Выехали на «китайцах»: рынок автокредитования в Татарстане показывает рост

Фото KazanFirst

Несмотря на высокую ключевую ставку, жители Татарстана активно берут кредиты на автомобили. За семь месяцев выдача займов оказалась в два раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году. По данным салонов, автолюбители все чаще покупают китайские марки. Высокую долю рынка сохраняет LADA.

В Татарстане в январе-июле было выдано автокредитов на общую сумму 62,59 млрд рублей. Это на 109% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда объем автозаймов составлял 29,93 млрд рублей, говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

В целом по России рост рынка автокредитов составил 106%. Объем займов увеличился с 670,9 млрд рублей до 1,38 трлн рублей. За семь месяцев было выдано рекордное количество автокредитов — 961,7 тысячи. Это почти в два раза больше, чем в январе-июле 2023 года.

Наибольший объем выданных автокредитов за отчетный период зафиксирован в Москве (106,14 млрд рублей), Московской области (89,73 млрд рублей) и Санкт-Петербурге (66,63 млрд рублей). Татарстан оказался на четвертом месте. Следом идут Ростовская область, Краснодарский край и Башкирия.

При этом в столице РФ объем автозаймов за год увеличился лишь на 68%, а в Санкт-Петербурге — на 59%. Среди регионов ПФО динамика выше, чем в Татарстане, зафиксирована в Чувашии (+144,9%), Самарской области (+137,3%) и Удмуртии (+126,3%).

Автомобили в кредит станут еще дороже

— Существенные темпы роста объемов выданных автокредитов в январе-июле 2024 года по сравнению с прошлым объясняются прежде всего эффектом низкой базы, вызванным дефицитом новых автомобилей в первой половине 2023 года, — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

По его словам, после возобновления массовых поставок новых автомобилей в середине 2023 года выдача автокредитов начала расти. Однако сейчас высокие темпы выдачи обусловлены прежде всего ожиданиями роста ставок в будущем. Это значит, что в дальнейшем автомобили в кредит могут стать еще дороже. Также Волков отмечает всевозможные «акции и скидки от дистрибьюторов, которые стараются сократить затоваренность собственных складов». Кроме того, есть субсидированные ставки от автопроизводителей.

Напомним, в 2022 году рынок автокредитования в Татарстане сократился на треть, но затем начал восстанавливаться. В итоге за весь прошлый год в республике было выдано автокредитов на сумму 59,6 млрд рублей (в 2,2 раза больше, чем за предыдущий год). Сейчас за семь месяцев объем автокредитов уже превысил показатели за весь прошлый год.

— По нашей сети мы наблюдали аналогичный рост по кредитным продажам. Это связано в первую очередь с расширением линейки китайских производителей. Что касается последних событий — накануне повышения ключевой ставки было небольшое оживление, — рассказала KazanFirst директор службы финансовых услуг «ТрансТехСервиса» Надежда Тимуршина.

Она отметила, что драйвером продаж остается LADA, а также высоким спросом пользуются автомобили китайского производства.

— Многие из них предлагают свои программы финансирования, и мы активно их используем, — сказала Тимуршина.

Фото KazanFirst

— Спрос усиливают акции и скидки от дилеров, а также субсидированные программы кредитования от автопроизводителей. С начала года на самых продаваемых брендах LADA и многочисленных китайских были запущены программы, стимулирующие покупку в кредит. На LADA — это госпрограмма, на китайских марках — это большие скидки при покупке в кредит и рассрочку, — подтвердила KazanFirst директор департамента кредитования и страхования ГК «Кан Авто» Лилия Саттарова.

По ее словам, чаще всего в кредит по итогам восьми месяцев заемщики приобретали новые автомобили марок Haval, Geely, Changan, Chery, а по бренду LADA — чуть меньше. В этом году в «Кан Авто» оформили более 11 тысяч кредитов, из которых 30% пришлись на автомобили с пробегом.

70% машин берут в кредит

Саттарова также отметила, что на кредитный рынок в целом, включая автокредитование, влияет ключевая ставка ЦБ. Ее повышение приводит к увеличению процентных ставок по автокредитам.

— В первый период ожидается снижение количества кредитов, но в последующем спрос на кредиты восстанавливается. С сентября не только изменение ключевой ставки может повлиять на спрос, но и внедрение ПДН (показателя долговой нагрузки), который не позволяет людям с высокой финансовой нагрузкой брать кредиты, — сказала директор департамента.

Она считает, что возможно падение кредитования из-за увеличения ключевой ставки и снижения процента одобрения кредитов по автомобилям с пробегом. По новым автомобилям дилеры ожидают поддержку автопроизводителей и запуск льготной госпрограммы, что поддержит рынок автокредитования и сохранит его на прежнем уровне.

— Рост выданных кредитов на покупку автомобилей объясняется сразу рядом факторов. Прежде всего регулярное повышение ключевой ставки ЦБ делает кредиты невыгодными для потребителей, поэтому на фоне ожидания очередного повышения спрос на них увеличился. Помимо этого в октябре ожидается индексация утилизационного сбора, что приведет к росту цен на новые автомобили и авто с пробегом. Поэтому россияне, которые планировали обновить авто в этом году, стараются сделать это до корректировки прайсов, — указала руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса Fresh Ольга Платонова.

По ее словам, все чаще приобретаются представители китайского автопрома — модели Haval, Chery и Geely. Их купили с помощью заемных средств около 30% россиян. Также в кредит покупают отечественные авто, особенно если они доступны по программам льготного кредитования. Стимулом оформить автомобиль в кредит стали специальные предложения от дилеров и производителей, предлагающие существенную скидку, если оформить займ.

— Так как в кредит в текущем году приобретается свыше 70% автомобилей, думаю, что рост ключевой ставки и утилизационного сбора не повлияет на желание россиян заключать подобные сделки, — полагает Платонова.

Фото KazanFirst

Как LADA и «китайцы» рынок делили

По данным ВТБ, чаще всего жители Татарстана приобретают новые автомобили — на них приходится 57% выданных кредитов. Самыми популярными марками в России за семь месяцев 2024 года стали: LADA с долей рынка 30,3%, Haval — 11,4%, Chery — 10%, Geely — 9,7%, Changan — 6,8%, Omoda — 3,5%, Exeed — 3,2%, Jetour — 2%, Tank — 1,8%, Lixiang — 1,7%, Jaecoo — 1,5%.

— Сегодня в России автокредитование — едва ли не единственный сегмент, где можно увидеть динамичный рост. На рынке много инструментов, позволяющих реализовать спрос, отложенный во время пандемии и санкционного давления, — сказала KazanFirst управляющий ВТБ в Татарстане, вице-президент Марьям Давлетшина.

Федеральный банк в Татарстане за семь месяцев выдал автокредитов почти на 15 млрд рублей, что в 3,5 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Обилие субсидированных программ производителей, увеличение поставок автомобилей из Китая и параллельный импорт, появление новых брендов, преимущественно азиатских, стали ключевыми факторами роста. Кроме того, у заемщиков есть интерес к программам кредитования под залог автомобилей. В этом случае ставка по кредиту ниже, чем по необеспеченному займу.

Ожидается, что по итогам 2023 года рынок автокредитов в РФ в целом покажет рекордный объем — 2,3-2,4 трлн рублей. По оценке ВТБ, объем выдачи автокредитов в этом году на 55% превысит результат прошлого года, когда они составили 1,5 трлн рублей.

— Рынок мог бы расти еще активнее, но из-за ужесточения риск-политики ЦБ РФ он немного охладится и не достигнет своего изначального потенциала, — подчеркнула Давлетшина.

Авторы материала: Кирилл Антонов, Марк Крячко.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. Да никуда на этих китайцах не выедешь, так себе автомобили. покупать китайцев та еще лотерея. Два друга купили Омоды, с разницей в неделю. У одного через три дня она полетела к чертям собачьим, понятно что ремонт по гарантии, но три дня, для новой машины…

  2. Третий год езжу на Haval, очень довольна. Тот момент, когда купила китайца еще до того, как это стало мейнстимом

  3. Китайскиа авто уже давно на нашем рынке, те же черри, я на Тиго отъездил 7 лет, служила верой и правдой, сейчас на корейце езжу, но не скажу что он прям сильно выигрывает

  4. наверно даже не 70% машин покупается в кредит а больше, сейчас их стоимость догоняет стоимость однушки в Казани, эти еще считаются бюджетными.. а премиум авто — так вообще нулей не сосчитать((

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *