В республике рост оборота розничной торговли замедлился до 1% по итогам первых четырех месяцев 2025 года. Годом ранее увеличение превышало 15%. В некоторых случаях татарстанцы даже сократили потребление — например, уменьшились затраты на туризм. По словам экспертов, в условиях высоких банковских ставок «люди стали больше сберегать, чем тратить».
Оборот розничной торговли в Татарстане за первые четыре месяца 2025 года составил 543,4 млрд рублей. Это на 1% больше, чем было в аналогичный период прошлого года, если сравнивать в сопоставимых ценах.
Год назад рост оборота достигал 15,6%. Согласно докладу Татарстанстата, произошло значительное замедление потребительской активности в регионе.
Из общей суммы более 250 млрд рублей в отчетный период жители республики потратили на пищевые продукты и напитки. В сравнении с аналогичным периодом 2024 года оборот в этой категории подрос лишь на 0,5%. А вот объем торговли непродовольственными товарами увеличился на 1,4%.
Динамика общественного питания в Татарстане более позитивная. В январе-апреле этого года выручка кафе, баров, ресторанов и столовых достигла 29,6 млрд рублей. Если сравнивать с началом 2024 года, то рост в сопоставимых ценах составил почти 10%.

Сократились траты на туризм, увеличились — на спорт
Рынок платных услуг населению подрос лишь на 1,5% — до 176,7 млрд рублей. При этом жители Татарстана сократили траты на услуги туристических агентств и туроператоров (-4,1%), в системе образования (-1,8%) и на юридические услуги (-16,2%).
В то же время увеличились траты на платные медицинские услуги (+17%), на фитнес-центры и спортивные клубы (+34,3%), транспорт (+4,2%). Объем бытовых услуг в РТ увеличился на 7,8%. Здесь наиболее заметный рост на услуги парикмахерских и салонов красоты (за год +14,7%), саун и бань (+15,8%), услуги по аренде и прокату (+30,9%).
Такая ситуация фикисируется при достаточно высокой инфляции в регионе. В январе-апреле 2025 года товары в Татарстане стали дороже на 10,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом в начале 2024 года годовая инфляция была 7,4%.
Вместе с тем продукты питания за последний год подорожали на 14,8%. В том числе картофель увеличился в цене в 2,6 раза, капуста и лук — на 66-69%, молочная продукция — на 29,4%. Цены снизились лишь на куриные яйца и крупы.

Напомним, что в 2024 году оборот розничной торговли Татарстана увеличился на 8,7% — до 1,6 трлн рублей. В целом по РФ объемы торговли выросли на 7,2%.
— Положительная динамика есть на внутреннем потребительском рынке. Его состояние является одним из критериев уровня жизни людей. Доля торговли в ВРП составляет 10,5%, — объяснял виц-премьер — министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко.
Чиновник указывал, что в республике действуют 16,5 тысячи предприятий торговли. В сфере потребрынка работают более 340 тысяч человек (это 17,5% от численности занятых в экономике).
Высокая потребительская активность россиян стала одной из причин повышения ключевой ставки ЦБ в течение прошлого года. В конце прошлой недели Банк России понизил ставку на один процентный пункт — до 20%.
— Оперативные данные апреля и мая указывают на продолжение плавного замедления роста в потреблении домохозяйств, — сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

«Люди стали экономить и не покупают что-то не очень им нужное»
— Основная причина замедления роста розничной торговли — это резкое повышение ключевой ставки ЦБ за последний год и, соответственно, ставок по кредитам. Не секрет, что большая часть товарооборота обеспечивается именно в кредит, — сказал KazanFirst профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох.
По его словам, сейчас «это потребление стало крайне дорогим» и «мы видим такое сокращение».
Кроме того, по словам эксперта, идет существенный рост онлайн-торговли, которая «не всегда попадает в статистику розничного оборота в региональном разрезе».
— В целом потребительское поведение изменилось. Люди стали экономить и не покупают что-то не очень им нужное. В условиях высоких ставок люди стали больше сберегать, чем тратить, — заключил Игорь Кох.

— Экономическая ситуация, включая уровень инфляции, безработицы и доходов населения, напрямую влияет на потребительское поведение. Замедление роста розничной торговли и объема платных услуг может свидетельствовать о том, что жители стали более осторожными в своих расходах, особенно на товары длительного пользования, — добавляет руководитель департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниил Тюнь.
«Если инфляция останется высокой, расходы будут сокращаться»
По его словам, «люди предпочитают тратить деньги на необходимые вещи и услуги». Например, рост в сфере общепита и бытовых услуг может указывать на то, что жители готовы тратить деньги на досуг и удобство, в то время как расходы на более крупные покупки, такие как электроника или мебель, могут сокращаться.
— Дальнейшее развитие потребительского поведения может зависеть от нескольких ключевых факторов. Экономический рост, если экономика начнет восстанавливаться, может привести к увеличению располагаемого дохода и, соответственно, к росту потребления, — прогнозирует эксперт.
В то же время «если инфляция останется высокой, это может привести к дальнейшему сокращению расходов».
— Социальные факторы, такие как предпочтение к экологически чистым и этичным товарам, также могут влиять на структуру потребления. Технологические изменения, включая развитие онлайн-торговли, могут изменить привычки покупателей, сделав их более удобными и доступными, — заключает Тюнь.
— Рост цен, особенно на продукты и услуги, «съедает» существенную часть бюджета, и потребители вынуждены переосмысливать свои приоритеты. Высокая ключевая ставка Центробанка делает заемные деньги практически недоступными, особенно для покупки товаров длительного пользования, техники, мебели и автомобилей. В результате спрос в этих сегментах стагнирует или снижается, — говорит директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Однако, по его словам, наблюдается устойчивый спрос на услуги повседневного характера — питание вне дома, бытовой сервис, продукты.
— Это категории, где потребление откладывать сложно или невозможно. Жители региона стараются экономить на всем, что может подождать, и с осторожностью принимают решение о крупных тратах. Однако в части общественного питания и бытовых услуг важную роль играет фактор компенсации — стремление сохранить привычный уровень комфорта или заменить недоступные путешествия локальными формами отдыха и досуга, — поясняет эксперт.
Кабаков полагает, что в дальнейшем потребительское поведение будет зависеть от ряда факторов. Прежде всего от снижения ключевой ставки и удешевления кредитов, чего ожидают ближе к осени 2025 года. Также важным станет уровень инфляции: если рост цен начнет замедляться, это может вернуть уверенность и стимулировать восстановление отложенного спроса.
— Существенное значение будут иметь и психологические ожидания: при стабильной макроэкономике и росте доходов возможен постепенный возврат к более активному потреблению. В противном случае доминирующим останется осторожный, сдержанный стиль поведения, где приоритет будет отдаваться необходимым расходам, а крупные покупки откладываться на неопределенный срок, — резюмирует Ярослав Кабаков.
Интересный материал, хотя и пестрит цифрами но прочиталось легко, любопытные моменты и тенденции отметил для себя
Статистика барышня хитрая и лукавая, если и доверять ей то очень осторожно, вроде кругом хоть небольшие но плюсы, а начинаешь эти «плюсы» соотносить с реальной жизнью и как то все не бьется. нет того оптимизму (особенно когда видишь цены на картофель, шарики за ролики заходят)
Поджиматься приходится везде, мысли про покупки крупные даже и не приходят, вот не до этого сейчас
Забыла уже когда ходила в тот же Тандем, что нужно покупаю на маркетплейсах, научилась находить необходимое намного дешевле, жизнь вынудила ничего не попишешь. Хочется подтвердить момент про спорт, болеть стало очень невыгодно, поэтому многие покупают абонементы и ходят бегать и плавать, я в их числе, подружки тоже
Не жили хорошо и не надо, как-нибудь прорвемся, на даче все вырастим
По тезисам глазами пробежался, углубляться не стал, все и так очевидно
Спасибо за яйца. За картофель вежливо промолчу
А статистика учитывала инфляцию, если в том году 100 человек закупились условно на 1 млн, то в этом году 85-90 человек потратили этот 1 млн, остальные 15 не закупились?