Внешнеторговый оборот Татарстана продолжает расти, но республика сталкивается с рядом трудностей при реализации своих товаров даже в страны бывшего СССР. Финансовые транзакции приходится проводить через третьи страны, а партнеры РТ ужесточают требования к импортируемой продукции.
Встреча торговых представителей РФ с бизнесом прошла в Казани в Торгово-промышленной палате (ТПП) РТ. В ней приняли участие чиновники, которые представляют интересы страны в Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Мьянме.
Вице-премьер — министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко напомнил, что по итогам 2024 года рост внешнеторгового оборота республики составил почти 15%.
— На 20% увеличился экспорт. Это говорит о том, что мы нашли возможность импортозамещения, мы нашли возможность производить и поставлять на экспорт. Мне как министру, ответственному за международную повестку и работу с регионами, очень приятно, когда ваши предприятия, производя товар, могут конкурировать на международном рынке, — обратился он к представителям бизнеса.

«Наш Татарстан самый татарстанский в мире»
Ранее сообщалось, что внешнеторговый оборот республики в 2024 году достиг $16,2 млрд. При этом экспорт увеличился на 20% и составил $12,3 млрд. Обращаясь к торгпредам, Коробченко заметил, что, помогая Татарстану, они помогают России в целом.
— Любой кулик будет про свое болото хвалиться. Поэтому мы тоже, как те кулики, говорим, что наш Татарстан самый татарстанский в мире, — пошутил министр.
— Но Татарстан — это не болото, — поправил председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.
Объем экспорта продукции сельского хозяйства из Татарстана вырос за пять лет на 65%, рассказал первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Ленар Гарипов на встрече представителей бизнеса республики с торгпредами России в иностранных государствах.
— В 2024 году мы произвели и продали на сумму $470 млн. На экспорт в Республике Татарстан работает сегодня 258 компаний и предприятий, — уточнил чиновник.

«Прямых денежных переводов нет»
По словам торгпреда РФ в Кыргызстане Айнура Саманова, основная доля импорта Татарстана из этой республики приходится на грузовые автомобили и автомобильные запчасти, а также на строительную технику, мебель и одежду. Всего в 2024 году вывезено продукции на $12,7 млн. Впрочем, грузовики и автокомпоненты РТ не только покупает в Кыргызстане, но и продает. Среди ведущих экспортеров Татарстана Саманов назвал КАМАЗ и Kama Tyres. Кроме того, есть спрос на продукцию компаний Pozis, «Нэфис», «Эйдос-Медицина», «Тэмпо», «Махеев» и «Втормет». Всего в 2024 году в Кыргызстан вывезено продукции на $125,3 млн.
Помимо нефтепродуктов и сельхозпродукции в топ-5 товаров, которые с успехом продаются на рынке Кыргызстана, входит морозильное оборудование, бытовая химия и древесно-волокнистые плиты из РТ.
Торгпред РФ подчеркнул, что в Кыргызстане успешно работают российские маркетплейсы Wildberries и Ozon.
Саманов призвал предпринимателей активно использовать помощь Российско-Кыргызского фонда развития.
— Нигде на постсоветском пространстве нет такого института. Он выдает льготное финансирование под ставку 6% в долларах и от 8 до 11% в национальной валюте, в сомах. Но это финансирование для реализации производственных проектов, создания совместных предприятий, открытия компаний и так далее, — рассказал торгпред.

Он уточнил, что между Кыргызстаном и Россией действует свободное движение «товаров и капиталов». Однако публично объяснить, как осуществляются финансовые расчеты, отказался.
Фондом реализовано уже 3,5 тысячи проектов, его капитал составляет $835 млн. В основном кредиты берут для создания промышленных предприятий (50% инвестиций), производства сельхозпродукции (20,9%) и организации логистики (7,5%).
— Возможности для финансовых расчетов есть. Я готов проконсультировать, но в индивидуальном порядке, — уточнил Саманов.
На встрече в ТПП РТ присутствовали представители банков. Инвестиционный консультант федерального банка, пожелавший остаться неизвестным, заметил в разговоре с KazanFirst, что по словам торгпредов, процесс расчета с контрагентами в странах ближнего зарубежья «налажен не до конца».
— Через First Abu Dhabi Bank мы открываем счет международного формата. Причем у клиента будет еще и рублевый счет. Это позволяет сэкономить на конвертации валют и упростить процесс финансовой транзакции, — объяснил консультант.
Заместитель управляющего дополнительного офиса «Морской банк» Эльмира Яруллина уточнила, что прямых переводов нет и конкретной стоимости транзакций тоже.
— Мы отправляем платежи в иностранной валюте и помогаем бизнесу принимать платежи из-за рубежа. У нас очень много агентов, очень много партнеров, через которых мы реализуем платежи. Стоимость транзакции будет зависеть от суммы платежа и от объемов, которые компания готова с нами проводить на ежемесячной основе, — уточнила она.
«Выручает, что большое количество граждан Таджикистана работают в России»
Продукция Татарстана пользуется популярностью и в Таджикистане.
— Вклад Татарстана в российский импорт — примерно $80 млн, — рассказал торговый представитель в Республике Таджикистан Александр Рыбас.
В первую очередь здесь представлены КАМАЗ и «Татнефть». Шинную продукцию реализует торговый дом «Кама». «Химград» выступил инициатором создания химического индустриального парка. Компания «Эйдос» открыла медицинский центр в Таджикистанском государственном медицинском университете. Осуществляются поставки дизель-генераторных установок компании «Энергоразвитие». Вертолетный завод ведет сотрудничество. Идет взаимодействие по линии Иннополиса.

Но здесь возникают трудности иного рода. У республики есть торговый дисбаланс с другими странами.
— Наш товарооборот [с Россией] за прошлый год почти $2 млрд. Импорт из Таджикистана— это около $10 млн, это 5-7% от нашего товарооборота, — указал Рыбас.
По его словам, «выручает то, что большое количество граждан Таджикистана работают в России»:
— Они делают переводы, и благодаря этому, конечно, мы создаем баланс в расчетах.
Есть сложности в поставках сельскохозяйственной продукции. Как объяснил KazanFirst руководитель комитета по стандарту халяль Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Аббяс Шляпошников, в 2018 году Таджикистан ограничил ввоз продовольственных товаров только халяльной продукцией. Причем, помимо международных стандартов халяль, которые разрабатываются и популяризируются SMIIC (Институт стандартизации и метрологии исламских стран), в Таджикистане могут действовать внутринациональные особенности.
«Какая-то антитуркменская пропаганда»
Торговый представитель РФ в Мьянме Константин Конарев сообщил, что импорт в эту страну из России достиг в 2023 году $9,2 млн. Из этой суммы $5,2 млн ушло на топливо и $2,1 млн на машины. Он предупредил, что в Мьянме непросто организовать продажу импортной продукции.
Экспорт страны составил ту же сумму. Вывозили текстильную продукцию, газ, овощи, рис и морепродукты. В стране дефицит электроэнергии. Там горячо приветствуют создание новых производств, особенно в области электроэнергетики.
Торговый представитель РФ в Туркменистане Андрей Хрипунов сообщил, что страна, в которой он работает, «закрытая» и официальной статистики вообще не распространяет.

— Какая-то антитуркменская пропаганда. Я полностью несогласен и имею свои доводы, — возмутился консул республики в Татарстане Гуйч Гараев.
Он подтвердил, что между Россией и Туркменистаном действует визовый режим, однако это не мешает работать в его стране компаниям из Татарстана.
«Надо найти рынок с точки зрения своей цены»
Между тем руководитель Центра поддержки экспорта Альбина Гергерт в разговоре с KazanFirst сообщила, что даже «в Европе Татарстан выстраивает логистику». Она не прямая, более сложная и дорогая, но в конечном счете определяется издержками, которые может позволить себе предприниматель.
— Работают компании. Работают. Единственное, про Мьянму не могу сказать. Я таких примеров [работающих в Мьянме компаний из Татарстана] просто не знаю, но это не значит, что их нет. В Туркменистане у Татарстана есть представительство. В Кыргызстане есть представительство. В Таджикистане татарстанского нет, но есть российское представительство, которое очень активно работает. Мы с коллегами тоже на связи. Есть кому задавать вопросы. Тут главное определиться, понять, насколько вообще товар будет конкурентоспособен. Надо найти рынок с точки зрения своей цены, — заключила она.
Comment section