«Молодожены стареют»: как в РТ с помощью инфраструктуры собираются строить семьи

Чего не хватает молодым людям для создания семьи, обсудили в рамках проекта «Городские модераторы».

В последние пару лет институт семьи стал темой номер один для государства. Да и в целом политика устремилась в сторону человека, уверена вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, которая уже много лет занимается социальными проблемами республики.

— Мы впервые за много лет заговорили о репродуктивном здоровье. Наверное, многие помнят институты планирования семьи. Сегодня мы говорим об этом как о состоявшемся проекте, — заметила вице-премьер.

В республике существует множество льгот и мер поддержки для семей. В том числе и по национальным проектам. Однако проблемы все еще остаются.

Татарстанцы не хотят регистрировать брак

Заводить семью жители Татарстана начинают после 26 лет, что беспокоит государство. Многие предпочитают сначала встать на ноги: получить образование, хорошую работу.

— Наши молодожены стареют, — иронично заметила начальник управления ЗАГС Казани Елена Студеникина.

— Может быть, это про осознанность? Люди разводятся чаще, если они выходят замуж раньше, — вступилась за тех, кто не спешит жениться, мама, общественный деятель, блогер Алина Гималтдинова. — Финансово люди адекватно подходят к созданию семьи. Это здорово.

В «старении» регистрации брака виновато не только стремление молодых людей сделать карьеру, но и новая тенденция. По словам Елены Студеникиной, большинство пар предпочитают жить в гражданском браке и только со временем оформляют отношения официально. Молодые люди реже ходят в ЗАГС: например, среди россиян 20-24 лет отношения регистрируют 27,3% мужчин и 22% женщин. А людей в возрасте 45-49 лет, которые живут в неофициальном браке, всего около 10%.

— Очень много семей предпочитают читать никах, и все. Брак официально не регистрируют, — сказала руководитель ЗАГСа.

По мнению Студеникиной, еще одной причиной поздних браков является отсутствие мест для знакомств. Большинство молодых людей знакомятся в интернете, но зачастую такое знакомство напоминает кота в мешке.

— Сегодня негде молодым знакомиться. Раньше у нас был выезд на картошку, танцы, посиделки. Очень много создавалось семей в студенческие годы, — вспомнила начальник управления ЗАГС Казани.

Папы стали уделять больше внимания детям

Образование перестало быть просто образованием, уверен директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин. По его словам, школа стала больше интересоваться ментальным здоровьем детей, научилась общаться с родителями.

— Мы видим высокую вовлеченность родителей, — отметил директор.

Но, как оказалось, под «родителями» Нияз Гафиятуллин имел в виду мам.

— Я бы не сказал, что папа сильно вовлечен в учебный процесс ребенка. Это всегда была тяжелая артиллерия. Если все доходит до края, то включается папа, — сказал Гафиятуллин.

В свою очередь Лейла Фазлеева привела статистику, которая говорит, что дети доверяют больше мамам, нежели папам. Вице-премьер заявила, что над этим надо работать.

— Роль папы сегодня растет. Мы должны укрепить роль отца, — добавила Фазлеева.

Статистика, которую озвучила спикер, также показывает, что большая часть детей не говорит о своих отношениях с противоположным полом.

Инфраструктура должна улучшить рождаемость

В Татарстане ежегодно появляются или обновляются общественные пространства с инфраструктурой для детей. Во дворах появляются детские площадки. Но спикеры уверены, что республике есть куда расти.

— Наша инфраструктура влияет на наше молодое поколение так, что они заводят семьи только в 26-30 лет. Раньше родить ребенка в 20 лет было нормально, — заявила Лейла Фазлеева.

Сооснователь «Проектной группы 8» Надежда Снигирева отметила, что в республике почти нет инфраструктуры одновременно и для детей, и для взрослых.

— Важно понимать, как чувствуют себя родители в городской среде. Очень важно, чтобы им было комфортно везде, а не только в парке. У нас же есть dog friendly-менеджер, почему бы нам не создать baby friendly-менеджера? — предложила спикер.

Заместитель директора Национальной библиотеки РТ  Табрис Яруллин уверен, что место для взрослых и для детей — это библиотека. По его словам, он часто видит, как семьи проводят свое время за чтением книг.


«Зачем нужны эти пафосные отели?»: почему в Татарстане дорогой загородный отдых