«Нет понимания, какие люди управляют домами»: как обманывают ТСЖ в Татарстане

Жители республики жаловались на сферу ЖКХ в этом году более 1,5 тысячи раз. Зачастую непонимание случается из-за не доведенной УК информации. Руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ рассказал, какая работа проводится с собственниками и как татарстанец пытался сделать из подвала баню. 

На что жаловались татарстанцы? 

Издавна сфера ЖКХ вызывает много вопросов у жителей Татарстана. За год от них в Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ республики поступило 1 540 обращений. Как ни странно, но соответствующий топ возглавили жалобы на начисления и перерасчеты по ТКО. Всплеск обращений пришелся на начало года. Татарстанцы, которые живут в городе и иногда выезжают в свой дом в деревне, недоумевали, почему за эту услугу им нужно платить везде одинаково. В марте, как напомнил директор центра Дмитрий Романов, вступили в силу изменения законодательства, позволяющие получить перерасчет, если человек более пяти дней отсутствует по месту жительства.

Второй актуальный вопрос, который волновал татарстанцев в течение года, — это перерасчет коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.

— Населению было не очень понятно, какие перерасчеты, почему. Сегодня есть у нас оплата по нормативу — там, где по нормативу, были определенные пробелы, — объяснил спикер, добавив, что суммы в платежках будут периодически корректировать. — Перерасчет провели так, что кому-то пять рублей доначислили, кому-то — 1,5 тысячи, а кому-то, наоборот, вернули.

Много поступило жалоб и по горячей воде — она, по словам татарстанцев, недостаточно горячая и не отвечает требованиям нормативов. Такие обращения сотрудники центра взяли на контроль и вместе с представителями УК вышли с проверкой на места.

— Перебои с горячей водой — это не вина управляющей компании зачастую, а соседей собственников, которые неправильно подключили. Нашли по стояку дома подключения собственников: кто-то теплый пол делает, кто-то гигиенический душ. То есть плохое качество услуги — это не всегда вина управляющей компании, в этом могут быть виноваты и сами собственники жилья, — рассказал Романов.

В топе актуальных также были вопросы по перезаключению договоров на газ, по проблемам с горячим водоснабжением, отоплением, а также электроснабжением. 

В целом, как заметил спикер, от татарстанцев стало поступать меньше обращений. Для сравнения он привел количество прошлого года. Их в адрес Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Татарстана пришло 1 706, в этом году на 166 меньше. 

— Жители становятся грамотнее: используют различные ресурсы, чтобы узнать информацию, обсуждают проблемы ЖКХ в домовых чатах. Так что жилищное информирование идет, — уверен Дмитрий Романов. 

91% татарстанцев недовольны уборкой снега  

Еще одним способом коммуникации центра с татарстанцами является проведение опросов. Таких за год жители республики прошли три. Выяснилось, что в 91% случаев снег из дворов вовремя дорожные службы не вывозили. По словам Романова, нередко бывают случаи, когда жители сами виноваты в такой ситуации. К примеру, не убирают автомобили, из-за чего спецтехника не может нормально работать.

С твердыми коммунальными отходами дела обстоят лучше, заверил спикер. Хотя почти половина опрошенных утверждают, что контейнеры в их дворах стоят переполненными. Также опрос показал, что 66% опрошенных татарстанцев поддерживают раздельный сбор мусора. 

Последний опрос был связан с вентиляцией. Как выяснилось, сложностей с ней не имеет 74% граждан, а у 12% проблема есть. 

Как ТСЖ продают общедомовое имущество 

Всегда на связи Региональный центр и с ТСЖ, УК, ЖСК. Для 320 председателей создали клуб ЖКХ, где также проводится разъяснительная работа. По словам Романова, зачастую компании не проводят собрания собственников, неправильно заполняют данные. Бывает и незаконная передача имущества, включения в счет-фактуру не согласованных с жильцами услуг. 

— Был случай, когда общедомовой подвал хотели превратить в баню. Житель дома с первого этажа сделал лестницу в подвал и решил там баню устроить. Когда его спросили — зачем, он ответил: «Ну я же для всех жителей стараюсь», — рассказал Дмитрий Романов.

Есть проблема с формированием фонда капитального ремонта. Если УК накапливают деньги у регоператора, то ТСЖ делают это на спецсчете. Этот процесс контролировать сложно. 

— Нет лицензирования этих форм управления. Поэтому часто нет понимания, какие люди управляют домами и какие цели преследуют. В части наказания бывает очень сложно что-то доказать, — пояснил спикер. 

В пример он привел случай 11-летней давности. Председатель ЖСК продал лифтерку одному собственнику, который присоединил ее к квартире. Таких примеров еще много, говорит Дмитрий Романов.


Читайте также: «Это убийство животных»: примут ли в Татарстане закон об эвтаназии бездомных собак