Туроператоры против платформ: в Татарстане развернулась битва за туристов

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Первый форум туроператоров России, прошедший в Казани в стенах отеля Millennium Panorama, собрал ведущих экспертов отрасли. На фоне растущего на 18% турпотока в Татарстан ключевой темой стало определение роли туроператора в эпоху цифровых платформ и искусственного интеллекта. Участники форума заявили, что профессия не умрет, но ей предстоит серьезно трансформироваться, а государство готово продлить налоговые льготы для поддержки отрасли.

В стенах еще строящегося отеля Millennium Panorama принял своё первое мероприятие — I Форум туроператоров России, который прошёл в рамках VIII туристского форума «Ориентиры будущего». Слёт деятелей турсферы происходит раз в два года, напомнил председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов. В этот раз темой форума стало будущее профессии туроператора.

«Где будущее туроператоров? Будущее впереди»

По оценке экспертов, несмотря на все прогнозы о том, что туроператоры больше не нужны, профессия будет жить. Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков в своём выступлении подчеркнул, что туристическая отрасль сегодня находится в центре внимания государства. По его словам, недавно под руководством премьер-министра РФ Михаила Мишустина прошла стратегическая сессия по развитию туристической отрасли, в ходе которой были определены основные приоритеты государственной политики.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

— Очень большое внимание президент и правительство уделяют нашей с вами любимой сфере. Определены приоритеты, связанные с тяжёлой инфраструктурой, — с развитием горнолыжных курортов, парков развлечений, аквапарков. Все эти программы сегодня получают государственную поддержку. Никогда такого внимания к туризму со стороны государства не было уже много лет. С одной стороны, это приятно, а с другой — требует повышать уровень нашей ответственности. Если говорить, где будущее туроператоров, — будущее впереди, — сказал Вахруков.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Замминистра добавил, что главный тренд сферы стоит за цифровыми технологиями. Они стали не просто инструментом, а самостоятельными игроками, формирующими новые модели поведения на рынке.

— Мы всё ещё думаем, что управляем процессами, но на самом деле технологии всё чаще управляют нами. Под это вынуждены подстраиваться. Это не плохо и не хорошо — это просто реальность, в которой мы живём, — отметил он. — Туроператоры сегодня играют ключевую роль на этапе создания туристических продуктов, на этапе раскатки новых маршрутов и их экспертизы. Эту роль заместить искусственным интеллектом или цифровыми платформами невозможно. Мы здесь опираемся всегда на мнение отраслевых профессионалов, — добавил Дмитрий Вахруков.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский также высказал мнение о том, что туроператоры необходимы туристической сфере. Он подчеркнул, что форум стал площадкой для объединения профессионального сообщества и поиска решений по ключевым вопросам туротрасли.

— Когда внутренний туризм активно развивается, важно не забывать о роли туроператоров. Не каждый регион способен предложить интересный формат отдыха без профессиональной проработки турпродукта, — отметил он.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Уманский привёл пример: если в Сочи турпродукт формируется естественным образом, то в большинстве регионов — от Камчатки до Алтая — необходимо создание маршрутов, экскурсионных программ, организация логистики и сопровождения.

— Будущее туроператоров лежит в плоскости регионального принимающего туризма. Обстоятельства меняются, нам нужно подстраиваться, важно придумать, как развернуть искусственный интеллект на пользу нашей работы. Всё больше платформенных решений захватывают аудиторию — необходимо обеспечить доступ наших продуктов и туда, — подчеркнул глава РСТ.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

В свою очередь директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольга Захарова заявила, что туроператорам принципиально важно сейчас формировать региональные туристические продукты с акцентом на местную специфику — в этом будет тренд на ближайшие годы. По её словам, особенно важной остаётся гастрономическая специфика, которая привлекает туристов в каждом регионе. Туроператорам нужно всегда иметь это в виду.

«Сейчас деятельностью туроператора у нас занимаются все, кто хочет»

Одной из тем обсуждения стало обновление нормативной базы. По словам Ильи Уманского, действующее определение турпродукта, разработанное ещё в 1990-х годах, устарело и не отражает реалий современного рынка.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

— Сейчас деятельностью туроператора у нас занимаются все, кто хочет, и мы никаким образом не можем защитить свой бизнес от недобросовестной конкуренции, поскольку любой предприниматель, любой ИП без туристической специфики может принимать туристов: встречать, возить, размещать и т. д., то есть делать то, чем мы занимаемся десятилетиями. Нужно уточнить понятие турпродукта и отделить профессиональную деятельность туроператоров от непрофессиональных игроков. Кроме того, появится новое определение — организатор туризма. Это те, кто проводит экскурсии, активные туры и другие программы без размещения туристов, — отметил он.

Глава РСТ напомнил, что долго они добивались налоговых льгот. Сегодня нулевая ставка НДС действует только на реализацию турпродукта.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

— Сейчас, когда вопрос с НДС встаёт наиболее остро, мы понимаем, что обязательно нужно эту историю с определением турпродукта довести до конца: тогда наша деятельность станет гарантированно туроператорской, и мы сможем получать на неё льготу, — обратил внимание Уманский.

На слова президента РСТ ответил Дмитрий Вахруков. Он заявил, что правительство внесло в Государственную думу проект закона о продлении до 2030 года льготы по НДС для туроператоров. Кроме того, сегодня Кабмин обсуждает возможность отмены электронной путёвки для внутреннего туризма. Напомним, что с прошлого года туроператоры по внутреннему туризму в обязательном порядке должны предоставлять данные о турах в государственную информационную систему.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

— На стратегической сессии предложили и вроде как даже не получили сильного отрицания от председателя правительства об отмене электронной путёвки на внутреннем рынке, для внутренних туроператоров. Я просто рассказываю о том, что в работе, но пока резких возражений нет. Понимаем, что норма по факту не работает у нас: кроме дополнительной нагрузки ничего не повышается, в том числе нет гарантий для туристов, — сказал замминистра.

Татарстан — регион с отлично развитой сферой туризма, о чём говорят из года в год растущие цифры по поездкам в республику. Об этом в беседе с журналистами после пленарной сессии форума «Ориентиры будущего» сообщил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.

«Про Татарстан можно говорить бесконечно, и это не будет преувеличением»

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Эксперты уверены, что тренд на ближайшие годы — туризм в малых городах. Однако федеральная туристическая сфера уделяет Татарстану меньше внимания, чем остальным регионам. В этом признался Дмитрий Вахруков.

— Про Татарстан можно говорить бесконечно — это никогда не будет преувеличением. Может быть, мы сегодня уделяем республике меньше внимания, но это потому, что здесь к команде нет никаких вопросов. Туризм уже развился, люди поехали. Мы видим это по двузначному в этом году приросту турпоездок, — пояснил замминистра Минэкономразвития.

В свою очередь Сергей Иванов похвастался цифрами: турпоток в Татарстан по итогам 2025 года может приблизиться к 4,5 миллиона человека. Прирост за восемь месяцев составил 18%.

Сергей Журавлёв/KazanFirst

— Цифры с прошлого года по турпотоку — 4,3 миллиона туристов. Количество размещённых в гостиницах — 2,8 миллиона. Но сейчас за восемь месяцев мы идём с приростом 18 процентов. Я думаю, что мы отметку в 4 миллиона преодолеем — чем больше, тем лучше. Но мы ждём официальных данных Росстата. Планируем приблизиться к цифре в 4,5 миллиона человек, — отметил Иванов.

Он добавил, что для туристической сферы республики местные туроператоры имеют особое значение. Именно от них, по словам председателя Госкомитета РТ, зависит, какую эмоцию получит гость.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Напаханное поле» с барьерами: как Татарстан ищет подходы к бизнесу из Индии

Comment section

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Здравствуйте!

    Хотел бы предложить скомпоновать базу потенциальных клиентов для Вашего бизнеса в формате excel.

    База парcится из интернета, может быть сформирована по отраслям и регионам.

    В базе будут находиться:
    — Email адреса
    — Телефонные номера, в том числе мобильные
    — Название фирм
    — Адрес сайтов и т.п.

    База предназначается для работы Вашего отдела продаж — для отправки предложений т.п.

    Также есть возможность совершить рассылку по собранной базе.

    Обращайтесь по любым вопросам: 7(9 2 5) 47 3— 00 9 6 (WhatsApp)

    С уважением, Дмитрий.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *