Республика вышла на второе место по объему закупок у малого и среднего бизнеса. В I квартале 2025 года в РТ заключили контракты на 173 млрд рублей, отчиталась Корпорация МСП. По мнению экспертов, такого эффекта удалось достигнуть во многом за счет ограничений использовать продукцию из-за рубежа. Однако отбор компаний на торгах стал жестче, жалуются предприниматели.
Татарстан вырвался на второе место по объемам закупок государственных компаний у малого и среднего бизнеса (МСП), сообщает Корпорация МСП. В I квартале 2025 года республика занесла предпринимателям 172,52 млрд рублей. В настоящий момент регион уступает только Москве, которая закупилась на 511,81 млрд рублей. Позади остались Санкт-Петербург (170,59 млрд рублей) и Московская область (101,91 млрд рублей).
По данным Корпорации МСП, объем контрактов с малым и средним бизнесом в России за I квартал 2025 года превысил 1,8 трлн рублей. Для сравнения, за аналогичный период 2024 года эта сумма составляла 1,6 трлн рублей. Рост достиг 226 млрд рублей, или 14%, сообщил «Коммерсантъ». Кроме того, выросло и число МСП-поставщиков. Если в 2024 году их было 89,3 тысячи, то в 2025-м — 93,6 тысячи. Увеличение на 4,2 тысячи, или 4,8%.

Такая динамика наблюдается на фоне ужесточения требований к закупкам государственных компаний у малого и среднего бизнеса. В 2015 году они должны были размещать здесь 18% заказов, в 2022 году — уже 25%. Кроме того, с 2025 года действует полный запрет на покупку для государственных и муниципальных нужд промышленных товаров иностранного производства, а также программного обеспечения, которое есть в реестре российских программ. Введены ограничения для радиоэлектронной продукции, продуктов питания, медицинских изделий и лекарственных препаратов иностранного производства.
В итоге госкомпании закупают у малого и среднего бизнеса промышленную и высокотехнологичную продукцию, а также услуги по обслуживанию техники. В I квартале 2025 года наибольший объем закупок пришелся на продукцию обрабатывающей промышленности — 680,9 млрд рублей, строительство — 440,9 млрд рублей, услуги в научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности — 98,4 млрд рублей, информации и связи — 88,3 млрд рублей, транспорта и складского хозяйства — 64,4 млрд рублей.
«Даже запчасти к импортным комбайнам делают у нас в Актаныше»
Как отметил в разговоре с KazanFirst директор Агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер, Татарстан ежегодно увеличивает сумму закупок предприятий у малого и среднего бизнеса на 15-20%.
— Надо идти вперед, надо увеличивать количество конкурентных закупок, открывать для МСП двери к рынку сбыта, — сказал он.
Геллер заверил, что определенную пользу несут те изменения, которые ограничивают продажу иностранных аналогов продукции отечественного производства.
— Неправильно покупать французские веники. Веники можно покупать и татарстанские, — настаивал он.

При этом эксперт отметил, что продукция, например, французского производства, которую порой вынуждены использовать отечественные компании, откладывается в инвестиционных нишах. По его словам, нет того, чего не мог бы сделать малый бизнес.
— Даже запчасти к импортным комбайнам делают у нас в Актаныше. Нет ничего такого, что бы не смог сделать свободный предприниматель. Мы еще не научились МФУ (многофункциональное устройство) в Татарстане делать, значит, белорусские МФУ надо купить, — заявил Геллер.
«Бизнес стал остерегаться этих неправильных схем»
По словам председателя татарстанского отделения «Опоры России» Антона Баклашова, сегодня в системе закупок государственных предприятий акцент сделан на малый и средний бизнес, на местного производителя. Плюс к этому многие крупные игроки ушли с отечественного рынка, бизнес переориентировался и пошел в систему закупок. Однако на МСП вся эта ситуация отразилась неоднозначно.
— Бизнесу в закупках стало легче работать. Стали жестко контролироваться сроки оплат. Большей частью прокуратура над этим работает. Если задерживают без объяснения причин или по необъективной причине происходит задержка оплаты, прокуратура включается в этот контракт и идет на защиту малого и среднего бизнеса. Но попасть на торги и пройти, выиграть стало сложнее, — поделился опытом он.
Повысились требования к участникам торгов. Как объяснил эксперт, раньше торги нередко срывались или же победитель-поставщик не исполнял заказ. Все это ставило заказчика в затруднительное положение, поскольку процедура организации госзакупок довольно сложна. После срыва поставки возобновить процесс можно только через два месяца.

— Бывают же объекты социального обеспечения. Два месяца не поставлять питание, не обеспечивать медицинскими расходниками или еще чем-то — это чревато последствиями. Поэтому отбор стал жестче. На рынке появился порядок в части недобросовестных поставщиков товаров и услуг. Поэтому работают те, кто может работать, у кого есть наработанная база, практика, есть финансовая поддержка, гарантийный фонд, — указал он.
Баклашов отметил, что очень хорошо стал работать реестр недобросовестных поставщиков. Если попасть туда, можно потерять возможность участвовать в закупках на большой срок или совсем.
— Бизнес стал остерегаться этих неправильных схем, — констатировал эксперт.
Кроме того, член «Опоры России» отметил, что государство делает ставку именно на местного производителя, на малый и средний бизнес. Антимонопольная служба осуществляет строгий контроль за закупками.
«Татарстан увеличил товарооборот с Китаем и Ближним Востоком»
Руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов указывает, что помимо изменения требований к закупкам определенную роль сыграл и другой фактор. Поставки по контрактам крупным компаниям в рамках 223-ФЗ все еще получают финансирование в банках. Таким образом, бизнес подстегивает высокая ключевая ставка и ужесточения требований банков к заемщикам. Резервы роста обеспечил уход посредников.

— Если раньше закупки шли через агрегаторов и комплексных поставщиков, то с ростом цифровизации и запуска собственных торговых площадок доля МСП стала расти, — уточнил он.
По его словам, стремительный рост закупок в Татарстане стал результатом увеличения товарооборота с Китаем и Ближним Востоком. Республика является важным логистическим узлом и партнером в торговле на Ближнем Востоке. Поэтому здесь увеличились закупки РЖД и других компаний, работающих в этом направлении. Одновременно возник спрос и на отечественные IТ-решения.
— Объем закупок IТ-решений за последние три года вырос более чем в два раза. Иннополис и Казань — одни из ведущих центров IТ-разработки, — указал Курасов.
По словам эксперта, свои плоды приносит и активная работа правительства Татарстана по приоритетной закупке товаров именно у местных производителей.
Почему раньше нельзя было сделать нормальную систему закупок? Ждали, пока рынок сам развалится?
Круто, что Татарстан вышел на второе место показывает, что малый бизнес у нас работает, несмотря на все сложности.
МСП стало проще работать: и оплата быстрее, и контроль за недобросовестными участниками работает.