Власти РТ рассматривают возможность привлечь деньги в экономику через публичное размещение акций компаний, рассказала KazanFirst Талия Минуллина. Сейчас крупные проекты, как правило, реализуются за счет дешевых госкредитов, но это только подстегивает инфляцию. Эксперты соглашаются, что необходимо развивать фондовый рынок, но некоторые заявляют, что от этого «никакого реального вклада в создание экономики не происходит».
Открытое акционирование рассматривается в Татарстане как «один из резервов роста» инвестиций в экономику республики. Об этом KazanFirst сообщила глава Агентства инвестиционного развития (АИР) республики Талия Минуллина.
— Это одна из идей. Она не до конца проработана, поэтому на годовой коллегии не прозвучала. Ее еще надо довести до ума. Есть инвестиционные товарищества. Такая форма, которая, например, федеральным законом предусмотрена, но практически не используется. В Татарстане вообще не используется. Это тоже интересная форма, между прочим. Есть какие-то еще резервы, — сообщила Минуллина.
По ее словам, некоторые регионы России ведут работу в этом направлении, например, Санкт-Петербург. Вместе с тем в республике в 2024 году проводились внутренние совещания по этому вопросу, и сейчас руководство РТ оценивает, насколько бизнес Татарстана готов вкладывать свою прибыль в местные инфраструктурные проекты, рассказала руководитель АИР.
— Это должен быть определенный уровень, определенный пласт, с которым можно было бы выстраивать всю эту работу, — пояснила Талия Минуллина.

«Самое время задуматься о более гибкой системе»
Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов на заседании Кабмина с участием раиса Рустама Минниханова подчеркнул, что «важнейшим фактором макроэкономической стабильности и развития экономики является стимулирование инвестиционной активности». При этом он отметил, что особое внимание в оценке бизнес-привлекательности региона уделяется вопросам государственной поддержки инвестиционных проектов и качеству предоставления этих услуг.
Однако господдержка, которая в условиях высокой ключевой ставки предоставляется масштабным проектам, уже давно является объектом критики регулятора. Выступая на совместном заседании комитетов Госдумы, глава ЦБ Эльвира Набиуллина призвала активно использовать акции для привлечения финансирования.

— На наш взгляд, сейчас самое важное время задуматься о более гибкой системе господдержки. Мы эту тему обсуждаем с правительством активно. Она не должна сводиться преимущественно к льготному кредитованию. Да, к льготным кредитам все привыкли — и бизнес, и министерства. Но есть еще один источник привлечения финансирования — размещение акций, который используется гораздо реже, и это тоже следствие заточенности господдержки на кредитовании, — отметила Набиуллина.
По ее словам, у рынка капитала есть важные преимущества. Прежде всего такое финансирование практически не ведет к увеличению задолженности компаний и, соответственно, к росту инфляции и нагрузки на бюджет при ужесточении денежно-кредитной политики.
— Нам кажется разумным, если у компании будет выбор, как получать поддержку — в виде субсидий на кредиты или в виде субсидий либо налоговых льгот при размещении акций на бирже. С точки зрения макроэкономики, я уже говорила, это гораздо более эффективно, — заключила глава Банка России.
Удвоить фондовый рынок за пятилетку
Напомним, ранее президент России Владимир Путин заявлял о намерении удвоить капитализацию российского фондового рынка к 2030 году.
— Повторю: российскому фондовому рынку необходимо усилить свою роль как источника инвестиций. Его капитализация к 2030 году должна удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и составить 66% ВВП, — заявил глава государства.
Сейчас же капитализация фондового рынка составляет около 30% ВВП, рассказал KazanFirst финансовый эксперт Private Banking Алмаз Марданшин. По его словам, в настоящий момент капитализация фондового рынка Московской биржи оценивается более чем в 50 трлн рублей, а то, что торгуется в свободном обращении, — акции — всего лишь 7 трлн рублей.
— Все остальное держат мажоритарии, которые хранят это на своих счетах, но не торгуют, — добавил Марданшин.
Для сравнения, ВВП России по итогам 2023 года составил 171 трлн рублей.

Татарстан на Московской бирже представлен несколькими компаниями. Так, на конец 2024 года бумаги ПАО «Татнефть» занимали 4% общего объема портфелей инвесторов. Кроме того, это «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» (входят в группу СИБУР), КАМАЗ, «Нижнекамскшина» и «Таттелеком».
По информации Мосбиржи, республика занимает восьмое место по количеству физлиц, имеющих брокерские счета. Здесь зарегистрировано 1,08 млн счетов. В 2024 году сделки на фондовом рынке Московской биржи заключали 10,2 млн человек (в 2023 году их число составляло 7,6 млн).
Решать свои инвестиционные задачи на Московской бирже могли бы и другие компании республики, например, ресурсные организации, считает Марданшин.
— У нас есть ряд ресурсных компаний из других регионов, которые торгуются на фондовом рынке, — отметил эксперт, приведя в пример ТГК-14, которая обеспечивает теплом и электроэнергией Бурятию и Забайкальский край.
По его словам, компания размещает как облигации, так и акции. Инвесторов, которые торгуют ее бумагами, не так много, поскольку там не очень большие дивиденды. Изначально ТГК-14 привлекала денежные средства на развитие, был ряд проектов, которые фондировались таким образом, но «сейчас все запустилось», отметил Марданшин.
«Как можно доверить деньги тому, что является экспериментом?»
Вице-президент «Опоры России» Азат Газизов в разговоре с KazanFirst сказал, что сегодня единственным спасением для развития компании остается привлечение инвесторов.
— Ты привлекаешь, оцениваешь компанию, отдаешь часть своей доли. Они на свои деньги помогают развиваться твоей компании и получают часть дивидендов. Безусловно, этот механизм сейчас — номер один. Второй — выпуск облигаций. Это облигации с некоторой фиксированной доходностью, которую ты объявляешь. Не банковская ставка («ключ» плюс сколько-то), а то, что объявляешь ты. Потихонечку развиваются исламские финансы. Они по своему духу очень близки к венчуру, — отметил он.

Однако, по словам Газизова, пока инвесторы не готовы вкладываться в проекты исламского банкинга в РФ.
— Вот вы иностранный инвестор. У вас есть определенные правила, по которым вы можете вкладывать деньги. Вам говорят: «У нас есть эти правила, но они — эксперимент. Правда, называются они «партнерские финансы». Как можно доверить деньги тому, что является экспериментом? — задается вопросом первый вице-президент «Опоры России».
По его словам, для начала надо «перестать бояться этого всего и сделать частью финансовой системы».
«Зайти и так же беспроблемно выйти»
Текущая ситуация создает проблемы не столько на стадии привлечения инвестиций в конкретный бизнес, сколько при размещении полученной прибыли. При нынешних ценах на оборудование и специалистов ее, как правило, не хватает для масштабирования своего бизнеса. Поэтому очень важно правильно поместить полученный доход, чтобы сократить издержки от инфляции, волатильности национальной валюты и других факторов.
— Любая возможность публичного инвестирования положительна, — считает председатель правления «АС Салям» Ренат Едиханов, который развивает инновационную платформу в сфере исламского финансирования.
По его словам, интересно держать ценные бумаги, если это инвестирование в какую-то производственную цепочку, когда предприниматель выстраивает горизонтально или вертикально интегрированный холдинг.
— Если нужно «припарковать» деньги и получить доходность, то возможность выхода из инвестиций — это очень важно, — настаивает Едиханов.

Он объясняет, что «любому инвестору нужна нормальная возможность беспроблемно зайти в процесс инвестирования, получить купоны и так же беспроблемно выйти», а «чтобы выйти, нужна ликвидность на рынке».
— Когда деньги привлекаются не публично, в случае адресного привлечения, чтобы продать свою долю учредителю, придется организовать процедуру IPO и распродавать бизнес по кусочкам либо искать кого-то, кто купит все целиком с помощью такой же адресной сделки, — отмечает эксперт.
Он резюмирует, что «наличие инструментов публичного привлечения в любом случае положительно сказывается на инвестиционной привлекательности предприятий и региона в целом».
«Площадки, чтобы лохов обтрясти»
Впрочем, относительно эффективности фондового рынка есть и другая точка зрения.
— Фондовый рынок — это некая площадка, на которой ведутся азартные игры. Никакого реального вклада в создание реальной экономики не происходит. Это, кстати, прекрасно понимали большевики, — заявил KazanFirst профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
По его словам, на биржах занимаются «перераспределением, отмывкой денег, выводом их за границу».
— Это площадки, на которых заманивают лохов для того, чтобы их обтрясти, — считает Катасонов.
По мнению профессора МГИМО, проблема экономики и инвестиций сейчас лежит совсем в другой плоскости.
— Вот сегодня на улице у нас -6, я как раз за городом нахожусь, у меня котел, я поставил его на отметке +20 градусов, и у меня дома тепло. А представляете, пришел какой-нибудь дядя и сказал: открывайте окна. И как мне согреться? Я пойду к котлу и поставлю на +100, а все равно не помогает. Примерно этим занимается госпожа Набиуллина, которая при открытой экономике пытается управлять инфляцией, повышая ключевую ставку, — заключил собеседник KazanFirst, который в 2000-х годах был советником предыдущего главы ЦБ Сергея Игнатьева.
«Привлекаешь деньги, оцениваешь компанию, отдаешь часть своей доли».. Потом тебе будут диктовать как и что делать, а потом остаешься без компании. Знаем, слышали. Как по мне рисковый вариант. Поэтому надо взвесить все за и против, оценить риски.
Что то новое это всегда риск. А чем выше риск, тем больше доходность. Но как говорится, надо держать яйца в разных корзинах. А в рисковых столько, сколько не жалко потерять.