в СМИ и правоохранительные органы не помогают спасти дом от вцепившегося во власть председателя. 

Как председатель узурпировал власть 

В апреле прошлого года председателя жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Заря 31» Михаила Иванова (имя изменено. — Ред.) сместили с должности. На пост назначили нового председателя, а также поменяли состав правления и ревизионную комиссию. Однако решение жильцов бывший управляющий ЖСК «Заря 31» проигнорировал. По словам собеседников KazanFirst, мужчина до сих пор не передал необходимых документов, которые бы позволили новому правлению осуществлять деятельность. Так, например, ЖСК не может выставить счета-фактуры потому, что у дома нет данных о должниках и предыдущих зачислениях, а сам Михаил Иванов платежки не раздает. Только у одного дома №12 по улице Серова накопился долг в размере более двух миллионов рублей. 

— Счета-фактуры мы не получаем уже второй месяц. Ничего оплатить не можем, потому что не знаем сколько у нас набежало. Но зато знаем размеры своих долгов. Только по коммунальным услугам он составляет два миллиона рублей. Иванову звонят из организаций, просят заплатить. А он — нет и все. Какой у него план? Зачем ему это все? — вопрошает житель дома №12 Роман Кузнецов. — Мы пытались с ним общаться, но он всех нас посылает на три буквы. Людям со стороны в качестве оправдания он рассказывает сказки.

По словам собеседников, спустя месяц после своего снятия с должности лжепредседатель с нарисованным протоколом пошел в налоговый орган, где внес изменения в реестр юрлиц. Так Иванов снова стал по документам значиться как председатель. 

Надо сказать, что Михаил Иванов является председателем сразу трех кооперативов: ТСЖ «Батыршина, 30», ЖСК «Заря, 27» и ЖСК «Заря, 31», что уже вызывает вопросы. Позже выяснилось, что ни в одном из управляемых домов председатель не имеет своей квартиры. Собственником жилья является жена Иванова.

— Мутная, непонятная история на самом деле. В законе же нет такого, что ты можешь быть председателем, если твоя супруга или супруг собственник, — говорит Роман Кузнецов. — Он сначала объяснял свое отсутствие в списке собственников тем, что хакеры взломали Росреестр и удалили его. 

С выявленным нарушением жильцы обратились в Московский районный суд. Но и тут Иванов смог выкрутиться. Он предоставил суду копию выписки из Росреестра, где сказано, что половина квартиры принадлежит ему. А вот оригинал документа Михаил Иванов по загадочным причинам предоставить не смог. 

«Иванов не смог объяснить природу происхождения данной выписки, постоянно поясняя разные обстоятельства», — говорится в определении суда, которое имеется в распоряжении KazanFirst. 

Московский районный суд признал, что Михаил Иванов не может быть председателем ЖСК, но, тем не менее, производство по делу прекратил. 

11 миллионов в кармане и несколько тысяч на крыше

Зарплата председателей ЖСК небольшая. Точная сумма, которую получал Михаил Иванов за свою работу, неизвестна. По словам жильцов, общие расходы на зарплату по банку приходили в размере 40 тысяч рублей, то есть эта сумма распределялась на всех сотрудников компании. Такая зарплата, наверное, вряд ли кого-то заставит зубами хвататься за свое место. Скорее наоборот. Однако Иванов придумал, как получить прибавку к своей зарплате. 

Только со счета одного дома на Серова, 12 за пять лет лжепредседатель снял почти восемь миллионов. Все средства, по его словам, пошли на «хозяйственные нужды». Еще более 3,5 миллиона рублей сняты на выплату заработной платы. Но вот подтверждений того, что деньги были направлены именно туда, куда говорит Иванов, нет. Какие-либо документы показывать он отказывается.

К слову, снимать деньги со счета дома Михаил Иванов не прекратил даже после того, как его сняли с должности. На хозяйственные расходы в банке он получил 120 тысяч рублей, на зарплату – 130 тысяч. Еще 150 тысяч он перечислил на ИП «Крайкова». Из необычных статей расходов были перечислены деньги на ремонт другого ЖСК с расчетного счета дома на Серова, 12.

Полиция запросила у председателя финансовые документы, в том числе бухгалтерскую отчетность. Но следователям были переданы, как заявил Михаил Иванов, «только сохранившиеся документы». А вот снятые на ремонт крыши другого дома средства, по его словам, — это уплата за ранее оплаченные долги. 

— То есть наш герой, перечисляя денежные средства с одного кооператива на другой, где он тоже является председателем, фактически заключил сделку в отношении себя лично, на что ГК РФ в 182-й статье дает прямой и однозначный запрет. Следователи состава не видят, а то, что это нарушение и Жилищного, и Гражданского кодексов, написали, что жильцы вправе обратиться в суд, — пояснил судебный юрист, практикующий адвокат Зиннур Шарипов. 

Деньги подрядной организации, которая отремонтировала крышу, председатель не заплатил, как и не оплатил он ремонт подъездов. Один из подрядчиков обратился в Арбитражный суд, который обязал ЖСК выплатить фирме более двух миллионов рублей. Но действий по погашению долга не предпринималось, и в результате на ЖСК в июле 2023 года подали иск на банкротство.

Следователи выяснили, что дом на Серова, 12 не производил отчисления в Фонд капитального ремонта. За это с кооператива Арбитражным судом взыскали 1,8 миллиона рублей. 

— Жильцы из-за действий председателя за капремонт заплатили дважды: первый раз Иванову, по квитанции, второй раз по решению суда, — отметил юрист. 

Натворил Михаил Иванов еще кучу разных дел, которые теперь приходится расхлебывать жильцам. Вся надежда на правоохранительные органы, однако берутся они за дело с неохотой. Собственники уже привыкли к отказам со стороны полиции. 

— Оперативники отказали в возбуждении уголовного дела, так как заявителями был поставлен вопрос о привлечении только по статье 160 УК РФ. К сожалению, надзорные органы не могут выходить за рамки полномочий, особенно если в заявлении поставлены ограничивающие вопросы. То есть поставлен конкретный вопрос по статье 160, они и проверяют действия только по этой статье, — сказал Зиннур Шарипов. 

Секрет преступлений 

Провернуть дело Михаилу Иванову помогли пробелы в законе и наглость, уверен Шарипов. По словам собеседника, деятельность кооперативов регулируется Уставом. Согласно его положениям председатель правления уполномочен без доверенности заключать сделки от имени кооператива и распоряжаться денежными средствами. Для того, чтобы налоговый орган внес соответствующую запись, председателю достаточно принести протокол собрания. 

— Проверка указанных протоколов к компетенции налоговиков не относится, то есть верят на слово. В банке председателю достаточно принести выписку, где стоит отметка налогового органа о том, что он – председатель, — добавил юрист. — У нас есть надзорный орган, уполномоченный проверять протоколы собраний, — это Жилищная инспекция. Но они не проводят проверки собраний кооперативов, с указанием, что это — спор хозяйствующих субъектов, и решаются такие споры исключительно в судебном порядке. А пока люди пишут обращения и бегают по судам, лжепредседатели обналичивают расчетные счета кооперативов.

Жильцы продолжают бороться с Михаилом Ивановым. Они подали коллективное обращение в ГЖИ и прокуратуру с просьбой провести совместную проверку деятельности председателя и признать его виновным не только за присвоение и растрату чужого имущества, но и дисквалифицировать его на полгода. 

Читайте также: «Не дает спокойно жить»: жители казанской многоэтажки обвиняют экс-председателя ЖСК в хищении средств с расчетного счета