«Отказывают – смело в суд»: юрист рассказал, могут ли казанцы вернуть деньги за подарочный сертификат

KazanFirst

Все любят дарить подарочные сертификаты. Но не все любят их получать. KazanFirst выяснил у юриста, можно ли вернуть ненужную карту и получить деньги вместо товара или услуги.

Что такое подарочный сертификат и как его придумали?

Подарочный сертификат представляет собой документ, который можно обменять на товар или услугу, например, в магазине, ресторане, отеле, салоне красоты или кофейне. По сути, подарочная карта — это аналог денег, но обладатель вправе применить ее только в определенном месте. Обычно сертификаты оформляются на красивом бланке, но также могут быть электронными или в виде пластиковой карты. На самом деле их придумали еще в 1932 году. Тогда издатель Гарольд Реймонд впервые задумался о том, почему люди так редко дарят друг другу книги, и пришел к выводу, что все просто-напросто боятся ошибиться с выбором.

Сегодня на сертификате обычно указана сумма, которую его обладатель может потратить на подарок — номинал. Владелец подарочной карты приходит в магазин, выбирает товар и расплачивается сертификатом, а не наличными. Это может сделать как покупатель самого сертификата, так и другое лицо, которому он был передан или подарен. Если сумма на сертификате недостаточна для покупки, можно доплатить оставшуюся часть. Это также относится к интернет-магазинам, где подарочные карты тоже действуют.

Покупки, совершаемые с использованием подарочного сертификата, не отличаются от традиционных покупок, осуществляемых наличным или безналичным расчетом. Они так же подлежат возврату или обмену в соответствии с обычными правилами. Например, если вы получили подарочный сертификат в спортивном магазине и купили ролики, но они не подошли, вы можете вернуть или обменять их.

Правда, для увеличения своей прибыли магазины нередко устанавливают правила, ограничивающие права владельцев подарочных сертификатов. Как вариант, они дают срок, в течение которого необходимо использовать карту, или запрещают возврат сертификата в обмен на деньги. Но законны ли такие правила?

«Если потребитель захочет вернуть деньги, то он будет прав»

По результатам опроса, проведенного KazanFirst в социальных сетях, большая часть казанцев, а именно порядка 70% не разочаровались бы, получив в качестве подарка сертификат. В то же время 30% не отказались бы обменять его на деньги. Юрист Юрий Публиков подчеркнул, что с юридической точки зрения подарочный сертификат служит предоплатой за товар или услугу. Деньги, которые покупатель сертификата вносит в магазин, рассматриваются как аванс на будущую покупку. В обмен клиент получает подарочную карту, которая подтверждает его право на покупку в будущем. Такое объяснение уже давно сформировалось на основе судебной практики.

— Если потребитель захочет вернуть деньги, то он будет прав. Любое ограничение прав потребителя на возврат денежных средств является недействительным. Это будет прямое нарушение закона «О защите прав потребителей». От места получения подарочной карты так же ничего не зависит. Если же условно магазин отказывает потребителю, то нужно, не боясь, писать заявление о возврате денежных средств, полученных за соответствующий сертификат. Продавец обязан вернуть деньги. В случае невозврата можно смело обращаться в суд. Последствия для продавца будут достаточно серьезными, — отметил собеседник.

Публиков добавил, что потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор о привлечении продавца к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП, а именно включение в договор условий, ущемляющих права покупателя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Любые внутренние правила магазинов, даже если они явно выставлены на стенде или написаны на сайте, не могут ограничить возможность возврата подарочного сертификата.

Если какое-либо правило магазина противоречит закону, оно не имеет силы и может быть проигнорировано. Если вам показали внутренний документ, надпись на стенде или на сайте, утверждающие, что сертификат нельзя вернуть, это неправда. Такие магазинные уловки — это не больше, чем маркетинговые приемы.


Читайте также: ПВЗ, интернет-магазины и точки общепита: какой бизнес чаще покупают в Казани