Продажи сувенирной продукции зависят от туристического потока, который в Казани за 10 лет вырос более чем в два раза - с 2,1 до 4,4 млн человек в 2024 году. Кто делает и продает сувениры в столице Татарстана и как местные производители борются с засильем ширпотреба, разбирался KazanFirst.
За место под солнцем на рынке сувенирной продукции в Казани борются почти две сотни производителей и в два раза больше торговых точек. Среди производителей не только те, кто делает традиционную сувенирку – кружки, магниты, брелоки с символикой города, но и ремесленники, выпускающие изделия народных промыслов. Продукция поступает в сувенирные магазины и лавки города, наибольшее число которых сосредоточено на улице Баумана. Более десятка сувенирных магазинов работают в Казанском Кремле, есть несколько торговых точек в Старо-Татарской слободе и по всему городу.
Один из крупных игроков рынка сувениров — ООО «Казанские подарки» зарегистрировано в марте 2023 года, владелец и директор Павел Агафонов. Выручка, по данным СБИС, за 2023 год составила 95 млн рублей, чистая прибыль — 28,6 млн рублей.
Даже крупные компании, торгующие сувенирами, долго приходили в себя после пандемии. Например, выручка ООО «Интеграл» в 2020 году сократилась почти в два раза: с 67 до 35,1 млн рублей, из-за пандемии компания завершила 2020 год с убытком 2 млн рублей. В дальнейшем показатели восстановились: за 2023 год выручка составила 110,5 млн рублей, прибыль — 4,8 млн рублей.
По этой же причине в конце 2020 года в Казани закрылись сразу три магазина с сувенирной продукцией федеральной сети «Другие подарки». Следом за ними франчайзи закрыли магазины этой сети в Москве и других городах.
Особенно от последствий карантинных ограничений 2020 года пострадали небольшие сувенирные магазины и производители, частные ремесленники. Многие из этих компаний работали на рынке не одно десятилетие. Для ООО «Казанская сувенирная компания», зарегистрированного еще в 2000 году, одним из самых успешных был 2018 год, когда выручка превысила 11,9 млн, а расходы составили 8,8 млн, чистая прибыль — 3,1 млн рублей.
Начиная с 2019 года доходы компании начали снижаться, а в 2023 году это снижение привело к тому, что компания стала убыточной — выручка, по данным СБИС, составила 231 тысячу рублей, а расходы превысили 1,1 млн рублей. Владельцем компании является Сергей Вдовин. Сувенирную сферу в Казани Сергей Вдовин развивает вместе с братом Вячеславом. ООО «Казанская сувенирная компания» управляет несколькими магазинами, в основном на улице Баумана, а также по городу. По данным системы СБИС, стоимость компании составляет примерно 7,6 млн рублей.
Похожую историю в динамике доходов и расходов можно увидеть и у других небольших компаний, торгующих сувенирами. Компания ООО «Казанский Арбат», в ассортименте которой такие сувениры, как кружки, значки и ручки с символикой, так же показывает убытки с 2020 года. Последний прибыльный год, по данным СБИС, 2019-й — компания получила 935 тыс. рублей прибыли при обороте 6,2 млн рублей. Директор компании — Александр Рачук.
Студия сувениров «Айда», расположенная на Кремлевской, юридически работает как ИП Полосин Д.Н. Студия предлагает нетипичные сувениры, разрабатывает собственные линейки продукции — «Девочка на велике», «Нам краснеть нечего», «Татарский для вас» и «Казань, откройся». Дмитрий Полосин также является основателем Музея «Чак-Чака» и собственником бренда TatarHome, под которым выпускается текстиль для дома с традиционными татарскими орнаментами.
Конечно, в ассортименте продавцов сувенирной продукции не только товары местных производителей. До 30% рынка все еще занимают товары китайского производства, но чаще всего из Китая привозят стандартные дешевые сувениры — магниты, ручки, а также заготовки под сувенирную продукцию, например, кружки, печать на которые наносится уже в Татарстане.
С претензией на уникальность
Отдельно стоит сказать о предприятиях, которые производят изделия народных промыслов, сохраняя местные традиции. Именно эти изделия передают колорит Татарстана и запоминаются туристам в сувенирных магазинчиках, даже если они не всегда делают выбор приобрести их.
ООО «Сахтиан» — производитель национальной обуви и кожгалантереи в технике «кожаная мозаика». Компания зарегистрирована в 2010 году, владельцы — Альфия Артемьева и Ильдус Гайнутдинов. Выручка компании в 2023 году составила 7 млн рублей, чистая прибыль — 773 тыс. рублей.
Основные направления — национальная обувь ичиги, стоимость 20-25 тыс. рублей и выше, полуботинки — 25-27 тыс. рублей, сабо — 10 тыс. рублей, сумочки, обложки на паспорт — 4-5 тыс. рублей. Далеко не каждый турист решится купить сувениры от компании «Сахтиан», так как в среднем один турист тратит за 3-4 дня пребывания в Казани в общей сложности 10-15 тыс. рублей, включая сувениры. Тем не менее такие изделия вносят заметное разнообразие в сувенирные ряды.
Предприятие с почти 100-летней историей — ООО «ФХТ «Алексеевская фабрика» было зарегистрировано в 2004 году, но, как написано на сайте компании, еще в 1927 году в этом районе начала работу ткацкая артель «Ударница», до сих пор многие операции на фабрике делают вручную на традиционных ткацких станах. Здесь шьют одежду, сумки и домашний текстиль — полотенца, скатерти, рушники — из тканого полотна. Владельцы фабрики — Фирая Сергеева, Наталья Гордеева и Равгат Мифтахов. Выручка компании за 2023 год — 22,5 млн рублей, чистая прибыль — 3,8 млн рублей.
На улице Туфана Миннуллина в Казани работает «Дом татарской посуды», где представлена продукция ООО «Яратам Казан» — керамика и авторский фарфор. Компания принадлежит Наталье Пилюгиной, выручка за 2023-й составила 2 млн рублей, прибыль — 40 тыс. рублей. Предприятие работает с 2012 года, выручка компании на протяжении почти всего этого периода растет, но финансовый результат год от года не увеличивается, несколько лет сохраняя отрицательную динамику. Компания входит в комплекс туристических услуг, включающих кафе, рестораны, организацию мероприятий и мастер-классов.
Есть в Казани и современные предприятия в сфере сувенирной продукции, которые вышли на рынок с уникальным товаром, разработали узнаваемый дизайн и айдентику. Производство металлических значков Pinspace с символами Казани и Татарстана было запущено в 2016 году и стало частью компании «Простознак». Компания заказывает производство значков двум заводам в Китае, так как это значительно снижает себестоимость. Весь товар сдается на реализацию в ряд магазинов. Но такие сувениры — просто капля в море однотипной и похожей на другие товары продукции сувенирных лавок в любом туристическом городе России.
Китайские сувениры в Казани и нелегальные продавцы
Казалось бы, при постоянном росте потока туристов у производителей и продавцов сувениров в Казани не должно быть проблем. На самом деле проблем в этой сфере немало, начиная с высокой конкуренции, в том числе с китайским ширпотребом, и заканчивая сложностью сбыта действительно уникальной сувенирной продукции.
Еще недавно треть рынка сувенирной продукции в Казани занимали китайские сувениры, они и сейчас встречаются во многих сувенирных лавках. В основном это обычные брелоки, магниты, ручки, и часто туристы делают выбор в пользу таких сувениров, так как стоят они дешевле.
Отдельной болью сувенирных магазинчиков были нелегальные уличные торговцы, которые «съедали» значительную часть выручки, «охотясь» на туристов в наиболее людных местах. Торговые киоски на Баумана власти постановили снести в 2019 году, признав их незаконными самовольными постройками. Киоски исчезли за одну ночь, при этом владельцы не получили предупреждающих уведомлений, так как собственники этих строений не были установлены. Но нелегальные торговцы продолжали осаждать улицу Баумана. Осенью прошлого года в Татарстане подняли штрафы за незаконную торговлю — для физических лиц он составляет 4,5 тыс. рублей, для юридических лиц — 250 тыс. рублей. На Баумана и других туристических улицах остались в основном фотографы, аниматоры и музыканты, нелегалы с сувенирами встречаются крайне редко и стараются скрыться до прибытия стражей порядка.
Ряд проблем в этой сфере уже решаются, но есть еще и те, что требуют внимания. Производители сувениров с изображениями Казанского Кремля, башни Сююмбике, мечети Кул-Шариф, президентского дворца и других объектов должны отчислять сборы музею-заповеднику «Казанский Кремль», в 2010 году был установлен размер сбора в 30 рублей. Основанием стало право собственности музея-заповедника на 18 товарных знаков с изображением и упоминанием Казанского кремля и его памятников, закрепленное еще в 2009 году. В декабре прошлого года производители сувениров обращались к министру культуры РТ Ираде Аюповой с просьбой освободить производителей от платы за использование изображений видов Казанского Кремля.
На популяризацию туризма в Татарстане была направлена программа Visit Tatarstan. В ее рамках выпускниками Британской высшей школы дизайна в Москве по заказу мэрии была разработана уникальная айдентика и элементы дизайна, которые стали основой для рекламы Казани. Например, на рекламу туризма в Казани в соцсетях, нацеленную на москвичей, было потрачено 3,5 млн рублей.
Идея программы была не только в популяризации туризма в РТ, но и в разработке единого стиля для сувенирной продукции, который значительно бы отличался от однообразных китайских сувениров. И действительно, ряд компаний использует в производстве сувениров разработанные принты и дизайны, но это не стало массовым.
Несмотря на то, что власти РТ сделали немало для развития туризма и сувенирной отрасли, эта сфера все еще нуждается в поддержке таких направлений, как производство уникальных сувениров с элементами народных промыслов. Особенно после того, как в 2023 году была закрыта Палата народных художественных промыслов и ремесел. Организация проработала 20 лет, но была закрыта из-за нехватки финансовых средств для продолжения деятельности.
Сувенирная отрасль страдает от противоречия — сувениры ручной работы стоят дорого и не пользуются большим спросом. Рынок же переполнен дешевым ширпотребом, который может отличаться от товаров в других городах только изображением Казанского Кремля или фотографиями с видами Казани. Лишь единицам удается предложить рынку действительно уникальный, но при этом массовый сувенирный продукт, который хочется увезти с собой на память о путешествии в Казань.
Что предлагают туристам
Казань не только стала самым безопасным городом для путешественников, но и, по данным сайта OneTwoTrip, вошла в топ-5 самых популярных направлений для путешествий в России — в 2023-м и 2024-м она занимает уверенное четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.
Туристический поток в Казани снижался за последние 10 лет только в связи с пандемией в 2020 году, но уже к 2021-му он практически восстановил свой допандемийный уровень и продолжил расти, при этом оборот в сфере туристических услуг в 2024 году находится на уровне 100 млрд рублей. Если точнее, 97,6 млрд рублей за 11 месяцев 2024 года — такие цифры представил председатель Госкомитета по туризму региона Сергей Иванов на итоговой коллегии ведомства. Во многом ростом оборота в сфере услуг в 2024 году республика обязана проведению саммита БРИКС в Казани. На коллегии Госкомитета по туризму прозвучали плановые цифры — к 2030 году турпоток в Татарстане достигнет отметки 10 млн человек в год.
Это значит, что сфера развлечений и продажа сувенирной продукции в ближайшие пять лет могут вырасти в 1,5-2 раза. Сейчас на развлечения и сувениры каждый турист тратит в среднем около 1 256 рублей.
Наиболее популярные сувениры, по данным Платформы ОФД, СберАналитики, Банка Татарстан и Сбера, – магниты и традиционные татарские кондитерские и мясные изделия, а также бальзамы.
Средний чек за обычную сувенирную продукцию в 2023 году составлял 390 рублей. Наиболее часто покупаемые сувениры: чак-чак (средний чек 123 рубля), казаны для готовки (средний чек 1 753 рубля), колбаса из конины казылык (средний чек 623 рубля), мёд (средний чек 202 рубля), традиционная обувь (средний чек 1 620 рублей), тюбетейка (средний чек 623 рубля).
Стандартный сувенирный набор туриста в Казани составляют обычные магнитики и гастрономические покупки, такие как чак-чак, казылык, бальзам «Бугульма». В последние годы туристы стали реже покупать тюбетейки и обувь с национальным орнаментом. Растет популярность оригинальных сувениров, связанных с воспоминаниями о поездке в Казань, но без отсылки к национальным мотивам.
В то же время Центр развития туризма Татарстана провел опрос туристов на улице Баумана и выяснил, что гости города, готовые потратить на сувениры более 2 000 рублей, не могут найти подходящие товары для покупки.

Это точно, пандемия сильно подкосила рынок сувениров, муж мой расписывал тарелки , вазы, кружки и всякие другие предметы, теперь почти не занимается этим делом, а жаль, не смог потом обратно вписаться в рынок послековидный
Очень жаль, что была закрыта Палата народных художественных промыслов и ремесел, вот кого нужно было всячески поддерживать, в том числе и финансово, а то с одной стороны хотим, чтобы был свой собственный стиль незабываемый, а с другой стороны никаких действия на этом пути не делается, парадокс
Один сплошной китайский ширпотреб в сувенирках, а то что реально красиво и выделяется из общего потока, оно как правило уже и по цене намного выше и быстро не уходит, а туристы с удовольствием увозят с собой дешевые китайские поделки
Рядовому мастеру очень сложно попасть на лотки центральных магазинов, реальную цену не дают, прогибают до невозможности, после чего и работать то мастеру становится совершенно невозможно, сам побывал в такой роли
Рынок будет расти вместе с ростом потока туристов, а туристы сами по себе голосуют рублем за те или иные сувениры, сложно предугадать, что именно «пойдет» в этом году, что будет в тренде, а мимо чего будут равнодушно проходить, это как в лотерее, это рынок и этим все сказано