Первый форум туроператоров России, прошедший в Казани в стенах отеля Millennium Panorama, собрал ведущих экспертов отрасли. На фоне растущего на 18% турпотока в Татарстан ключевой темой стало определение роли туроператора в эпоху цифровых платформ и искусственного интеллекта. Участники форума заявили, что профессия не умрет, но ей предстоит серьезно трансформироваться, а государство готово продлить налоговые льготы для поддержки отрасли.
В стенах еще строящегося отеля Millennium Panorama принял своё первое мероприятие — I Форум туроператоров России, который прошёл в рамках VIII туристского форума «Ориентиры будущего». Слёт деятелей турсферы происходит раз в два года, напомнил председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов. В этот раз темой форума стало будущее профессии туроператора.
«Где будущее туроператоров? Будущее впереди»
По оценке экспертов, несмотря на все прогнозы о том, что туроператоры больше не нужны, профессия будет жить. Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков в своём выступлении подчеркнул, что туристическая отрасль сегодня находится в центре внимания государства. По его словам, недавно под руководством премьер-министра РФ Михаила Мишустина прошла стратегическая сессия по развитию туристической отрасли, в ходе которой были определены основные приоритеты государственной политики.

— Очень большое внимание президент и правительство уделяют нашей с вами любимой сфере. Определены приоритеты, связанные с тяжёлой инфраструктурой, — с развитием горнолыжных курортов, парков развлечений, аквапарков. Все эти программы сегодня получают государственную поддержку. Никогда такого внимания к туризму со стороны государства не было уже много лет. С одной стороны, это приятно, а с другой — требует повышать уровень нашей ответственности. Если говорить, где будущее туроператоров, — будущее впереди, — сказал Вахруков.

Замминистра добавил, что главный тренд сферы стоит за цифровыми технологиями. Они стали не просто инструментом, а самостоятельными игроками, формирующими новые модели поведения на рынке.
— Мы всё ещё думаем, что управляем процессами, но на самом деле технологии всё чаще управляют нами. Под это вынуждены подстраиваться. Это не плохо и не хорошо — это просто реальность, в которой мы живём, — отметил он. — Туроператоры сегодня играют ключевую роль на этапе создания туристических продуктов, на этапе раскатки новых маршрутов и их экспертизы. Эту роль заместить искусственным интеллектом или цифровыми платформами невозможно. Мы здесь опираемся всегда на мнение отраслевых профессионалов, — добавил Дмитрий Вахруков.

Президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский также высказал мнение о том, что туроператоры необходимы туристической сфере. Он подчеркнул, что форум стал площадкой для объединения профессионального сообщества и поиска решений по ключевым вопросам туротрасли.
— Когда внутренний туризм активно развивается, важно не забывать о роли туроператоров. Не каждый регион способен предложить интересный формат отдыха без профессиональной проработки турпродукта, — отметил он.

Уманский привёл пример: если в Сочи турпродукт формируется естественным образом, то в большинстве регионов — от Камчатки до Алтая — необходимо создание маршрутов, экскурсионных программ, организация логистики и сопровождения.
— Будущее туроператоров лежит в плоскости регионального принимающего туризма. Обстоятельства меняются, нам нужно подстраиваться, важно придумать, как развернуть искусственный интеллект на пользу нашей работы. Всё больше платформенных решений захватывают аудиторию — необходимо обеспечить доступ наших продуктов и туда, — подчеркнул глава РСТ.

В свою очередь директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольга Захарова заявила, что туроператорам принципиально важно сейчас формировать региональные туристические продукты с акцентом на местную специфику — в этом будет тренд на ближайшие годы. По её словам, особенно важной остаётся гастрономическая специфика, которая привлекает туристов в каждом регионе. Туроператорам нужно всегда иметь это в виду.
«Сейчас деятельностью туроператора у нас занимаются все, кто хочет»
Одной из тем обсуждения стало обновление нормативной базы. По словам Ильи Уманского, действующее определение турпродукта, разработанное ещё в 1990-х годах, устарело и не отражает реалий современного рынка.

— Сейчас деятельностью туроператора у нас занимаются все, кто хочет, и мы никаким образом не можем защитить свой бизнес от недобросовестной конкуренции, поскольку любой предприниматель, любой ИП без туристической специфики может принимать туристов: встречать, возить, размещать и т. д., то есть делать то, чем мы занимаемся десятилетиями. Нужно уточнить понятие турпродукта и отделить профессиональную деятельность туроператоров от непрофессиональных игроков. Кроме того, появится новое определение — организатор туризма. Это те, кто проводит экскурсии, активные туры и другие программы без размещения туристов, — отметил он.
Глава РСТ напомнил, что долго они добивались налоговых льгот. Сегодня нулевая ставка НДС действует только на реализацию турпродукта.

— Сейчас, когда вопрос с НДС встаёт наиболее остро, мы понимаем, что обязательно нужно эту историю с определением турпродукта довести до конца: тогда наша деятельность станет гарантированно туроператорской, и мы сможем получать на неё льготу, — обратил внимание Уманский.
На слова президента РСТ ответил Дмитрий Вахруков. Он заявил, что правительство внесло в Государственную думу проект закона о продлении до 2030 года льготы по НДС для туроператоров. Кроме того, сегодня Кабмин обсуждает возможность отмены электронной путёвки для внутреннего туризма. Напомним, что с прошлого года туроператоры по внутреннему туризму в обязательном порядке должны предоставлять данные о турах в государственную информационную систему.

— На стратегической сессии предложили и вроде как даже не получили сильного отрицания от председателя правительства об отмене электронной путёвки на внутреннем рынке, для внутренних туроператоров. Я просто рассказываю о том, что в работе, но пока резких возражений нет. Понимаем, что норма по факту не работает у нас: кроме дополнительной нагрузки ничего не повышается, в том числе нет гарантий для туристов, — сказал замминистра.
Татарстан — регион с отлично развитой сферой туризма, о чём говорят из года в год растущие цифры по поездкам в республику. Об этом в беседе с журналистами после пленарной сессии форума «Ориентиры будущего» сообщил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Про Татарстан можно говорить бесконечно, и это не будет преувеличением»

Эксперты уверены, что тренд на ближайшие годы — туризм в малых городах. Однако федеральная туристическая сфера уделяет Татарстану меньше внимания, чем остальным регионам. В этом признался Дмитрий Вахруков.
— Про Татарстан можно говорить бесконечно — это никогда не будет преувеличением. Может быть, мы сегодня уделяем республике меньше внимания, но это потому, что здесь к команде нет никаких вопросов. Туризм уже развился, люди поехали. Мы видим это по двузначному в этом году приросту турпоездок, — пояснил замминистра Минэкономразвития.
В свою очередь Сергей Иванов похвастался цифрами: турпоток в Татарстан по итогам 2025 года может приблизиться к 4,5 миллиона человека. Прирост за восемь месяцев составил 18%.

— Цифры с прошлого года по турпотоку — 4,3 миллиона туристов. Количество размещённых в гостиницах — 2,8 миллиона. Но сейчас за восемь месяцев мы идём с приростом 18 процентов. Я думаю, что мы отметку в 4 миллиона преодолеем — чем больше, тем лучше. Но мы ждём официальных данных Росстата. Планируем приблизиться к цифре в 4,5 миллиона человек, — отметил Иванов.
Он добавил, что для туристической сферы республики местные туроператоры имеют особое значение. Именно от них, по словам председателя Госкомитета РТ, зависит, какую эмоцию получит гость.

















Здравствуйте!
Хотел бы предложить скомпоновать базу потенциальных клиентов для Вашего бизнеса в формате excel.
База парcится из интернета, может быть сформирована по отраслям и регионам.
В базе будут находиться:
— Email адреса
— Телефонные номера, в том числе мобильные
— Название фирм
— Адрес сайтов и т.п.
База предназначается для работы Вашего отдела продаж — для отправки предложений т.п.
Также есть возможность совершить рассылку по собранной базе.
Обращайтесь по любым вопросам: 7(9 2 5) 47 3— 00 9 6 (WhatsApp)
С уважением, Дмитрий.