«Терпящее бедствие предприятие»: ТАИФ пытается обанкротить свою авиакомпанию

Фото: KazanFirst

Бизнес-перевозчик «Тулпар Эйр» из группы «ТАИФ» попросил суд ввести на предприятии процедуру наблюдения. Однако против банкротства выступает основатель авиакомпании Азат Хаким, который за выход из состава учредителей уже получил 419 млн рублей, но намерен взыскать еще более 500 млн. В «Тулпар Эйр» обвиняют Хакима в своем тяжелом финансовом положении.

Арбитражный суд Татарстана начал рассматривать заявление ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр» о собственном банкротстве. Оператор деловой авиации, которым владеет группа «ТАИФ», заявил о долге в 588 млн рублей. Компания считает, что находится в тяжелом финансовом положении, и прогнозирует, что в будущем не сможет расплатиться с кредиторами.

Против банкротства «Тулпар Эйр» выступает основатель авиакомпании — известный в республике авиатор Азат Хаким. В 2023 году он вышел из состава учредителей (ранее ему принадлежало 49% ООО) и получил от ТАИФа 419,6 млн рублей. Однако затем потребовал еще более 800 млн рублей. В результате суд постановил доплатить ему еще 451,5 млн рублей и 61,4 млн рублей набежавших процентов (всего почти 513 млн рублей). Это решение пока не вступило в законную силу и сейчас обжалуется в апелляционной инстанции.

«Это вообще непонятно кто»

«Тулпар Эйр» хотел, чтобы решение о банкротстве предприятия принималось без участия Азата Хакима.

— Процессуальный статус Хакима еще не решен. Его представители не должны быть допущены к участию в заседании. Это вообще непонятно кто, — заявил казанский адвокат Эмиль Гатауллин, представляющий интересы авиаперевозчика.

Гатауллин заявил, что именно «Хаким является виновником того, что предприятие оказалось в тяжелом финансовом состоянии», и пытается добиться дальнейшего ухудшения положения перевозчика. В частности, по словам юриста, принадлежащая Хакиму компания на днях отказала в техническом обслуживании «Тулпар Эйр».

Азат Хаким. Фото: tulpar.aero

Эмиль Гатауллин подчеркнул, что авиакомпания надеется, что суд введет в компании процедуру наблюдения, которая бы «нас спасла в текущей ситуации». При такой процедуре авиаперевозчик сможет продолжать свою бизнес-деятельность, получая прибыль.

Руководитель юридического отдела «Татюринформа» Всеволод Нестеров, представляющий интересы Хакима, заявил, что основной причиной обращения в суд компании «Тулпар Эйр» является задолженность авиаперевозчика перед бывшим совладельцем. Поэтому Азат Хаким, хоть и вышел из состава учредителей, является «полноценным участником дела о банкротстве», поскольку его права «напрямую затрагиваются».

В итоге судья Энже Сунеева допустила Азата Хакима к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Активы на три миллиарда, обязательства — на 1,8 миллиарда рублей

При рассмотрении заявления по существу другой адвокат «Тулпар Эйр» Михаил Раскин (он, как и Гататуллин, входит в коллегию адвокатов «Раскин, Жихарев, Гатауллин») рассказал, что авиакомпании для выплаты Азату Хакиму стоимости его доли пришлось обращаться за кредитами в банк «Аверс». Если выплатить бывшему учредителю еще 500 млн рублей, это неминуемо приведет к банкротству перевозчика, уверен юрист.

Раскин указал, что в основном имущество «Тулпар Эйр» находится в залоге, то есть авиакомпания является неплатежеспособной.

Фото: KazanFirst

Адвокат также напомнил, что «Тулпар Эйр» выполняет нерегулярные перевозки в сегменте бизнес-авиации, но сертификат эксплуатанта может быть аннулирован из-за просроченных выплат. При этом многие контрагенты уже начали отказываться от исполнения своих обязательств, опасаясь, что не смогут получить за свои услуги деньги.

Михаил Раскин считает, что именно процедура наблюдения на предприятии «защитит должника и контрагентов от риска» и позволит сохранить рабочие места для 120 человек, в том числе летного состава пилотов.

В свою очередь Всеволод Нестеров обратил внимание, что балансовая стоимость активов «Тулпар Эйр» превышает 3,1 млрд рублей. Обязательства авиакомпании составляют около 1,77 млрд рублей (банкам — 1,4 млрд рублей, иным кредиторам — 366 млн рублей).

— Задолженность перед кредиторами в два раза меньше, чем активы. А задолженность перед банками — это львиная ее часть, она предусмотрена кредитными договорами и выплачивается по графикам. Неплатежеспособность не подтверждается, — возразил представитель Азата Хакима.

Кроме того, Нестеров указал, что в сентябре 2023 года доля основателя «Тулпар Эйр» была продана группе «ТАИФ» «ровно за ту сумму, которая была выплачена Хакиму». По словам юриста, компания в 2023-2024 годах «приобрела дорогостоящее имущество», в том числе здание ангара, подъездную дорогу, бетонную площадку, земельный участок, а также воздушное судно.

Фото: tatarstan.ru

— Общество приобрело дорогое имущество, находясь якобы в имущественном кризисе. Таким образом, мы считаем, что объективные признаки банкротства отсутствуют, — подчеркнул Всеволод Нестеров.

Он считает, что заявление о банкротстве подано с целью, чтобы «Тулпар Эйр» мог избежать дополнительных выплат в адрес Азата Хакима. Ранее сам авиатор заявлял, что в действиях «Тулпар Эйр» есть признаки преднамеренного банкротства.

— Просим суд критически отнестись к такому поведению должника. Это злоупотребление правом, — указал Нестеров.

«Свое получил, а теперь пытается представить себя бедной овечкой»

— То, что ТАИФ купил долю, — это он деньги дал таким образом для терпящего бедствие предприятия, которому пришлось взять кредит, чтобы выплатить вам ту самую сумму, на которой вы не останавливаетесь и идете дальше. Если бы ТАИФ этого не сделал, то, возможно, ситуация, когда необходимо обращаться к банкротству, возникла бы раньше, — возразил представитель «Тулпар Эйр» Эмиль Гатауллин.

Он указал, что Азат Хаким «не смог продать свою долю ни за какие деньги».

— По большому счету она даже не стоит 419 млн рублей, которые вам выплатили, — подчеркнул Гатауллин.

Юрист считает логичным, что ТАИФ поддерживал свое предприятие, но это не отменяет того, что финансовое положение «Тулпар Эйр» тяжелое и «сейчас предприятие ищет защиты от чрезмерных действий Хакима». Также он считает, что действия Хакима привели к тому, что предприятие не стало успешным, а потом вышло из состава учредителей и «бизнес-планы рухнули».

— Хаким свое получил… А теперь пытается представить себя бедной овечкой… Исключительно благодаря Хакиму и возник этот иск, — резюмировал Гатауллин.

Фото: tatarstan.ru

Судья Энже Сунеева пока так и не приняла решение о введении процедуры наблюдения в ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр». Рассмотрение дела отложено на 25 марта. При этом 27 марта состоится другое заседание, в рамках которого «Тулпар Эйр» оспаривает решение о выплате Хакиму 513 млн рублей. Кроме того, общество ранее просило признать недействительным выход Хакима из состава учредителей и обязать его вернуть предыдущие выплаты. Но этот встречный иск судом первой инстанции был отклонен.

Авиакомпания «Тулпар Эйр» полностью перешла в собственность ООО «ТАИФ» в марте 2023 года. До этого крупный татарстанский холдинг (бенефициарами являются Айрат и Радик Шаймиевы, Альберт Шигабутдинов и Рустем Сультеев) владел 51% «Тулпар Эйр». По данным СБИС, в 2024 году выручка компании составила 2,76 млрд рублей против 2,28 млрд рублей годом ранее. Чистая прибыль сократилась с 218 до 131 млн рублей.

Азат Хаким продолжает вести авиабизнес. В частности, он и его сын Айдар Хаким владеют управляющей компанией «Тулпар Аэро групп», которая руководит одноименной группой. В нее также входят компании «Тулпар техник», «Тулпар-сервис», «Тулпар экспресс», «Тулпар интерьеры инжиниринг дизайн» и «Академия 033». После выхода из состава группы «Тулпар Эйр» флагманским перевозчиком стала авиакомпания «Тулпар», которая ранее работала под брендом «Джет экспресс».

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Равиль Зиганшин просит мира: ПСО «Казань» хочет получить рассрочку для оплаты долгов по налогам

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Так понимаю, у каждой стороны своя правда. Один хочет денег больше сколотить, а компания не хочет выплачивать. Поэтому начал процедуру банкротства. Посмотрим что из этого выйдет. Во всяком случае суд во всем разберется.

  2. Странно как то, то компания приобретает дорогостоящее имущество ( ангар, площадку, воздушное судно), то хочет объявить себя банкротом. Тут явно надо разбираться что к чему.

  3. Таиф хочет не платить по своим обязательствам, сразу же понятно. Как только введут процедуру банкротства, Таиф банкам перестанет платить проценты, а приобретение имущество без процентов выкупят сами же через подставные фирмы по заниженной цене. Всё тут ясно и понятно.

  4. Если бы хотели,каждый из этих удащливых бизнесменов мог бы рассчитаться с долгами!!! Они в списке форбс!

  5. Предприятие частное, поэтому разбираются между собой, кто кому должен.

    Но очень уж похоже на схематоз. А значит у авторов сценария есть шанс встретиться с ведомством Бастрыкина. Статью про преднамеренное банкротство никто не отменял.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *