Золотые 70-е: как малые города Татарстана идут к комфорту

KazanFirst, скриншот enter.media, соцсети

Нижнекамцы возвращают замыслы архитекторов прошлого, а в Альметьевске внедряют правила трехуровнего комфорта городской среды. В чем причина — в материале KazanFirst.

В последние годы в Татарстане наметился явный тренд на формирование комфортной для жителей среды. И речь не только про столицу. В малых городах и селах инициативы по созданию социальной инфраструктуры – уже не про единичные примеры, а про необходимость и порой неизбежность. С недавних пор проекты по благоустройству территорий стали прерогативой не только градостроителей и власть имущих, но и общественников, а также совершенно обычных жителей республики, проявляющих активную позицию и настойчивое желание жить в лучших условиях. Но как все это работает с точки зрения механизма – обсудили в лектории Присутственных мест Казанского Кремля в рамках программы «Городские модераторы».

«Через архитектуру среды меняется и архитектура сознания жителей»

Мэр Нижнекамска Рамиль Муллин с ходу подчеркнул, что город как большой промышленный центр региона ведут такие большие компании, как СИБУР и «Татнефть». Они хорошо известны за счет внедрения новейших технологий не только в России, но и во всем мире. Это говорит о том, что город должен соответствовать уровню инвестиций и развития, который задают «промышленные локомотивы». Несмотря на молодой возраст, Нижнекамск имеет достаточную узнаваемость и собственный почерк. А сделали его обычные работники, которые трудились на самых первых производствах, – высаживали деревья и выстраивали начальные проекты по благоустройству. Сегодня местные архитекторы возвращаются к былым концепциям.

Скриншот enter.media

– Сегодня, если смотреть по розе ветров, 80% всего того, что выбрасывают наши промышленные предприятия, не попадает в город. Имея такое богатство, как наши леса, рощи и Каму, конечно, было очень важно использовать его в рекреации. В последние годы мы использовали множество площадок, которые выходят на реку, например, наш пляж, экопарк, 70 гектаров лесного массива в центре города – парк «Семья». Помимо этого у нас много домовых скверов. Сегодня Нижнекамск – это комфортный и зеленый город, — делится спикер. – Сейчас мы делаем акцент на пешеходные бульвары, чтобы создать условия для большей пешей активности жителей. Ежегодно строим серьезное количество велодорожек. Наша задача заключается в том, чтобы город никогда не старел.

Муллин добавил, что желательно не допускать роста населения Нижнекамска выше 350 тысяч человек для того, чтобы он развивался, но при этом оставался управляемым. Также спикер рассказал, что в прошлом году в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», инициированной и впоследствии продленной президентом России Владимиром Путиным, город вернул те замыслы архитекторов, которые были заложены в 70-х годах. В большей степени это касается асфальтовых бульваров и променадов, которые в 90-х превратились в неухоженные парковки и места для ларьков. Сейчас необходимо произвести переоценку программ, уверен Муллин, ведь городу нужны базовые вещи. Через архитектуру среды меняется и архитектура сознания жителей.

KazanFirst

– Абсолютное большинство никогда не будет нас поддерживать. Но нам важно, чтобы красоту видели дети и стремились к ее сохранению. В этом плане спасибо СИБУРУ, с которым мы посадили почти тысячу саженцев сирени на бульваре между улицами Баки Урманче и Строителей. Я надеюсь, что через пять лет, когда сад зацветет, это будет круче, чем наши термы. Людям надо находить альтернативу для отдыха и постоянно вести диалог с ними, – сказал глава Нижнекамска.

«Сегодня не думать о развитии территорий комплексно – дурной тон»

В свою очередь мэр Альметьевска Тимур Нагуманов согласился, что Татарстану сегодня необходимо создавать точки притяжения в первую очередь для жителей. Еще в 1997 году Минтимер Шаймиев сказал на центральной площади: «Этот город наконец-то должен стать настоящей столицей нефтяников». С того времени началось бурное развитие территорий и качества среды. Но полное осмысление самих механизмов появилось не более 10 лет назад, когда благоустройство стало трендом. В нынешних реалиях человек, уже выходя из квартиры и спускаясь в подъезд, находится в так называемой городской ткани. В этом смысле программа «Наш двор», которая реализуется в республике благодаря поддержке раиса Татарстана Рустама Минниханова, – глобальное переосмысление минутного комфорта, уверил спикер.

Скриншот enter.media

– Далее мы идем на 15-минутный комфорт. Это когда у тебя в пешей доступности есть все – детская площадка для мамы с ребенком, зона для бега, прогулок и спорта, а также места, где можно просто приятно провести время, походить со скандинавскими палками. Третий уровень – это крупные объекты, например, наш горнолыжный комплекс «Ян». Сегодня не думать о развитии территорий комплексно – дурной тон, – отметил глава Альметьевска. – В перспективе Альметьевск будет увеличиваться чуть ли не в два раза. Это большой вызов. Но при этом мы не должны потерять комфорт.

На данный момент в Альметьевске также самая плотная сеть отдельно построенных велодорожек в России, продолжил мэр. Еще одна уникальная особенность связана с самокатами, к которым город подошел не с опаской, а с распростертыми объятиями. В 2023 году СИМы были в городе уже не средством развлечения, а полноценным общественным транспортом. Кроме того, по программе «Развитие общественных пространств» нефтяная столица благоустроила ныне знаменитое и ставшее визитной карточкой городское озеро. Городской пляж Альметьевска стал сравним с казанским аквапарком «Ривьера», ради которого то и дело приезжают туристы.

Соцсети

– Пляж позволил нам развить крутую спортивную инфраструктуру. На протяжении последних пяти лет мы проводим всероссийские соревнования по триатлону. Причем не только для профессионалов и любителей, но и для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слепых. Нас отговаривали. Говорили, что они капризные и с ними сложно, а еще их мало. Но милым девушкам из Федерации триатлона было сложно отказать. Мы решили попробовать и теперь понимаем, что будем приглашать их всегда. Когда к тебе приезжают со всей России где-то 30 спортсменов, многие без руки, ноги или без всех конечностей, и они полноценно преодолевают всю дистанцию – это не передать словами, – признался Нагуманов.

Феномен кинопоселка и «заменители» общественных пространств

Директор Института развития городов Татарстана Наиля Зиннатуллина поделилась одним из сложнейших проектов в своей практике. Им стал кинопоселок Семрук под Казанью, где снимали сериал «Зулейха открывает глаза». После того как съемочная группа уехала, на территории осталось 13 деревянных никому не нужных построек. И все это в живописной местности, где открывается невероятный вид на Каму. Можно было поступить по-разному, делится спикер, например, разобрать на дрова и забыть. Но республика остановилась на другом варианте.

Скриншот enter.media

– Это история, которая пока не имеет ни конца ни края. Мы проинвентаризировали постройки, посмотрели на их техническую пригодность. Сложность заключалась в том, что они находились на территории лесного фонда, где запрещается проводить работы по благоустройству и внедрять объекты капитального строительства. Только через год, когда сняли мораторий, мы могли заниматься этой территорией, – рассказывает Зиннатуллина.Прежде чем приступать ко всем этим пыткам, мы проверили, нужна ли эта территория местным и туристам. Поэтому весной вместе с нашими друзьями, которые занимаются киноиндустрией в республике, мы решили сделать конференцию, где каждый смог бы поделиться друг с другом мыслями и мечтами. Мы никогда не могли подумать, что 450 человек ринутся из Казани в Лаишево. Далее мы пошли работать с министерством лесного хозяйства, выиграли федеральный конкурс, и теперь у нас сохранились постройки, которые мы приводим в пригодное для эксплуатации состояние. Постепенно на эту территорию заходят и предприниматели.

В то же время ландшафтный архитектор Института пространственного планирования Татарстана Дарья Толовенкова вспомнила историю с парком Горького. Когда градостроители реализовывали проект, они не могли предугадать реакцию жителей относительно идей стройки. Каково было их удивление, когда на открытие ныне знакового места в Казани пришли сотни людей. Тогда явился еще один важный принцип – необходимо рассчитывать антропогенную нагрузку на любое рекреационное пространство.

KazanFirst

– Люди – это все равно что стадо барашков, которое вытаптывает все. Либо потому, что им нравится, либо повторяя за другими. Защита, ограждение и сохранение таких территорий – это тот вектор, который появился у меня тогда и который я проповедую до сих пор. Нам так всем нравятся такие природные и ценные территории, где живут только самые красивые бабочки, лоси, ежики и хомячки. Мы туда все идем, а лучше едем. А еще лучше с шашлыками и мангалами, – сетует спикер.

Соучредитель Miriada Group Виталий Волков справедливо подчеркнул, что результат любого благоустройства – это итог работы определенной команды, квалифицированных членов которой в Татарстане, к сожалению, не хватает. Особенно, если речь идет о малых городах. Усиление данного фактора по-настоящему позволит создавать центры притяжения. Также спикер привел в пример город Бавлы с населением 30 тысяч человек – он четыре раза выигрывал федеральный конкурс, направленный на изменение облика малых городов. Отныне город выглядит совсем иначе – там сделали парк и отреставрировали центр.

KazanFirst

– Из-за того, что в малых городах нет каких-либо общественных пространств, там появляется что? Правильно, алкомаркеты. Такой пример был в Зеленодольске. Такие вот заменители общественных пространств. А что еще делать? После проекта благоустройства местные жители спилили все лавки. Люди начинают совсем по-другому смотреть на свой дом, потому что они сами принимали участие в процессе изменения территории к лучшему, начинают совсем по-другому на него смотреть. Все маргинальные проявления уходят. И такой эффект мы видели не раз. Причем нам удавалось привлечь даже управляющие компании для того, чтобы они привели в порядок подъезды. Может быть, следующая программа в республике будет «Наш подъезд»? – заключил Волков.

Читайте также: В Казань на обучение в сфере туризма приехали россияне из разных регионов страны