Управляющие компании смогут уступать долги жильцов за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Это предусмотрено законопроектом, разработанным при участии Татарстана и проходящим сейчас обсуждение в Госдуме. Сейчас суммарная задолженность жителей республики за ЖКУ превышает 10 млрд рублей. Однако эксперты сомневаются, что передача долгов действительно поможет решить проблему, и опасаются, что в дальнейшем их вовсе могут отдать коллекторам.
Госдума завершила прием отзывов на проект изменений Жилищного кодекса России о переуступке права требования долгов за коммунальные услуги. Группа депутатов, включая парламентария от Татарстана Марата Нуриева, предлагает разрешить управляющим компаниям (УК) передавать долги ресурсоснабжающим организациям (РСО).
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, согласно действующему закону, это запрещено. Уступать право требования можно исключительно вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу. Следовательно, надо включить в этот список и РСО, с которыми у управляющих компаний заключен договор на поставку коммунальных ресурсов, считают депутаты.
— Анализ правоприменительной практики показал, что ресурсоснабжающие организации заинтересованы в том, чтобы самостоятельно взыскивать просроченную задолженность с собственников помещений в многоквартирных домах, — утверждают авторы инициативы.
По их мнению, реализация процедуры передачи требования не приведет к дополнительным расходам ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и граждан. Они подчеркивают, что предлагаемые изменения закрепляют именно право, а не обязанность. То есть передача права требования по возврату просроченной задолженности за коммунальные услуги станет возможной только в случаях согласия обеих сторон договора — управляющей компании и ресурсной организации.

Положительные отзывы оставили Дума Астраханской области, парламент Кабардино-Балкарии, законодательное собрание Краснодарского края. Поддержал инициативу и Госсовет Татарстана, однако здесь она встретила ряд вопросов.
Так, депутат Азат Хамаев («Единая Россия») указал, что активность работы управляющих компаний с населением снижается.
— Они сбросили свою работу на ресурсообеспечивающие организации — и голова у них не болит, — возмутился он.
Свое недоумение выразил и представитель фракции КПРФ Фадбир Сафин.
— Как это улучшит алгоритм взыскания? Или это снимает ответственность с управляющей компании? — спросил он.
Председатель комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Андрей Егоров отметил, что проект готовился при участии Татарстана. По его словам, есть и добросовестные управляющие компании, а претензии в основном относятся к товариществам собственников жилья и кооперативам.
Долги жителей республики на 1 мая 2025 года составляли 10,3 млрд руб. Это на 4% больше, чем в мае 2024 года, — 9,9 млрд рублей.
Депутат Госсовета Дмитрий Анисимов напомнил, что указанная норма долгое время существовала в Жилищном кодексе России. По его словам, компания Татэнерго активно выкупала невозможные к взысканию долги. Ее убрали, когда принимали закон о коллекторах, и сейчас предпринимается попытка ее вернуть.
«Управляющие компании не проводят соответствующую работу»
Проект изменений подвергся критике и в Госдуме РФ. Особое мнение выразила председатель парламентской комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская. Она подчеркнула, что, согласно действующему законодательству, передача требования долга обусловлена объективной необходимостью — одна управляющая компания вынуждена передать его другой, вновь созданной компании. Следует отличать это от права управляющей компании передать такое требование, например, ресурсоснабжающей организации. Необходимость и право — это разные вещи. Кроме того, переход долгов от одной УК к другой предполагает, что обе организации обладают одинаковыми обязанностями. РСО такой ответственности не несет.

Как пояснил председатель Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при раисе Татарстана Тимур Халиков, предлагаемые изменения неизбежно ставят на повестку дня вопрос о коллекторах.
— Надо тогда признать, что управляющие компании не проводят соответствующую работу, чтобы взыскивать долги и выяснить, в силу каких причин они не могут это делать. Только после этого можно думать что-то дальше. Сейчас на пустом месте возникает вопрос: давайте теперь коллекторам их передадим? — указал он.
По словам Халикова, если посмотреть структуру долгов, то выяснится, что ресурсоснабжающим организациям должны сами управляющие компании, и не потому, что не платят жители.
— Они рассказывают, что им критически не хватает денег, что им нужно делать ремонты и т.д. Надо провести полноценный анализ, понять, в чем проблема управляющих компаний, где они справляются, где не справляются, и дальше уже думать о каких-то новых законодательных наладках, — заключил он.
«Агентская работа взыскателя может производиться и без продажи»
Главный редактор портала «Рынок Взыскания» Антон Юдаев пояснил KazanFirst, что запрет продажи просроченной задолженности за услуги ЖКХ коллекторским организациям касается не только управляющих компаний, но и ресурсоснабжающих организаций. В этой части обсуждаемый законопроект ничего не меняет. При этом он указал, что РСО обладают гораздо большим ресурсом для массового взыскания просроченной задолженности.
— Внутри таких компаний работают большие отделы по работе с дебиторской задолженностью, IT-подразделения, собственные контакт-центры для обзвона потребителей. Все это напрямую влияет на эффективность взыскания долгов, — рассказал он.

Однако, по его словам, одна из двух возможных схем работы с долгами — агентская — предполагает работу взыскателя от имени кредитора без продажи.
— Для реализации такой схемы на рынке ЖКХ принимать законодательные изменения не требуется. Это и сейчас практикуется, — подчеркнул Юдаев.
Эксперт предположил, что законодатель хочет легализовать вторую схему — цессию, то есть продажу долга на торгах или по прямому договору внутри связки РСО-УК.
Здесь уместно заметить, что по цессии долг продается значительно ниже своего номинала. Коммунальные долги жители так или иначе вернут, а та разница, которую недополучат за них товарищества собственников жилья, кооперативы и недобросовестные управляющие компании после вступления изменений в силу, увеличит выручку ресурсным организациям.
По словам Юдаева, сейчас трудно оценить стоимость таких долгов. Он отметил, что долги физических и юридических лиц продаются с огромным разбросом стоимости, которая может зависеть от размера, стадии взыскания (досудебная, судебная, исполнительное производство), обеспечения, срока просрочки и наличия документов о долге и должнике, что особенно актуально для сферы ЖКХ.
— Если это будут свежие долги, то стоимость может приближаться к 100%, если УК будут передавать только то, что сами не смогли взыскать, то тут продажа будет с дисконтом, — рассказал эксперт.











По ходу опять какие то схематозы хитрые придумали, народ опять обуют а деньги утекут в карманы ограниченного круга выгодоприобретателей
Опять коллекторы выйдут из тени, опять начнется беспредел по выбиванию долгов, куда мы все катимся
Вот как бы по серьезному разобраться с деятельностью всех этих УК, боюсь что задолженности могут создаваться искусственно, прокураторе надо этим заниматься плотно, но у них нет никакого желания этим заниматься
Вот именно что на пустом месте создается рай для коллекторов, шарики за ролики, честное слово
Ну мне все понятно, никто не хочет работать, цирк дюсолей
Прежде чем запускать это колесо нужно определить являются ли те, кого называют неплательщиками, действительно неплательщиками. Ранее в счет-фактурах была графа «я оплачиваю». УК лоббировали ее отмены, так как большинство так называемых неплательщиков платили за коммунальные услуги и не платили за ряд жилищных услуг, так как их попросту им не оказывали, но акты не составляли и перерасчет не делали. Теперь благодаря лобби УК сумма платежа «размазывается» по всем позициям счет-фактуры. Если «НЕПЛАТЕЛЬЩИК» не платит за уборку подъезда или двора, которые не производятся, так как УК не может найти уборщицу или дворника, либо те на больничном, а замены нет, то сумма платежа пропорционально раскидывается, в том числе и на ту позицию, по которой собственник не платит. В итоге собственник не платит, а УК не подает в суд, так как с большей вероятностью суд проиграет. Теперь УК эти «долги» хочет передать ресурсоснабжающим организациям, которые в суде будут ссылать на акт приема-передачи долга и тут уже суд не будет интересовать вся предыстория возникновения этого долга. Такая ситуация уже была с капитальным ремонтом: многие, кто оплачивал капремонт в обще счет-фактуре, но УК эти деньги не передавала полностью, «размазывая» платеж, вынуждены сейчас второй раз оплачивать капремонт, так как были преданы регоператору с долгами, которых фактически нет. Не в отношении собственников надо гайки закручивать, а начать проверять УК.