Повышение ЦБ ключевой ставки еще на один процент не стало неожиданным для татарстанского бизнеса и экспертов KazanFirst. Рост стоимости денег лишает предпринимателей оборотных средств, но в условиях такой политики регулятора многие вынуждены работать на свои.
Банк России поднял ключевую ставку до 19% — сбылись умеренные прогнозы экспертов. «Текущее инфляционное давление остается высоким», — объясняет официальный релиз Банка России. По мнению совета директоров регулятора, рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Это требует дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики. Необходимо возобновить процесс дезинфляции, чтобы снизить инфляционные ожидания и обеспечить возвращение к целевым показателям.
Оперативные индикаторы говорят о снижении роста российской экономики. Но связано это не с охлаждением внутреннего спроса, а с недостатком предложения, то есть, попросту говоря, с дефицитом машин, оборудования, компонентов и работников.
«Рынок труда остается жестким. Безработица вновь обновила исторический минимум. Сохраняется значительный дефицит трудовых ресурсов, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности», — говорится в релизе.
Ситуация осложняется трудностями со сбытом российской продукции за рубежом. Банк России констатирует снижение внешнего спроса. То есть мы не просто вынуждены покупать необходимые производственные элементы втридорога — нам сегодня нечего предложить взамен.
На этом фоне компании России вынуждены поднимать зарплаты своим работникам. «Потребительская активность, несмотря на некоторое замедление, сохраняется высокой. Ее в первую очередь поддерживает рост доходов населения», — отмечают в ЦБ. Это усугубляет дефицит.
Интересно, что при всем при этом сохраняется значительный инвестиционный спрос. С одной стороны, он поддерживается бюджетными стимулами (субсидиями государства) и собственными средствами компаний, накопленными за последние годы. Несмотря на ухудшения текущих деловых настроений, ожидания компаний по будущему спросу по-прежнему высокие.
Инфляция не выросла, а ставку подняли
Стремление Банка России вести предсказуемую денежно-кредитную политику приносит свои плоды. Здесь стоит отметить, что никто из опрошенных KazanFirst накануне заседания экспертов не испытывал иллюзий относительно будущего решения. Никого из наблюдателей не смущало, что сентябрьская статистика по инфляции в 9% оказалась ниже июльской — 9,13%. Хотя формально динамика роста цен вроде бы остановилась, инфляционные ожидания все равно остаются высокими у всех участников процесса.
— Исторически август — месяц сезонного снижения инфляции, — утверждает главный финансовый эксперт Private Banking в федеральном банке Алмаз Марданшин.
В пору сбора урожая продукты питания продаются традиционно дешевле, отмечает эксперт. По его мнению, основания для того, чтобы поднять ставку, у регулятора были. Вопрос заключался только в том, на сколько ее поднимут.
— Ключевое влияние на рынок состоит не в масштабе повышения ставки завтра, а в пределе повышения ставки. Рынок переживает, что ставка может повысится выше 20% на горизонте ближайших месяцев, что не отражено в ценах, — замечает старший экономист инвестиционного банка «Синара» Сергей Коныгин.
По его словам, повышение ставки до 20% будет тормозить розничное и корпоративное кредитование в большей степени, чем повышение до 18%. Все потому, что в связи с отменой ряда льгот по ипотеке объем выдачи кредитов будет сокращаться сильнее.
То есть рынок в целом привык к устоявшейся динамике. Все участники уже закладываются на будущее подорожание капитала. Главное — чтобы этот рост оставался в пределах расчетов.
Рынок денег ведет себя нелинейно
Здесь надо отметить, что рынок денег реагирует на повышение ключевой ставки неоднозначно.
«Денежно-кредитные условия ужесточились, реагируя как на июльское повышение ключевой ставки, так и на значительный пересмотр вверх ее прогнозной траектории в базовом сценарии», — утверждает регулятор.
То есть ставки денежного рынка вроде бы подросли. Но при этом объем кредитования на потребительском рынке по многим позициям тоже продолжает расти. Ранее KazanFirst писал, что объем автомобильного кредитования вырос примерно на 30%. В четыре раза сократилось ипотечное кредитование. Однако произошло это, очевидно, по причине сокращения льготных программ. Одновременно на фондовом рынке рост депозитных ставок сильно ударил по капитализации российских компаний.
— Высокие ставки по депозитам и по вкладам стали интереснее, чем те же самые акции, — заключает Марданшин.
В начале года доходность там была ниже, чем по депозитам. Сейчас ситуация меняется. Население, частные инвесторы в данный момент не готовы полностью перекладываться в акции. Рост ключевой ставки происходит на фоне еще как минимум двух негативных процессов, отмечает эксперт. Во-первых, идет распродажа управляющими компаниями-нерезидентами акций российских компаний, что приводит к снижению цены российских активов, потому что покупателей и так немного. До 12 октября дружественные нерезиденты должны прекратить работу с Московской биржей. Во-вторых, американский депозитарий Bank of New-York Mellon объявил о том, что они распродают российские депозитарные расписки.
Остаются высокими доходности по облигациям. На днях Московская биржа объявила о регистрации выпуска биржевых облигаций ПАО «КАМАЗ» и включила их в перечень ценных бумаг, допущенных к торгам на своей площадке. В список попали биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные облигации серии БО-П12.
Бизнес реагирует на происходящие изменения философски
Предприниматель в сфере электронной коммерции Антон Бряндин довольно равнодушно отнесся к повышению ключевой ставки.
— Мы не берем кредитов и развиваемся на свои средства. Ставка для нас оказывается чаще всего слишком высока, — констатирует он.
При этом, несмотря ни на что, Бряндин отмечает рост потребительской активности.
— В той сфере, где мы работаем, потребительская активность есть. У нас обороты год к году выросли примерно на 60%. Здесь надо учесть, что у нас на площадке представлены товары достаточно высокого ценового сегмента, — отметил собеседник.
При этом рост ставки никак не отразился на его стремлении развивать собственный бизнес. Банковскому вкладу он предпочитает инвестиции в свое дело.
— В настоящий момент мы развиваем текущий проект и ищем новые ниши. Инвестиции в бизнес всегда более привлекательны, несмотря на риски. Это всегда лучше, чем пассивное размещение средств. Средства обесцениваются, а тут растет доля накопленного труда, которую так или иначе все равно можно реализовать, — замечает Бряндин.
Долгое время тема ключевой ставки была неактуальна и для руководителя компании «Индивидуальный дом» Михаила Болдырева.
— Мы не кредитовались в банках, а работали с деньгами клиента. Сейчас из-за появления эскроу-счетов, из-за того, что теперь либо за деньги подрядчика, либо за деньги банка приходится строить, эта тема стала актуальна. Теперь мы должны все это перекладывать на заказчика, да и цены выросли. Повышение ставки сказывается на нас негативно. До 1 июля, до отмены льгот, у нас действительно было очень много клиентов, желающих построить дома в ипотеку. Ставка 6% была достаточно выгодной, и клиенты деньги из бизнеса не выдергивали, а брали кредит — даже те, у кого они были.
Рынок недвижимости делает ставку на будущее рефинансирование кредитов
Руководитель АН «Эверест» Юсиф Багиров считает, что 19% — это слишком высокий показатель процентной ставки на сегодняшний день. Несмотря на это, эксперт надеется на скорый спад и новые предложения по госпрограммам.
— Рынок Татарстана видел и более высокие процентные ставки на ипотеку. Соглашусь, был спад, но, тем не менее, сделки в любом случае состоялись. Застройщики продолжают изо всех сил субсидировать и тем самым удерживать «приятную погоду» на рынке недвижимости. Что касается вторичного рынка, то он действительно падает. Вместе с ним снижаются и цены, но не более чем на 5-10%, — рассказал KazanFirst руководитель агентства.
Собеседник отметил, что жилье в Казани всегда будет актуальным, так как тенденция инвестирования в столице Татарстана растет. Вместе с тем активно растет рынок аренды жилой недвижимости.
— Я считаю, что резкого спада не будет. Из квартала в квартал процентная ставка будет неустойчивой в этом году. Рекомендую не откладывать покупку, так как ставка в любом случае рано или поздно закрепится на рынке. Тогда уже можно будет говорить о дальнейшем рефинансировании с минимальной уже на то время ставкой, — заключил спикер.
То, что клиенты в банках надеются на дальнейшее рефинансирование и что последние смогут резко снизить ставку по ипотеке, подтверждает руководитель агентства недвижимости «Квартет» Рустем Сафин. Он добавил, что люди, которые хотели приобрести жилье, продолжат его покупать.
— На рынке вторички это мало отразится, но здесь можно посмотреть, как косвенные признаки сыграют на рынке новостроек. Лимиты по IT-ипотеке и по семейной заканчиваются примерно в октябре. Продолжение новых лимитов сильно зависело от ключевой ставки, потому что государство компенсирует банкам потерю от ключевой ставки до ставки субсидированной по господдержке. Чем выше эта ставка, тем дороже стоят государству госпрограммы, — объяснил KazanFirst эксперт.
По словам Сафина, это отразится на том, что лимитов станет еще меньше и, возможно, все-таки в этом году денег на господдержку не будет. Спикер добавил, что из-за ограничения лимитов объем продаж будет снижаться еще больше, что скажется на доступности жилья.
— Это связано с инфляцией. Насколько я знаю, на текущий момент проблема перепроизводства очень сильная в России, то есть доходы населения по факту выросли. Производство за этим не успевает, соответственно, спрос на товары высок. Когда у людей много денег, спрос большой, а производство маленькое, то товары растут, растет и инфляция, — отметил руководитель.
Как прогнозирует Сафин, в 2025 году ключевая ставка будет в пределах 18-20%, а в 2026-м – около 15%. При этом резкого спада показателя не будет, считает эксперт.
Такими темпами скоро вернутся общежития,свое жилье не выпишут,съемное сейчас тоже дорогое
Слышал,что еще будет повышаться ставка,хорошо,что мы успели взять ипотеку до повышений,тяжело конечно,на 20 лет взяли,но зато свое жилье,до пенсии закроем