Республика отметила 2024 год бурным развитием транспортной инфраструктуры. Новые дороги дают колоссальную экономию времени в пути, заявляют чиновники. Однако наблюдать приходится не только количественное, но и качественное изменение дорог. Новые транспортные артерии теперь бывают и платными.
В 2024 году республика получила новую транспортную инфраструктуру. Об этом заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов на брифинге для журналистов в последний день года.
— Вновь построенные дороги будут диктовать развитие транспортной инфраструктуры на ближайшие 10 лет, — отметил Ханифов.
На мероприятия, реализуемые в рамках программы дорожных работ 2024 года, потрачено 83 миллиарда рублей, в том числе 9 млрд рублей из федерального бюджета и 1,5 млрд рублей муниципального дорожного фонда. В Татарстане продолжилась реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Общая сумма финансирования национального проекта на 2024 год составила 8,3 млрд рублей, в том числе 2,5 млрд рублей — бюджет России, 5,8 млрд рублей — бюджет РТ.
— Казань развивается такими темпами, которым многие и во многих странах могут позавидовать. Я смотрю на это с большим удовольствием, — подчеркивал в своих выступлениях Президент России Владимир Путин.
— Последние годы Татарстан — один из лидеров России по строительству транспортной инфраструктуры и в том числе по строительству дорожных объектов, — отмечал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на презентациях по случаю открытия новых объектов.
Он указывал, что в Казани уже превышен показатель по обеспечению не менее 85% дорожной сети агломерации нормативным состоянием. По республике региональные дороги также превысили установленный показатель в 50% и составляют 52%. Следует напомнить, что 2023 год завершился окончанием строительства трассы М12 «Волга» и нового моста через реку.
А в этом году в конце декабря появились платные трассы от Альметьевска до Алексеевска и второй участок Вознесенского тракта в Казани. Стоимость проезда по второй дороге начинается от 90 рублей.
— Мне кажется, цена отвечает тем услугам, которые эта дорога предоставляет, — отметил министр дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.
Он подчеркнул, что цена заезда в город примерно равняется часу стоянки на платной парковке. Министр указал, что платные дороги безопасны.
— Человек должен сам для себя выбирать альтернативу. Стоять в пробке на бесплатной дороге или быстро проехать по платной дороге, — заявил в ходе брифинга заместитель руководителя исполнительного комитета Казани по вопросам благоустройства Игорь Куляжев.
Инициатива частного инвестора
По словам министра, инициатива должна исходить от частного инвестора. Он назвал это частной концессионной инициативой (ЧКИ). В ходе брифинга Ханифов предположил, что опыт введения в эксплуатацию таких дорог, как Вознесенский тракт, будет способствовать увеличению таких концессионных инициатив.
Он подчеркнул, что работа по развитию транспортной инфраструктуры продолжается. Сегодня в республике работают две комиссии Госсовета РФ в направлении дорожного и транспортного хозяйства. Одну из них возглавляет Рустам Минниханов — это «Инфраструктура для жизни». По его словам, цель комиссии — выстроить взаимодействие со всеми заинтересованными структурами. В том числе министерствами экономики, промышленности, здравоохранения, образования, развития агломерации. Затем будет внесены корректировки в планы работы дорожников.
Другая комиссия — это «Эффективные транспортные системы».
— Нам бы очень хотелось вывести большие грузопотоки из середины агломераций, — выразил свое пожелание Ханифов. — Цель — сделать так, чтобы грузы доставлялись в перехватывающие центры водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а не возились в большом количестве по городам.
— Сюда будут направлены основные усилия дорожного строительства и развития транспортной системы республики, — заявил он.
В части развития дорожной сети основным приоритетом сегодня остаются вылетные магистрали Казани. Министр перечислил Лаишевское направление, Дербышки и Серебряный бор. Кроме того, республика имеет своей целью создание обходов вокруг населенных пунктов.
— У нас достаточно серьезно развивается тема агломерации. Это большие нагрузки на существующую дорогу и ряд таких населенных пунктов будут требовать обхода, — сказал спикер.
Час экономии между Нижнекамском и Казанью
Самым масштабным объектом 2024 года, вероятно, стал обход Набережных Челнов и Нижнекамска. Это автодорога первой категории на трассе М7 протяженностью 81 км. Она включает в себя 10 мостов, пять транспортных развязок и 11 путепроводов. Но самое главное, имея относительно небольшую протяженность — 80 км, дорога оснащена новым мостом через Каму, который представляет собой весьма непростое конструкторское решение: в длину 1,3 км он протянулся с высокого берега на низкий. Перепад высот составил около 60 метров.
Вместе с мостовым переходом через Каму весь комплекс сооружений обошелся в 79 млрд рублей, сообщил журналистам начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов. Для реализации проекта было задействовано 5 подрядных организаций, 1,5 тыс человек персонала, 500 единиц техники, 4 асфальтобетонных завода и 2 бетонных завода. Дорога войдет в состав трассы М-12 «Восток» — части международных маршрутов «Россия» и «Европа – Западный Китай», сообщал ранее вице-премьер России Марат Хуснуллин. В перспективе обход, как и вся трасса, должен стать платным.
Как уже имели возможность убедиться журналисты KazanFirst, новая дорога дала час экономии на пути между Казанью и Нижнекамском.
— Никогда в истории республики столько транспортных проектов мы не реализовывали. Очень надеемся, что дальше будем так же двигаться вперёд, — подчеркнул раис Татарстана Рустам Минниханов.
«Дорожный фонд не безразмерный»
Следующим по значимости объектом стала трасса Алексеевское-Альметьевск. Новая магистраль станет частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Помимо того, что это важный инфраструктурный объект, она представляет собой новое для республики хозяйственное решение.
— Эта дорога построена с привлечением внебюджетных источников. Около 33% — федеральный бюджет, все остальное — внебюджетные источники и бюджет республики Татарстан, — заявил Хуснуллин.
Дорога протяженностью 145 км является перемычкой М5 «Урал», М7 «Волга» и М12 «Восток». Она объединяет семь районов республики Татарстан и значительно сокращает и делает безопаснее путь от Казани до Альметьевска.
— Она действительно расшивает очень проблемные места автомобильного трафика в этом регионе. Соединяет между собой несколько федеральных автомобильных дорог, давая пользователям право выбора маршрута, — подчеркнул руководитель федерального дорожного агентства Роман Новиков.
При этом он подчеркнул, что дорожный фонд не безразмерен. Когда реализуются подобные объекты с привлечением инвестиций, это открывает новые возможности для развития дорожной сети.
— Я рассчитываю, что это станет передовым опытом, — выразил надежду руководитель федерального дорожного агентства.
Дорога платная. Здесь установлена система «Свободный поток». Проезд по всей трассе от Алексеевска до Альметьевска обойдётся владельцам легкового автомобиля в 653 рубля. Владельцы грузовиков и автобусов в зависимости от габаритов и количества осей заплатят от 9 до 18 рублей за 1 км по всей автодороге.
Завершая тему междугородних дорог, нельзя не отметить реконструкцию дороги М7-«Волга» на участке 761-771 км. Здесь увеличили количество полос с двух до четырех, что должно облегчить водителям обгон. На подъезде к Иннополису построили развязку по типу «Клеверный лист», которая обеспечит комфортное пересечение транспортных потоков во всех направлениях, а также въезд и выезд в IT-город.
«Жители Казани 55 лет мечтали о том, что это случится»
Новые дороги в 2024 году получила Казань. Открытием последних недель стало завершение строительства второго этапа Вознесенского тракта, который также делали вскладчину. Дорога построена с помощью государственно-частного партнерства — 20% затрат пришлись на частные инвестиции, остальные 80% — бюджет Татарстана и России.
— Второй этап Вознесенского тракта стоит 27 млрд, без федеральной поддержки это было бы невозможно, — заявил раис Татарстана Рустам Минниханов.
До 11 января система «Свободный поток» будет работать в тестовом режиме и начислений не последует. После 11 января за своевременно не оплаченный проезд будут начисляться штрафы. Стоимость проезда по Вознесенскому тракту для легковых автомобилей составит от 90 до 150 рублей в зависимости от габаритов, времени и интенсивности движения. Для грузовиков и автобусов цена будет выше — от 250 до 350 рублей. Здесь стоимость не будет зависеть от интенсивности движения.
Вылетная магистраль призвана разгрузить существующий Мамадышский тракт. Протяженность участка дороги составляет 7,6 км, она имеет 6 полос для движения.
— Вознесенский тракт был заложен в проект города в 1969 году. 55 лет Казань, жители, руководители города и республики мечтали о том, что это случится, — заявил мэр Казани Ильсур Метшин.
А незадолго до Вознесенского тракта Казани представили новую дорогу «Большой Зеленодольск» (Ш-1). Магистраль соединит районы жилой застройки Новая Тура и Осиново с трассой М7 и Казанью. Она имеет продолжительность 6,6 км, 4 полосы для движения, 7 наземных разворотных петель и пешеходные переходы со светофорами, а также развязку с трассой М7.
Транспортная артерия станет сердцем города-спутника, расположенного между столицей Татарстана и Зеленодольском. Благодаря ей здесь появится новое жилое пространство площадью 1 млн кв. м. и промышленная инфраструктура. В ближайшей перспективе дорога будет обслуживать инновационный промышленный парк «Тура 2.0», представляющий собой значительный вклад в развитие инфраструктуры и экономики региона.
Новая жизнь старого шоссе
Однако самым приятным открытием для жителей Казани и Татарстана стала реконструкция Горьковского шоссе.
— Магистраль была построена в середине 1970-х годов как единственный въезд в Казань с западного направления. И если первая реконструкция объекта к Тысячелетию города с расширением дороги до четырех полос заняла 7 лет, то сейчас мы проделали колоссальную работу за два года, — не преминул заметить Ильсур Метшин.
Пробки на Горьковском шоссе давно стали фоном жителей как для тех, кто выезжал из города на отдых в выходные, так и для тех, кто ездил в город на работу в рабочие дни. На них приходилось дополнительно закладывать от 30 минут до часа потери времени в пути. В результате реконструкции пропускная способность Горьковского шоссе выросла в 1,5–2 раза, с 4-7 тысяч единиц автомобилей в час до 10,8 тысячи единиц. Значительно улучшилась дорожно-транспортная ситуацию в жилом районе Салават Купере и на въезде в город со стороны трассы М7.
На реконструкцию Горьковского шоссе было выделено 12,7 миллиарда рублей. По словам Хуснуллина, проекты реализовали с привлечением инвестиционных средств, бюджетных кредитов, а также инфраструктурных облигаций. Оно, по всей видимости, останется бесплатным.
Тут очень правильно написано в заголовке стоять в пробках или ехать за деньги каждый сам решает, я бы например не стоял. Потому что как известно время стоит еще дороже.