«ПереСтройка»: как парк «Черное озеро» оживил центр Казани и стал местом прибыли

KazanFirst

Парк, в свое время славившийся рестораном Ожегова и угрозой «можно и на Черное попасть», теперь — пространство для теплых встреч, пикников, лекций, пробежек и гламурных фото. Как он менялся, кто стал загадочным заказчиком архитектурного проекта Wowhaus и какую выручку делает бизнес – в спецпроекте KazanFirst.

Из года в год Казань не только приобретает новые общественные пространства, но и преображает значимые исторические объекты, которыми столица богата как ни один другой город республики. Вместе с реновацией меняется и среда вокруг знаковых мест — там появляется новая инфраструктура, заходит малый и средний бизнес, который делает территорию все более привлекательной  для жителей и туристов. Хорошим примером такой истории служит старейший водоем Черное озеро и одноименный парк. Это пространство вдохновило KazanFirst запустить спецпроект с символичным названием «ПереСтройка». Поэтому именно с «Черного» мы начнем рассказывать о том, как закладывали «первый камень» нынешних достопримечательностей, какой путь они прошли и как использовали рекреационный и экономический потенциал после реконструкции.

Артем Дергунов/KazanFirst

Парк «Черное озеро» знаком каждому казанцу. Одни при его упоминании с ходу представляют каток, другие — соревнования судомоделистов, у третьих он ассоциируется с «конгломератом» спецслужб и внутренней тюрьмой, находившейся некогда в НКВД. Последние же застали пикники да прогулки. Но так хорошо, как сегодня, на «Черном озере» было не всегда. Несмотря на центральное расположение, в 2010-х парк был серым и невзрачным, с заброшенными павильонами и раскрашенными стенами. Спустя 10 лет и несколько очередей реконструкций, кажется, уже нет места воспоминаниям из прошлого.

От газетных заметок о желтобилетчицах до НКВД

История «Черного» началась больше 200 лет назад. Парк получил свое название от озера, которое долгое время находилось на этом месте. Вместе с Черным, Банным и Чистым озерами водоем не только служил защитой для крепости, но и предоставлял жителям место для купания и стирки белья. После взятия Казани Пугачевым Екатерина II выделила средства на восстановление города, и тогда на берегу построили набережную. Здесь и рыбу ловили, и просто гуляли. В 1820-х годах место уже называлось «Общественный сад на Черном озере». Впоследствии название неоднократно менялось — «Летнее гулянье», «Общественное гулянье», «Черноозерский сад». На татарском языке оно вовсе называлось «Гнилое озеро» — «Черек күл».

В XIX веке ряд озер, включая Черное, засыпали и создали на их месте то, что сегодня мы называем общественным пространством. В это же время в парке построили еще и модный ресторан с площадкой для музыкантов, бильярдом, тиром, кегельбаном и цветочным магазином. Зимой здесь также катались на коньках, а летом прогуливались под звуки военного оркестра. В 1859 году купец Белозеров возвел первый павильон с трактирным заведением, и мелкий водоем заболотился окончательно.

Несмотря на то, что в конце XIX века парк служил одним из основных мест гуляний казанцев, он пользовался дурной славой. В большинстве своем из-за именитого ресторана Ожегова, владельцем которого был родственник того самого составителя словаря русского языка. В газете «Казанские новости» писали, что нередко заведение выпускало порядочное количество опьяневших гостей, за которыми охотились карманщики и труженицы панели.

В 1925 году на катке «Чёрного озера» началась история казанского хоккейного клуба «Динамо». Два года спустя парк передали спортивному обществу на 12 лет, а по истечении этого срока все сооружения перешли горкомхозу. В 1930-е по улице Лобачевского, у выхода из парка, появилась знаменитая «Арка влюбленных», а еще спустя почти полвека — уникальная детская игровая площадка в виде деревянной крепости, которую впоследствии уничтожил пожар.

После переезда областного управления НКВД на улицу Черноозёрская Правая (ныне — Дзержинского) для Казани словосочетание «Чёрное озеро» приобрело такой же смысл, как «Лубянка» для Москвы. Здание построили в 1912 году. С советских времён закрепилась легенда, что незаконопослушных жителей непосредственно здесь, в подвалах, подвергали пыткам во время допросов. К началу 2000-х годов два первых этажа занимал аппарат МВД, третий — управление ФСБ. В 2005-м здание так же поразил пожар. Официальной причиной назвали замыкание электропроводки из-за протекшей крыши. В том же году разобрали руины, а в феврале 2006-го — начали новое строительство, которое продлилось год. Для ФСБ определили отдельное здание на Большой Красной улице.

Еще одна напасть для парка — сильный ураган, прошедший в 2007 году и поваливший несколько деревьев. На их месте разбили клумбы, а в 2010-м решили изменить парк — ГУП «Татинвестгражданпроект» разработало концепцию развития «Чёрного озера» со строительством подземной автостоянки на 2000 мест. В начале 2011 года всплывшая информация о планах строительства парковки на территории парка вызвала общественный резонанс, ведь, согласно проекту, парк планировалось полностью сравнять с землей, вырубив деревья и осушив знаменитый пруд. С апреля по май того же года горожане выходили на пикеты, после чего власти посчитали это дело не только чересчур затратным, но и абсурдным.

Вернулись к озеру только в 2015 году с приходом Наталии Фишман-Бекмамбетовой (ныне покинувшая Татарстан. — Ред.), которая тогда стала помощником на тот момент временно исполняющего обязанности президента Татарстана Рустама Минниханова. Разработчиком проекта реконструкции выступило московское архитектурное бюро Wowhaus — автор проектов для московского парка Горького, Крымской набережной и парка «Сокольники».

Почему именно это бюро разрабатывало проектную документацию — вопрос для KazanFirst все еще открытый. На сайте Wowhaus заказчиком числится ГКУ «ГИСУ РТ», к нему же за ответом на наш запрос нас перенаправил Минстрой Татарстана. В самом ГИСУ KazanFirst сообщили, что «Главинвестстрой» не являлся заказчиком проектных работ по парку «Черное озеро». При этом ни Дирекция парков и скверов Казани, ни Комитет внешнего благоустройства города, ни Институт развития городов Татарстана не смогли нам назвать заказчика. И на сайте госзкупок нет соответствующего контракта, где бюро числилось бы победителем.

Источник: prav.tatarstan.ru

В самом Wowhaus KazanFirst ответили следующее: «Эти вопросы лучше задать заказчику, всем этим тогда занималась Наталья Фишман. Насколько мы знаем, финансирование шло из внебюджетных средств».

К слову, о финансировании. Известно, что исполком Казани после официального объявления о старте работ в парке принял решение создать государственно-частное акционерное общество «Черное озеро». В уставный капитал в качестве оплаты доли муниципальной собственности — 26% — планировалось внести объекты недвижимости парка. Инвестором общественного пространства стало ООО «Парадигма». Тогда, по словам Фишман-Бекмамбетовой, за два года компания планировала вложить порядка 100 млн рублей в развитие парка. Республика же в 2016 году выделила 50 млн рублей из бюджета. Позднее Фишман-Бекмамбетова сообщала, что общий бюджет реконструкции парка (без учета строительства двух павильонов. – Ред.) составит 250 млн рублей.

Всего в реконструкцию «Черного озера» по подсчетам KazanFirst вложили больше 300 млн рублей за пять лет. При этом во сколько обошлась разработка проекта от Wowhaus, кто ее заказал и кто за нее заплатил – нам так и не удалось выяснить.

Но вернемся к парку, впереди долгий процесс благоустройства.

Период реконструкции

Реконструкция «Черного озера» началась 20 июня 2015 года, который был объявлен годом парков и скверов. По словам архитекторов Wowhaus, основные проблемы парка касались отсутствия зон активностей, охраны, точек питания, туалетов, озеленения, парковок и системы навигации в парке.

Работы разделили на три этапа. Парк должен был стать частью кольцевого маршрута, объединив четыре территории — Лядской сад, Кремлевскую набережную, парк Горького и само озеро. Для обсуждения концепции с жителями создали площадку park.tatar, на которой можно было увидеть карту парков и скверов Казани, принять участие в опросе и ознакомиться с проектом москвичей.

— У Черного озера богатый культурный код. С конца XIX века он считался любимым городским садом в Казани. Наша позиция — сохранить то, что есть сейчас, то есть подлинность объекта, — объясняла Василиса Гончарова из Wowhaus.

В рамках первой очереди отреставрировали главную достопримечательность парка — «Арку влюбленных». Центральную лестницу демонтировали и перестроили, ступени уложили гранитом, а также разбили цветники. Шаг ступеней на остальных лестницах привели в соответствие с нормами, выровняли и облицевали. Боковые бетонные перила лестниц демонтировали, изготовили новую конструкцию и на нее установили исторические балясины. Организовали пандус для родителей с колясками, велосипедистов и групп населения с ОВЗ. Слева от арки демонтировали беседку и амфитеатр.

Благоустроили открытую площадку в центре парка. Здесь появилась небольшая сцена для общественных мероприятий, места для зрителей и пологий склон в качестве естественного амфитеатра, правда без посадочных мест, как это было в проекте изначально. Центральную площадь парка оформили деревянной перголой, в центре которой организовали цветник с автополивом. В роще устроили дополнительные тропинки, установили ландшафтные фонари и посеяли газон. Кроме того, в парке появились новые скамейки и урны. Зону воркаута дополнили брусьями, турниками и кольцами.

Долгожданное открытие первой очереди городского парка «Черное озеро» состоялось 18 сентября 2016 года, хотя изначально завершить часть реконструкции обещали в августе. Небольшая задержка была связана с тем, что архитекторам пришлось менять конфигурацию детской площадки, чтобы избежать сноса деревьев. В итоге ни одно дерево не пострадало — игровую зону деликатно вписали в ландшафт.

В мае 2017 года планировалось завершить реконструкцию западной части парка, из-за чего доступ в эту зону временно закрыли. Здесь благоустроили чаши озера и устройство спусков в воду в виде пологих ступеней, которые обеспечивают доступ к катку на поверхности озера в зимнее время, а также высадили 31 ель. Архитекторы, кроме того, занялись разработкой проекта реконструкции деревянных строений на берегу озера с последующим расположением в них ресторана, кафе и детского клуба.

В июле того же года стали известны итоги конкурса на разработку концепции бренда парка «Черное озеро», в котором приняли участие дизайн-бюро из крупных городов России. Участники должны были придумать логотип бренда, а также предложить элементы айдентики. Лучшим стал проект московской компании AdWorm и Партнеры, которая уже работала с «Газпром-Медиа», издательством «АСТ» и Cirque du Soleil Russia. Дизайнеры, взяв за основу традиционную символику Татарстана, придумали яркий конструктор. Позже стало известно, что предложенную москвичами концепцию на «Черном» не увидят. Победителям, взяв за основу разработанную идею, предстояло создать стиль Программы развития общественных пространств для всего Татарстана в то время, как контракт на разработку бренда парка получило брендинговое агентство SUPERMARKET, занявшее второе место. В основу этой концепции легли понятия симметрии и отражения, а на образах построена метафора бренда — «Загляни в Черное озеро и откроешь для себя что-то новое».

Старт благоустройства третьей очереди парка выпал на конец мая 2020 года. Именно она должна была исправить предыдущие ошибки. На 75 млн рублей по просьбам жителей реконструировали пешеходные дорожки, провели дополнительное озеленение и отремонтировали арку, на которой появились трещины. Дополнительно отремонтировали освещение и установили камеры видеонаблюдения. В самом озере обустроили новую дренажную систему, чтобы автоматизировать процесс откачки воды.

Одно из главных преобразований парка — снос заброшенных павильонов и постройка двухэтажного ресторана у пруда площадью более двух тысяч квадратных метров. Воссоздание исторических павильонов обошлось в 25,7 млн рублей, причем средства выделили из бюджета Татарстана. В 2022 году в парке также появилось пять дог-боксов — автоматы с одноразовыми пакетами для уборки за домашними животными.

Поскольку «Черное озеро» и Ленинский сад раньше считались одним общественным пространством, реконструкция не могла не затронуть и садик. По замыслу авторов здесь должны были построить открытый кинотеатр, две площадки для презентаций, два кафе, столько же туалетов и площадку для пикника. Но фактически территорию озеленили, сделали косметический ремонт фонтана и лестницы, которая так и не стала открытой площадкой для мероприятий. Не воплотилась и задумка с открытым рынком рядом с остановкой «Университет».

В конце августа 2022-го на территории парка заново обустроили беговые дорожки, которые пришли в негодность во время летнего сезона. В некоторых местах покрытие деформировалось, а в других — вовсе отсутствовало. Тогда в исполкоме города объясняли, что причиной деформации стала большая популярность парка — из-за частых мероприятий беговое покрытие не всегда использовалось по назначению. Работы провел подрядчик за свой счет в рамках гарантийного срока.

Масштабные строительные работы на этом закончились.

Люди в «Черном»

По мере благоустройства парк стал интересен горожанам и туристам. Как сообщили KazanFirst в Дирекции парков и скверов Казани, статистика по посещаемости общественных пространств не ведется. Количество посетителей фиксируется исключительно на мероприятиях.

После реконструкции и открытия первой очереди парка дебютным мероприятием в «Черном» стал летний книжный фестиваль в 2017 году. Тогда его посетило больше 16 тысяч человек, продали 12 тысяч книг.

— Фестиваль, который мы организовали в 2017 году в парке «Черное озеро» после его реконструкции, стал первым событием, которое активировало парк для горожан. Три года подряд он проходил, а с 2020 по 2022 нет, поскольку это был ковидный период. Только в прошлом году мы вновь его провели, — говорит сооснователь и арт-директор Центра современной культуры «Смена» Кирилл Маевский. — От первого к последнему году парк «Черное озеро» сам сделал шаг вперед в развитии своей инфраструктуры. Когда мы делали первый фестиваль, половина парка, где собственно находится озеро и два павильона, в принципе была закрыта, ее просто не существовало. Потом появился каток, книжный магазин со стороны улицы Чернышевского, пару лет назад открыли сначала первый павильон, затем «Сыроварню». Парк насытил себя инфраструктурой. Поэтому посетителями фестиваля действительно часто становятся люди, которые просто пришли в парк или привыкли, что там что-то происходит. Могу сказать, что от первого к последнему фестивалю рост продаж составил около 80%.

Собственно, парк постепенно стал наполняться событийно. В 2020 году в связи с ограничениями из-за коронавируса и строительными работами крупные мероприятия не проводились. Позднее стали проходить различные лекции, занятия йогой, пробежки, танцевальные фестивали, ярмарки, встречи с психологами и другие небольшие мероприятия.

— При событийном наполнении акцент делается на камерные «тихие» мероприятия, так как масштабные «шумные» мероприятия дают большую нагрузку на инфраструктуру парка и вызывают недовольство со стороны жителей близлежащих домов. Так, в 2023-м парк «Черное озеро» прожил свое первое лето в качестве открытой лекционной площадки. Здесь прошли 111 лекций, встреч и дискуссий на тему науки, образования, психологии, искусства и инклюзии. Хедлайнером образовательной программы стала Александра Жаркова из московского агентства Setters с лекцией о коммуникациях. Также состоялся первый парковый интеллектуальный турнир с участием знатока телевизионной игры «Что? Где? Когда?» Дмитрия Авдеенко. Всего события в рамках летнего сезона посетили более 49 тысяч человек, а новогоднюю ночь на катке провели 28 тысяч человек (открытие катка состоялось 31 декабря. – Ред.), — сообщили в Дирекции парков и скверов.

Культурная программа в парке делится на летнюю и зимнюю, а в межсезонье проходят мероприятия в рамках календарных праздников или входящие события по запросу жителей и сообществ.

Бизнес в «Черном»

Дирекция парков и скверов проводит мероприятия на собственные средства, в том числе заработанные самостоятельно от реализации разных сервисов. За проведение входящих мероприятий, организованных по инициативе жителей и компаний, плата не взимается. Исключение составляют коммерческие мероприятия: например, рекламные акции.

На заработанные деньги парк и обслуживается. Для сравнения, в 2020 году обслуживание «Черного озера» обходилось Дирекции в среднем в 257 тысяч рублей в месяц, а 2023-м уже 325 тысяч. В основном расходы идут на уборку и вывоз мусора, чистку МАФов (скамейки и урны), помывку тротуарной плитки, а также уборку и вывоз снега в зимний период.

Насыщенная жизнь парка, благоустройство и расположение становятся, пожалуй, ключевыми факторами привлекательности места для малого и среднего бизнеса. Здесь уже речь не про коммерческие мероприятия, а постоянные точки. И первооткрывателями в этом плане вновь стали книги. Это был книжный магазин «Смены», который располагался в пункте проката коньков.

— У нас был опыт работы зимой в парке. Надо сказать, что магазин там был лишним. Он служил скорее «переодевалкой» для людей, где переодевали уличную обувь на коньки. Летом же магазин стал неотъемлемой частью парка. И с точки зрения бизнеса это более выгодно. Все-таки магазин — предприятие экономического характера. В летний сезон рентабельность есть, чего нельзя сказать о зиме и осени, когда парк пустеет. По моим предварительным оценкам, выручка магазина с момента открытия выросла на 70%. За последние три года также сильно подорожала стоимость самих книг. Есть вероятность, что и тогда, и сейчас их покупают в одинаковых количествах, просто они стали дороже, — говорит Кирилл Маевский.

Отметим, что книжный магазин на «Черном озере» совпадает с сезонностью работы парка и летнего павильона. Он запускается и закрывается вместе с ним. В этот зимний сезон в павильоне парка работают пункт проката, а также кофейня Coffee Inc. и магазин с сувенирной продукцией ХК «Ак Барс».

— В летний период резидентами здания выступали: кофейня Coffee inc., книжный магазин «Смена», судомодельный прокат «Клуб капитанов», мультибрендовый магазин уличных марок PLATFORMA, цветочный маркет Green Market, сувенирный магазин парков Казани. Плата за аренду помещения поступает в общий бюджет Дирекции парков и скверов и распределяется на все общественные пространства, в зависимости от потребностей каждого из них, — говорят в Дирекции KazanFirst. — Содействие предпринимательской деятельности является одним из направлений нашей работы. Размещение торговых объектов в парках происходит по итогам торгов на электронной площадке оператора sale.zakazrf.ru.

Пожалуй, «якорным оператором» второго павильона и всего «Черного озера» в целом можно назвать ресторан Аркадия Новикова под известным брендом «Сыроварня». Он открылся 18 июля 2022 года и занял оба этажа. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Сыроварня Казань» за 2022 год отчиталось о выручке в 113,7 млн рублей.

Напомним, что летом на центральной площади парка открываются две точки общепита: кофейня Min coffeshop и «Трдельник».

Бизнес у «Черного»

Пока менялась жизнь в парке, менялась и жизнь вокруг него. На «Черное озеро» делали ставки инвесторы, застройщики, рестораторы и другой бизнес.

В доме на Дзержинского, 13, где достаточно длительное время располагалась лишь стоматология известного врача Айрата Галлямова, по соседству со зданием МВД республики в начале 2018 года появился бар-ресторан «Утка в котелке» Руслана Шарафутдинова и Артема Акчурина. Название заведения они связали с уткой, которую обнаружили во дворе дома и которая впоследствии перебралась с птенцами на «Черное озеро». Заведение стабильно отчитывается о выручке за год в среднем в 27 млн рублей (за исключением ковидного года. – Ред.).

Летом 2017 года на пересечении улиц Дзержинского и Чернышевского началось строительство комплекса апартаментов Odett от девелопера «КамаСтройИнвест». В самой компании отмечают, что название комплекса связано с балетом «Лебединое озеро», которое в свою очередь перекликается с названием парка. Дом сдали в 2020 году, и тогда началась другая история места, где когда-то был пустырь под парковку и планировали построить 4-звездочный отель.

В конце января в Odett начинает работать ресторан-бар Branch, а в июне — Ромейн Meat. За три года работы оба заведения показали неплохой рост выручки. ООО «Джи-Джи» (принадлежит товарный знак Branch Wine. – Ред.), по данным «СПАРК-Интерфакса», увеличило выручку с 23,9 млн в 2020 году до 35,6 млн рублей в 2022-м. ООО «Дивинум» (ресторан Ромэйн Meat. – Ред.), по данным «СПАРК-Интерфакса», показало четырехкратный рост выручки с 10,4 млн за 2020 год до 41,1 млн рублей в 2022-м.

Жилым комплексом и окнами с видом на «Черное» заинтересовались не только представители казанского бизнеса, но и других регионов и даже международных сетей. В комплексе открываются бутики женской и детской одежды, мебели, клиники косметологии из Башкирии и Москвы, салон красоты международной сети.

По соседству с ЖК Odett расположена «Городская панорама». Это частный четырехэтажный музей, который был открыт в январе 2017 года. Он успел застать времена, когда Казань принимала туристов на Кубок Конфедераций (2017), чемпионат мира по футболу (2018), WorldSkills (2019). Центр города, крупные международные события и туристический потенциал парка «Черное озеро» стали не последними факторами в посещаемости и доходах музея. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Городская панорама» с 2018 по 2022 годы увеличило выручку с 7,9 млн до 23,3 млн рублей.

В конце февраля 2023 года казанских кофеманов обрадовала новость об открытии на тот момент восьмой кофейни Skuratov в доме на Дзержинского, 11А. В компании уверены, что за этой точкой закрепится название «Скуратов у Черного озера». Что в принципе и произошло. Кофейня напротив парка стала популярным местом для казанцев и туристов, открывшись 9 марта.

Артем Дергунов/KazanFirst

Другая сторона парка «Черное озеро» — четная улица Дзержинского — так же развивалась. Правда, кафе на этой стороне долго не задерживались, поскольку не пользовались большим спросом. Сейчас там находятся два шоурума, галерея современного искусства, цветочный магазин, офтальмологическая клиника, ателье и Мергасовский дом, жизнь внутри которого пока остановилась.

P.S.

Парк «Черное озеро» за более чем 200 лет своего существования успел как минимум трижды коренным образом поменять как свое назначение, так и внешний облик. Став объектом внимания горожан, властей, туристов, бизнеса и других интересантов, пространство обзавелось удивительной и даже загадочной историей. Наверняка оно претерпит определенные изменения в ближайшее десятилетие из-за такой антропогенной нагрузки. Но мы уверены, что озеро, Арка влюбленных и павильоны не оставят уток в одиночестве, независимо от того, какой будет жизнь вокруг, даже в начале нового столетия.


Авторы материала: Ирина Егорова, Надежда Мещерякова

Инфографика: Ульяна Клунко, Александр Павлов

Примечание: на главном изображении материала использованы реальные фотографии посетителей парка «Черное озеро» в 1980-1990 годах, взятые с архива исторических снимков pastvu.com. Авторами оригинальных фото являются Гайнуллин К.М. и Малышев С.Л.