«Нэфис Косметикс» и дочь его основателя Карина Богуславская потребовали прекратить право нижегородского производителя бытовой химии «Синергетик» на товарный знак «Нежная забота». Ранее Богуславская уже предъявляла иск своим оппонентам на 11 млрд рублей за использование бренда «Я люблю свою семью». Эксперты KazanFirst считают, что «Нэфис» с помощью судебных тяжб хочет укрепить свои позиции на рынке.
АО «Нэфис Косметикс» и индивидуальный предприниматель Карина Богуславская обратились в Суд по интеллектуальным правам (СИП) с требованием о досрочном прекращении охраны товарного знака «Нежная забота» вследствие его неиспользования.
Из материалов суда следует, что правообладателем этого товарного знака №300295 является ООО «Синергетик» из Нижегородской области. Бренд «Нежная забота» может быть использован в отношении бытовой химии, в том числе мыла, отбеливателей, синьки для обработки белья, различных моющих средств и средств для выведения пятен. Товарный знак был зарегистрирован в 2006 году и изначально принадлежал нижегородскому ООО «Домцентр-Логистик». На «Синергетик» он был перерегистрирован летом этого года. Срок охраны товарного знака истекает в 2034 году.
Напомним, АО «Нэфис Косметикс» производит бытовую химию под брендами AOS, BiMax, Sorti, «Биолан», «Заводъ Братьевъ Крестовниковыхъ». Компании являются частью группы «Нэфис» (в нее также входит Казанский жировой комбинат, который в 2021 году был объединен с Казанским маслоэкстракционным заводом, и «Нэфис-биопродукт»). Основателем компании является депутат Госдумы от Татарстана Ирек Богуславский. По данным СБИС, в 2016 году ему принадлежало около 25% АО. Но сейчас актуальный список акционеров на сайте компании не раскрывается.
Среди членов совета директоров — депутаты Госсовета Татарстана Михаил Сыровацкий и Дмитрий Самаренкин. По итогам 2023 года выручка «Нэфис косметикс» составила 24,5 млрд рублей, а чистая прибыль — 1,16 млрд рублей. Карина Богуславская является дочерью Ирека Богуславского. Ей принадлежат различные бренды, которыми пользуется «Нэфис Косметикс».

ООО «Синергетик» является конкурентом татарстанской компании и принадлежит кипрскому офшору Planet Synergetic CY Limited. Производитель бытовой химии зарегистрирован в Нижнем Новгороде. «Ведомости» сообщали, что компания контролируется ее основателями и менеджментом — Петром Маневичем, Алексеем Зюзиным, Алексеем Шатовым и Алексеем Коноваловым. В 2023 году доходы «Синергетика» составили 15,8 млрд рублей, а чистая прибыль — 1,06 млрд рублей.
«Тему не комментируем»
В «Нэфис Косметикс» KazanFirst не стали пояснять, с какой целью татарстанский производитель и Карина Богуславская хотят отменить охрану товарного знака своего конкурента. «Тему не комментируем», — сказали в пресс-службе компании.
ООО «Синергетик» так же не прислало своих пояснений, используется ли компанией сейчас этот бренд. На сайте «Синергетика» можно найти продукцию «Нежная чистота» и «Нежное прикосновение». Товары под названием «Нежная забота» в каталоге отсутствуют.
На сайте «Нэфис Косметикс» название «Нежная забота» используется дополнительно в описании жидкого мыла «Традиции качества. Детство».
На маркетплейсах можно найти различные товары под названием «Нежная забота» от других производителей, например, детские салфетки от американцев Johnson & Johnson, которые с началом СВО прекратили свою деятельность в России.
СИП пока не рассматривал по существу иск «Нэфиса» к «Синергетику». Первое заседание в режиме онлайн назначено на 3 февраля. В качестве третьего лица к делу привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Кто больше «любит свою семью»?
Это не единственный спор двух производителей бытовой химии. В августе 2023 года Богуславская потребовала с нижегородской компании 10,7 млрд рублей, утверждая, что «Синергетик» незаконно использует товарный знак «Нэфиса», права на который принадлежат предпринимательнице. Речь шла о товарном знаке «Я люблю свою семью».
Изначально иск был подан в Арбитражный суд Татарстана. Соответчиками были указаны индивидуальные предприниматели Юрий Сергеев и Разиля Михайлова, которые якобы распространяли продукцию со спорным слоганом. Помимо почти 11 млрд рублей Богуславская просила запретить распространять, рекламировать и хранить товары со слоганом «Я люблю свою семью», а также изъять всю такую продукцию. Однако тогда суд республики посчитал, что не может рассматривать иск к «Синергетику», так как эта компания зарегистрирована в Нижнем Новгороде. С начала 2024 года новый иск стал рассматривать суд Нижегородской области.
В пресс-службе АО «Нэфис-Косметикс» KazanFirst поясняли, что товарный знак «Я люблю свою семью», зарегистрированный в 2006 году, используется на упаковках и в рекламе продукции «Нэфис Косметикс» с даты регистрации по настоящее время.
Решение по этому делу так же пока не принято. В ходе судебных разбирательств Богуславская снизила свои требования до 7,66 млрд рублей. А «Синергетик» заявил о фальсификации доказательств со стороны истца. Также были проведены социологические исследования по использованию спорного бренда, которые сделали крупнейшие российские компании ВЦИОМ и признанный иностранным агентом «Левада-центр».

— Очевидно, что «Нэфис», являясь производителем косметической продукции, заинтересован в использовании данного товарного знака для собственной продукции. Такой вывод можно сделать исходя из того, что название «Нежная забота» весьма привлекательно для косметических товаров и может способствовать успешному продвижению продукции на рынке, — заявил KazanFirst cудебный эксперт экспертной группы Veta Александр Терентьев.
По его словам, для удовлетворения иска о прекращении правовой охраны товарного знака необходимо установить, что товарный знак не использовался правообладателем непрерывно в течение трех лет, предшествующих подаче заявления. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе — то есть «Синергетике».
Война за «портфель брендов»
— «Синергетик» может защитить свои права несколькими способами. Во-первых, компания может представить доказательства фактического использования товарного знака на товарах, упаковках, в рекламе, документации или в интернете. Также правообладатель может доказать наличие уважительных причин неиспользования знака, например, государственные ограничения на производство определенных товаров или форс-мажорные обстоятельства. Согласно сложившейся судебной практике, к уважительным причинам могут относиться также длительные процедуры сертификации продукции или регистрации лекарственных средств, — пояснил Терентьев.
Он считает, что последствия данного судебного разбирательства могут быть весьма значительными для обеих сторон. Для «Синергетика» возможная утрата прав на товарный знак может привести к необходимости ребрендинга продукции и потере части рынка. Для «Нэфиса» успех в суде открывает возможности для расширения портфеля брендов и укрепления позиций на рынке.
Директор юридической компании «КопиВайт» Алина Комина обращает внимание, что «Синергетик» купил товарный знак недавно (смена владельца зарегистрирована в Роспатенте в июле 2024 года), но он все равно должен будет отвечать за трехлетний период, в том числе за действия предыдущего правообладателя — ООО «ДомЦентр-Логистик».

— Суд рассматривает вопрос заинтересованности и использования применительно к тем товарам или услугам, которые указал истец (можно аннулировать товарный знак только лишь по одной или нескольким товарным позициям, не затрагивая остальные), — отмечает она.
Богуславская подала заявку на сходное обозначение
По словам Коминой, товарные знаки призваны поддерживать и укреплять коммерческий оборот товаров и услуг. Товарный знак может действовать бесконечно, правообладателю нужно только оплачивать пошлину за его продление каждые 10 лет. Правовую охрану товарного знака можно прекратить досрочно через суд.
— Механизм досрочного прекращения охраны товарного знака активно используется предпринимателями. Если название вашего бренда уже занято, это ещё не означает, что однозначно нужно делать ребрендинг или забыть о регистрации товарного знака. А если предприниматель регистрирует побольше товарных знаков «впрок» или заявляет свой бренд в отношении расширенного круга товаров или услуг — он должен понимать риски. Товарный знак, который не используется более трех лет, уязвим, — заключает эксперт.
Генеральный директор ООО «ЮК «Усков и партнеры» Светлана Ускова говорит, что товарные знаки могут оспариваться по разным основаниям, но в рассматриваемом случае обязателен досудебный порядок.
— В данном случае от имени Богуславской была подана заявка на сходное обозначение, в которое входит элемент «Нежная забота». Роспатент противопоставил товарный знак №300295, и можно предположить, что ООО «Синергетик» не предоставило согласие на регистрацию по этой заявке. В этом случае товарные знаки могли бы сосуществовать. Возможно, они планируют доказать использование или по каким-то причинам проигнорировали обращение Богуславской. При аннулировании товарного знака ответчик может взыскать судебные расходы, — предположила глава юридической компании.
«Нэфис» с помощью судебных тяжб хочет укрепить свои позиции на рынке» — я тоже так считаю, сейчас их продукцией мало кто пользуется, и им хотя бы на негативе хочется поднять свои рейтинги
Синергетик вроде является более натуральным, но мне он не особо то и нравится. Посуду, например, отмывает так себе…