Снести или оставить: как Казань старается привлечь инвесторов на промзоны

В столице Татарстана стартовали весенние «Диалоги». В этом году архитекторы со всей страны собрались, чтобы поговорить о настоящем и будущем промышленных территорий.

За словом «промзона» закрепились негативные ассоциации — опасные территории, которые принято обходить стороной. Особое значение заводы, склады, инженерные сооружения и энергетические объекты имели во времена индустриализации в конце XIX — начале XX века. После гражданской войны и революции производства стали нерентабельными. Затем уже новые предприятия были вынуждены закрыться после «перестройки» и распада СССР. Как итог — по всей стране сохранились тысячи опустевших зданий. Например, в Казани промзоны занимают 14% городских территорий.  

Большая часть заброшенных заводов затянута глубоко в городскую среду. Не работая с ними, город теряет площади и упускает экономическую выгоду, уверена главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. 

— Когда город развивался, промышленные территории, естественно, были за его границами. Город рос, и эти невероятно красивые бывшие производственные пространства находятся в его черте — так называемый серый или ржавый пояс. Многие из них не работают или неэффективны. Поэтому я прошу инвесторов обратить на них внимание, — отметила Тухватуллина, открывая архитектурно-градостроительную конференцию «Диалоги».

Весенние диалоги этого года посвятили именно преобразованию бывших зданий предприятий. А площадкой для мероприятия стал «Теплоприбор». Когда-то тут размещалось конструкторское бюро Казанского завода теплоизмерительных приборов и автоматики. Однако 90-е выдались тяжелыми для предприятия. Многие казанцы помнят эту территорию из-за орудовавших на ней банд. 

— Я помню, что в 90-е годы купил первую машину, а мне надо было ехать в Мирный. Бензин был дефицитным, его не хватало. И здесь, если нужно было проехать вдоль трамвайной линии, это было очень опасно. Тогда делали просто — заезжает чужая машина, одно бревно кидают здесь, другое — там. В лучшем случае тебя оставят без машины, — вспомнил мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин. — К чему вот этот экскурс? Я сегодня, как житель Казани и как мэр, нахожусь в совершенно другой Казани. 

Было принято решение продать «Теплоприбор». Покупатель нашелся через 15 лет. На здание обратил внимание владелец компании «Доступный офисный фонд» Вячеслав Пимурзин. Реновацию казанский предприниматель доверил архитектору Ангелине Бородкиной. Совместными усилиями они создали современный бизнес-центр. 

— Мы постарались создать комфортные условия, ведь офис — это второй дом. У нас есть религиозная комната, комната матери и ребенка, большая переговорная. Сделали комнату ментального восстановления, где сотрудники смогут расслабиться, помедитировать, — рассказал о своем детище Пимурзин.

Тенденция открывать креативные кластеры на месте бывших промышленных пространств появилась в России в нулевые. Один из таких проектов — «Красная роза» Наринэ Тютчевой и ее архитектурного бюро «Рождественка» в Москве. 

Швейная фабрика «Красная роза» построена в 1875 году, а в 90-х закрыта. В 2002 году медленно разрушающиеся заводские здания получили шанс на вторую жизнь. Реконструкция шла по последним тогда реставрационным технологиям. Спустя два года на месте бывшей фабрики появился деловой квартал. По словам Тютчевой, арендаторы сразу же нашлись. 

Своим опытом с татарстанскими коллегами поделился основатель архитектурного бюро «Студия 44» из Санкт-Петербурга Никита Явейн. По его словам, из бывших заводов можно создавать промышленные музеи. 

— За промышленными музеями будущее. На самом деле людям гораздо интереснее, как делают кирпичи, чем на этих «мона лиз» смотреть, — заявил архитектор. 

Бюро питерского архитектора уже имеет опыт в создании таких музеев. Например, Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. Тут можно рассмотреть трамваи со всех сторон: сверху, снизу и даже в разрезе. Кроме того, желающие могут прокатиться на старом вагоне по городу. По словам спикера, посещаемость объекта приближается к показателям Русского музея, достигнув около 700 тысяч человек в год. 

Идея с трамвайным музеем понравилась Ильсуру Метшину. Так что, возможно, в Казани тоже скоро появится что-то подобное. 

К слову, о столице республики. Ей тоже есть что рассказать.  Казань стремится не только к ревитализации промышленных предприятий, но и к созданию на их месте целых кластеров, которые объединяли бы соседние здания и районы. Например, открывшийся на месте бывшей обувной фабрики «Спартак» IТ-парк им. Башира Рамеева, который сформировал технологичный квартал.

В 2022 году начата реновация депрессивной территории речпорта. Первые объекты сдадут уже в следующем году. В ближайшее время в Казани приступят к реновации фабрики Алафузова.

Уже два года Институт развития Казани исследует потенциал промышленных территорий. Помогает им в этом московское агентство стратегического развития «Центр». Но, по словам Ильсияр Тухватуллиной, это занимает много времени. Поэтому она предложила убрать с промзон заборы, чтобы горожане и инвесторы видели потенциал коммерческой недвижимости. 

— Сейчас многие площадки в городе находятся за заборами, денег нет, инвесторов нет — что можно сделать? Москва пошла по такому пути — они убрали ограждения с промышленных территорий, — рассказала главный архитектор города.

Тухватуллина попросила инвесторов обратить внимание на такие территории, как «Данафлекс-Нано», Казанские электрические сети, завод братьев Крестовниковых, «Теплоприбор». Где-то проекты реновации уже реализованы, а где-то уже есть четкие планы и инвесторы.

Однако не все заводы могут получить новое дыхание, заметил соучредитель «ЦЕНТРа» Сергей Георгиевский. Все зависит от того, имеет ли архитектура на них историческую ценность.


Город в городе: что будет на знаменитой фабрике Алафузова

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. Лишь бы только не сносить эти старые заводы и не ставили новострой!Пусть разнообразные отрасли развивают,а новостройки можно в широкий города строить

  2. Вот уж музеи промышленные вообще не нужны,снести и построить что то новое,либо зазеленить и сделать клёвые парки,смысл пустовать месту?

  3. Работали себе и работали заводы, нет нужно снести и построить что-то современное, кому мешали то?

  4. Надо восстановить промышленные заводы.
    Генеральный директор «Теплоконтроля» Кулагин в 90-ые до последнего отстаивал свой завод, не давал закрыть.
    Предатели под чутким руководством запада разрушили всю промышленность в стране, и в Казани тоже.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *