Третий IТ-парк и 3D-модель Казани: о каких цифровых трансформациях мечтает Татарстан

KazanFirst

Республика продолжает оставаться лидером в России по уровню цифровой культуры, несмотря на существенно более низкие бюджеты, чем у Москвы и Санкт — Петербурга. О реализации каких проектов задумываются «наверху» — в материале KazanFirst.

Искусственный интеллект, облачные технологии, шоппинг, учеба и навигация онлайн, цифровизация государственных услуг – все это и не только кажется настолько обыденным, что представить жизнь без данного инструментария, особенно молодежи, уже нереально. Тем не менее Татарстан хоть и занимает лидирующие позиции в стране по уровню цифровой культуры, пика он все же не достиг. Как новые технологии меняют города республики – обсудили в IТ-парке имени Башира Рамеева в рамках программы «Городские модераторы».

«Испания по уровню цифровизации в сравнении с Татарстаном – Средневековье»

Продвигать цифровые решения в Татарстане начали еще в 2010-х годах. Однако тогда для многих внедрение современных технологий, будь то, например, сфера государственных услуг, воспринималось с высокой долей скепсиса. Заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Татарстана Булат Габдрахманов отметил, что республика не зря выбрала вектор в сторону цифровых платформ, ведь это один из немногих способов, позволяющих снизить издержки в любой отрасли. Что, в свою очередь, приводит к усовершенствованию и автоматизации работы государственных органов.

Скриншот enter.media

– Не даром в своем недавнем послании наш президент Владимир Путин также отметил, что в стратегии до 2030 года цифровые платформы должны появиться в каждой отрасли. Мы эту работу начали раньше, с этой точки зрения мы передовые – что касается образования и региональных услуг. Мы были первыми, кто это реализовал. Как результат – в 2021 году по уровню цифровой культуры Татарстан был на 14-м месте в стране, а сегодня – на первом. Теперь 100% всех государственных услуг полностью оцифрованы. Помимо того, что услуги стали цифровыми, то есть мы можем записаться к врачу или в школу в электронном формате, есть еще много других государственных и муниципальных услуг, благодаря оцифровке которых в среднем на семь дней сократился срок оказания данных услуг. А это наше с вами время, которое мы можем посвятить любимой работе и семье, – подчеркнул спикер.

Габдрахманов добавил, что в сравнении с Татарстаном в плане реализации цифровых сервисов и услуг условная Испания до сих пор находится в Средневековье. В свою очередь советник мэра Казани по цифровизации Максим Булатов поспорил – регион точно пока позади Барселоны и Мадрида. В то же время, несмотря на то, что у Москвы на развитие цифровизации выделено более 200 млрд, у Санкт-Петербурга – 41 млрд, а у Казани – всего 250 млн рублей, мы идем практически вровень, заметил спикер.

KazanFirst

– Мы стараемся маленькими шажочками и проектами поднимать нашу цифровую зрелость. Но нужно понимать, что одной цифровизацией нельзя сделать все услуги идеальными, потому что очень многое зависит от людей на местах и бизнес-процессов, которые там выстроены. И если последние незрелые для цифровизации, сколько бы мы туда условного кода ни вливали, от этого процесс не ускорится. Но, конечно, мы движемся в правильном направлении. Очень многие услуги не требуют даже подачи каких-либо заявлений, например, у нас бесплатная парковка для электрокаров. И это идеальный мир, когда все делается автоматически, – поделился основатель офлайн-школы Skillbox в Казани.

Айтишник в растянутом свитере стал завидным женихом

Одно из направлений, по-настоящему нуждающееся в цифровизации, – это благоустройство. Так, благодаря проекту City-Soft с помощью искусственного интеллекта и компьютерных технологий в городе отныне определяют уровень заснеженности дорог, наличие ям и разметки. Продолжительность уборки снега сократилась на 30%. Главы районов охотно начали пользоваться системой, позволяющей отслеживать состояние дорожной сети дистанционно. На данный момент в стране также создается национальный проект «Экономика данных», позволяющий выйти на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании и предоставлении госуслуг, а айтишники стали самыми завидными женихами, призналась руководитель направления специальных проектов ГАУ «IТ-парк» Валерия Васильева.

KazanFirst

– Еще 15 лет назад айтишник представлялся интровертом, постоянно сидящим за компьютером в растянутом свитере. Прошло не так много времени, и сейчас это самая востребованная и хайповая профессия. А наша площадка помогает взращивать новые продукты. В самый первый отбор бизнес-инкубатора к нам пришло трое молодых парней, которые хотели создать сервис для фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Ребята прошли этот этап, у них все получилось, сейчас большинство людей получает штрафы через сервис «Автодория». Только за один год внедрения этого решения в Татарстане смертность на дорогах снизилась на 51%, а аварийность – почти на 16%. Понимаете, три молодых человека, а сколько жизней в итоге удалось спасти. Мы сами не создаем проекты, но делаем все, чтобы такие компании могли развиваться и создавать что-то новое, – рассказала спикер.

Директор МБУ «Институт развития города» Алексей Горбунов добавил, что в процессе градостроительства республике было бы полезно иметь 3D-модель городов, включающую в себя сведения об инженерных сетях и функциональных связях, а также историческую подоплеку. Приступать к проектным, а затем и к строительным работам на местах можно было бы только тогда, когда получится объединить все эти слои воедино. Только с помощью инновационных технологий становится возможным комплексно оценить территорию.

Скриншот enter.media

— Качественная и быстрая работа с учетом времени принятия решений, которое сегодня есть у градостроителей и, в частности, у мэра города, требует быстрой оценки. Без развития технологий сегодня невозможно работать. Конечно, 3D-модель города сегодня могут позволить себе немногие. Это наша мечта. Выглядит как игрушка, а на самом деле это такая шикарная информационная модель, из которой все службы города могут одномоментно получать необходимую информацию для принятия правильных решений, — заключил Горбунов.

При всем оптимизме к имеющимся темпам развития цифровых технологий стоит признать, что представители старшего поколения и выходцы из консервативных семей вряд ли когда-то полноценно одобрят идею автоматизации бытовых процессов. Как бы мы ни старались, бабушки вряд ли будут передавать показания счетчиков в электронном формате. Скорее они продолжат отстаивать очереди в «управляйках». И здесь ничего не сделаешь. Важно сохранять баланс и не забывать о том, что всегда лучше сделать шаг навстречу человеку. Но все же в Казани назревает потребность в новом IТ-парке, сошлись во мнении спикеры.


Читайте также: Помощник раиса РТ проведет лекцию для казанской молодежи