Рынок автозаймов в Татарстане охлаждается: почему автомобили меньше берут в кредит

В Татарстане за минувший июнь было оформлено 6,6 тысячи автокредитов. Их количество всего за месяц сократилось почти на 8 процентов. Эксперты и участники рынка заверяют, что на общей динамике продаж это серьезно не отразилось. Но в будущем из-за возможного повышения ставки ЦБ доступность кредитов может значительно уменьшиться.

В Татарстане в июне 2024 года жители оформили 6,63 тысячи кредитов на покупку автомобилей (как новых, так и с пробегом). Об этом сообщило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), проанализировав данные 4,5 тыс. кредиторов.

В мае 2024 года в республике было оформлено 7,18 тысячи автокредитов. Таким образом, всего за месяц их количество сократилось на 7,7%.

Татарстан оказался в числе регионов, где отмечается наиболее серьезная динамика сокращения выдачи автокредитов. При этом, например, в Чувашии количество займов на покупку авто сократилось на 19%, а в Самарской области — на 14,3%. В Москве и Санкт-Петербурге число выданных автокредитов сократилось на 0,1% и 4% соответственно. А, например, в Нижегородской области их количество незначительно увеличилось — на 1,3%.

В целом по России в июне 2024 года было выдано 148 тысяч автокредитов. Сокращение по сравнению с маем составило 4,1% — тогда россияне оформили 154,3 тысячи займов. Общий объем выданных автокредитов в прошлом месяце составил 217,2 млрд рублей, что на 0,3% меньше, чем месяцем ранее.

Впрочем, если сравнивать с июнем прошлого года, то число выданных автокредитов выросло на 74,4%. Положительная динамика наблюдается и в Татарстане. Республика находится на третьем месте по количеству выданных кредитов среди всех регионов РФ. Большее количество займов только в Москве (8,11 тысячи) и Московской области (8,02 тысячи).

Дистрибьюторы привлекают клиентов скидками и акциями

Отметим, что по итогам 2022 года рынок автокредитования в регионе сократился на треть (по объему выданных займов). Однако в прошлом году он начал восстанавливаться. В результате за 2023 год в Татарстане было выдано кредитов на сумму 59,6 млрд рублей, что в 2,2 раза больше, чем за предыдущий год.

— Несмотря на некоторое сокращение в июне, достаточно высокие темпы выдачи автокредитов сохраняются. Всевозможные акции и скидки от дистрибьюторов, субсидированные ставки от автопроизводителей, а также общая потребительская активность граждан продолжают поддерживать спрос на автокредиты на высоком уровне, — объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

По его словам, высокие ставки сдерживают рост в автокредитовании лишь в небольшой степени. Он полагает, что автокредитование покинет часть наиболее закредитованных заемщиков. Однако, как считает эксперт, говорить о том, что это кардинально повлияет на рынок, пока преждевременно. Он ожидает умеренного снижения темпов роста этого сегмента розничного кредитования.

Общая динамика продаж не изменилась

— По своей сети мы тоже видим снижение доли кредитных продаж на 7% по новым автомобилям в июне по отношению к маю. Однако на общей динамике продаж это не сказалось, — рассказала KazanFirst директор службы финансовых услуг ГК «ТрансТехСервис» Надежда Тимуршина.

Она отметила, что, безусловно, оценивать результаты нужно посегментно и в разрезе брендов, поскольку у каждого дистрибьютора свои программы финансирования покупки автомобиля.

— В июне завершилась государственная программа LADA. А данный бренд занимает существенную долю в нашем регионе, в том числе и по нашей сети, — отметила собеседница. — В июле доля кредитования восстановилась в ГК ТТС. И, возможно, это связано с ожиданием пересмотра ключевой ставки в сторону увеличения. По сегменту автомобилей с пробегом доля не снижалась, финансируем на том же уровне.

Китайские авто — уже не новинка

Президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов считает, что динамика сокращения выдачи автокредитов в июне для Татарстана не такая значительная.

— Более того, РТ по-прежнему входит в число тех регионов, где выдается традиционно наибольшее количество автокредитов в принципе. Незначительное сокращение рынка автокредитования в июне в целом объяснимо несколькими факторами — это высокая закредитованность граждан, возросшие ставки по автокредиту, отсутствие достаточного выбора качественных авто в среднеценовом сегменте, дополнительная нагрузка на покупателя в виде обязательного КАСКО и навязывание дополнительных услуг в нагрузку к кредиту, — рассказал эксперт.

Фофанов считает, что говорить о снижении интереса россиян к автокредитам еще рано. Дилеры крайне высоко заинтересованы в наращивании продаж и используют для этого весьма рабочие инструменты. В частности, это всевозможные акции и скидки, субсидирование ставок от партнеров и самих автопроизводителей. По словам эксперта, в кредит сейчас берут автомобили, которые субсидируются за счет льготных государственных программ — авто производства Lada, УАЗ, ГАЗ и «Москвич», сюда же входит китайский Haval. Основным спросом пользуются ставшие уже «традиционными» на дорогах новые китайские авто, такие как Cherry, Geely, Changan, а также машины с пробегом из европейского сегмента.

— Касаемо охлаждения рынка можно сказать следующее: оно будет проходить постепенно, и, скорее всего, республику это коснется в меньшей степени. Но есть прогноз, что в случае повышения ставки рефинансирования ЦБ на 200 б.п доступность кредитов снизится еще больше, — заключает Геннадий Фофанов.

Взять кредит на автомобиль могут немногие

Ведущий менеджер по работе с клиентам Казани, Чувашии, Марий-Эл «Авто.ру» Игорь Парамыгин связывает сокращение рынка автокредитования с возможным повышением ключевой ставки ЦБ РФ.

— При средней ставке автокредитования в 18-20% приобретение автомобиля могут позволить себе немногие. Доля продаж с начала года показывает динамику на снижение, относительно прошлого года рост идет гораздо более скромными темпами. Если в январе-феврале продажи тех же автомобилей с пробегом показывали хороший рост в 15% относительно того же периода прошлого года, то уже в марте произошла просадка на 14% относительно марта 2023 года. И она незначительно отыгралась на данный момент, — говорит он.

Парамыгин отмечает спрос на китайские бренды, к которым «автолюбители постепенно проникаются доверием, и новый автомобиль — это всегда новый автомобиль». Он ожидает, что до осени будет наблюдаться охлаждение рынка.

— Потом произойдет стандартный отскок, учитывая, что сентябрь-ноябрь традиционно были хорошими месяцами продаж у дилеров. Но в том, что он достигнет показателей прошлого года по объему продаж подержанных автомобилей, уверенности нет, — резюмирует эксперт.

Автор материала Кирилл Антонов

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

2 КОММЕНТАРИЯ
  1. Так потому и не берут кредит, что отдавать потом нечем. Я когда машину брал, в месяц выходило 7 тысяч, а сейчас под 30,не все потянут. Ипотеку лучше взять

  2. Денег у людей нет, вообще не понятно, что завтра будет, вот уж точно в кредитную кабалу сейчас влезать не стоит

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *