«Христианские каноны допускают»: по вопросу захоронения Ленина

Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает на тему необходимости захоронения тела вождя мирового пролетариата, которая время от времени всплывает в общественной дискуссии.

21 января исполнилось 100 лет со дня смерти организатора и вождя Великой Октябрьской социалистической революции, основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина.

В российском обществе эта круглая дата не прошла незамеченной и, как в прежние времена, спровоцировала обсуждение вопроса о необходимости захоронения тела Ленина. Нельзя при этом не отметить один примечательный факт – энтузиазм «похоронной команды», то есть сторонников захоронения, с годами заметно поубавился. Уже не так распространена прежняя остервенелая критика в адрес Ленина, когда под предлогом соблюдения «христианских» традиций его недоброжелатели настаивают на срочном предании тела земле, чтобы как можно быстрее забыть о его идеях и исторической роли. Ведь еще лет 20 назад была популярна совершенно бредовая фетишистская идея, мол, как только захороним тело Ленина, так Россия стразу же воспрянет, станет свободной и успешной. Парадокс, однако, в том, что Россия и так постепенно возрождается, и Ленин в Мавзолее не является этому препятствием. Напротив, в той же зоне специальной военной операции образ Ленина стал синонимом российского патриотизма, а в освобожденных от бандеровцев городах и поселках ему восстанавливают памятники, а также возвращают его имя в названиях улиц.

Настроения россиян в отношении вопроса захоронения вождя революции с годами заметно изменились, о чем свидетельствуют социологические опросы. Так, по данным ВЦИОМ, если в 2011 году за немедленное захоронение Ленина выступали 43% опрошенных, то в 2024 году – уже только 30%. При этом еще 27% полагают, что захоронить Ленина надо тогда, когда уйдут в прошлое его почитатели. Проблема только в том, что с годами количество почитателей не уменьшается – популярность и Ленина, и особенно Сталина растет, потому что и тот и другой все больше ассоциируются с идеями социальной справедливости, привлекательность которых в последние годы усиливается. Проведенный в мае 2021 года соцопрос показал, что для россиян самой выдающейся личностью в истории является Иосиф Сталин (39%), на втором месте – Владимир Ленин (30%), на третьем – великий русский поэт Александр Пушкин (23%).

Впрочем, как видно из опроса ВЦИОМ 2024 года, в совокупности за захоронение Ленина пока еще выступает большинство опрошенных – 57%. Правда, писатель Захар Прилепин по этому поводу верно заметил, что «одна из целей этих опросов – настроить общество на вынос тела вождя из Мавзолея. Об этом часто спрашивают одновременно, и большинство якобы не возражает». То есть для власти задача выноса тела из Мавзолея до сих пор остается в повестке, несмотря на то, что в обществе эта тема никогда не была актуальной. Более того, если бы вопрос задать под другим углом, например, считаете ли вы необходимым и далее сохранять Мавзолей Ленина, то уверен, что большинство граждан поддержало бы либо не возражало против этой идеи. Потому что большинство россиян понимает, что захоронение тела Ленина не сделает их жизнь лучше и счастливее.

Обычно когда обсуждают вопрос захоронения тела Ленина, ссылаются на то, что этого требует христианский (православный) обычай. В 2020 году с подачи власти Союз архитекторов России объявил конкурс с целью создания «банка идей по ре-использованию Мавзолея». В Положении о конкурсе было сказано: «Нахождение Вождя Великой Октябрьской Социалистической Революции В.И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации „вечной памяти“ и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого Вождя…».

На самом деле никаких достоверных фактов о воле Ленина на этот счет не существует. Есть только воспоминания двух персон, которые расходятся во мнениях: жена Ленина Надежда Крупская утверждала, что он якобы хотел быть похороненным на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, а сподвижник Ленина Владимир Бонч-Бруевич утверждал о его желании кремироваться.

Вызывает сомнение тезис, согласно которому захоронение тела Ленина необходимо в целях соблюдения христианской (православной) традиции. И дело даже не в том, что Ленин был атеистом, а в том, что формально нахождение его тела в Мавзолее не нарушает христианских, в том числе православных, канонов. Ведь с религиозной точки зрения тело должно находиться ниже уровня земли, а в Мавзолее данное требование полностью соблюдено. Впрочем, сторонники религиозной традиции также указывают на тот факт, что в Мавзолее тело Ленина находится в открытом состоянии (видно его лицо), что противоречит христианству. На самом деле и этот аргумент несостоятелен, потому что в христианском мире очень много мощей святых, часть которых доступна взору, и это обстоятельство не считается нарушением христианских канонов.

Приведу один из примеров на этот счет. Те, кто бывал в Милане, наверное, знают, что в этом городе почитают святителя Амвросия Медиоланского. Здесь есть базилика его имени, в крипте которой, то есть в подземном этаже, в специальной нише лежат его мощи и мощи двух его сподвижников – Протасия и Гервасия. Правда, эти мощи представляют собой скелеты, облаченные в богатые одеяния, но их черепа доступны взору через стекло. В эту крипту постоянно стекаются паломники, в том числе православные, так как Амвросий, живший в IV веке, то есть задолго до раскола христианства на католиков и православных, считается общехристианским святым, почитаемым и Русской православной церковью. Ни у кого при этом не возникает требований захоронить их в земле, так как существующая форма «погребения» вполне соответствует христианским традициям. В самом крупном миланском соборе – Дуомо – хранятся мощи нескольких святых, в том числе открытые взору мощи святителя Иоанна «Доброго», жившего в VII веке. Я уж не говорю про музеи Ватикана, где выставлены мумифицированные тела древних египтян. Они, конечно, не христиане, но сама территория Ватикана – это оплот западного христианства.

Таким образом, аргумент о том, что вынос тела Ленина из Мавзолея и его захоронение необходимо для соблюдения христианских традиций, несостоятелен. Потому что сама христианская традиция допускает подобную форму.

Вопрос захоронения (в привычном понимании) тела Ленина обсуждается давно. Но он в своей основе носит откровенно политический и даже идеологический характер, уж слишком много вокруг него различных спекуляций. И если быть откровенным, то ставить вопрос о захоронении тела Ленина – это примерно то же самое, что сносить ему памятники, как поступили в бандеровской Украине. Хотим ли мы, россияне, уподобляться бандеровцам? Ответ, по-моему, очевиден – нет.

Есть еще один весьма щепетильный момент. Единственный человек в истории нашей страны, кто приказал вынести тело из Мавзолея и захоронить в земле, – это Никита Хрущев, поступивший так в 1961 году в отношении Сталина. Хрущев – личность довольно неоднозначная, сохранившая в народе о себе не самую добрую память. И теперь возникает вопрос: кто из нынешних и будущих руководителей России хочет пойти по стопам неудачника и волюнтариста Хрущева?

Мавзолею Ленина 100 лет (если считать с двумя первыми – деревянными). Этот объект уже давно воспринимается как неотъемлемая архитектурная составляющая Красной площади, а также часть нашей истории и наших традиций. Именно традиций, потому что традиция не обязательно берет начало в глубокой древности. Многие наши традиции сформировались в относительно недавнем советском прошлом, став органической частью нашего национального самосознания. И тот же Мавзолей Ленина, где хранится тело вождя революции, – это тоже часть нашей истории и традиций, к которым следует относиться уважительно, то есть беречь, а не разрушать.