Республика внедряет цифровые решения в строительстве — от ГИСОГД до оцифровки инженерных сетей. По словам замглавы Минстроя РТ, после сдачи объектов контроль за их эксплуатацией ослабевает. Выход — единая УК для всех соцобъектов. Опыт международных проектов, таких как цифровая карта Газиантепа или транспортная система Бхубанешвара, показывает, как технологии повышают эффективность городского управления.
Внедрение Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) РТ считается ключевым достижением в сфере цифровизации татарстанской стройки – застройщики, проектанты и органы местной власти начали работать в ней в 2021 году. Система и правда позволяет не просто отслеживать, но и сокращать путь объекта от проектирования до сдачи в эксплуатацию, однако дальнейшая его судьба может быть печальной:
– Сегодня объекты передаются балансодержателям, дальнейшая их судьба уходит от централизованного контроля Минстроя, – выступая на сессии «Цифровизация как новый стандарт: трансформация строительства и инфраструктуры в развитии городов и агломераций» (организована Форумом РЕБУС), сказал замглавы Минстроя РТ Владимир Кудряшев. – Качество эксплуатации сильно зависит от компетенций эксплуатирующей организации.
Решение, по версии Минстроя, – в создании единой управляющей компании, в зону ответственности которой попадут все 3 667 социальных объектов республики.
– Мы предполагаем, что это будет одна управляющая компания для всех социальных объектов с единым IT-решением и для эксплуатирующей организации, и для собственников объекта, с доступом ко всем коммуникациям, – пояснил замминистра.
Главная функция мега-УК будет заключаться в контроле – за минимизацией эксплуатационных издержек при запуске оборудования, корректным функционированием всех жизнеобеспечивающих систем объекта, технологическим обслуживанием оборудования и т.д.
Инженерные сети переведут в цифру
Еще одно крупное IT-решение, которое рассматривается к запуску в Татарстане, – оцифровка инженерной инфраструктуры. По словам Кудряшева, будет создана единая карта сетей с точками подключения для оптимизации работы со всеми участниками строительного процесса.
Идея не нова: подобные карты действуют во многих странах и городах мира, один из них – турецкий Газиантеп. Цифровую карту города запустили в нем в 2014 году. За 10 лет протяженность сетей, информацию о которых содержит карта, выросла с 860 км до 6,3 тыс. км. Сегодня продукт является цифровой копией не только инженерной, но и социальной инфраструктуры города.
– После землетрясения в феврале 2023 года, когда погибло более 3 тысяч жителей города, мы воспользовались возможностями платформы для спасения людей, восстановления зданий и инфраструктуры, – рассказала заместитель мэра столичного муниципалитета Газиантеп Ферай Йылмаз. – Мы также поняли, как ее можно развивать дальше и какие новые мобильные приложения можно в нее встроить.
Важный момент: доступ к карте имеют абсолютно все жители Газиантепа, а не только отраслевые ведомства. Это помогает людям, намеревающимся, к примеру, построить здание, открыть торговую точку или ресторан, оценить все возможности и риски, связанные с наличием или отсутствием инфраструктуры.
Крупным городам Татарстана определенно был бы полезен и опыт Газиантепа в части управления системой водоснабжения: благодаря действующей в муниципалитете SCADA-системе, позволяющей находить места утечки, определять перепады давления в трубах и даже уровень содержания хлора в воде, потери воды в городе сократились на 20%.
Вовлеченность жителей – как средство борьбы с пробками
Настоящий бич больших городов – строительство «человейников», никак не соотнесенное с возможностями инфраструктуры. Как цифровые инструменты позволяют точно спрогнозировать потребность в социальных объектах, на сессии рассказала и.о. директора НИиПИ градостроительства Московской области Надежда Зыкова.
Для Подольска – второго по величине города Подмосковья – институт разработал тепловую карту, позволяющую выявлять зоны с дефицитными социальными объектами, которую затем сравнили с картограммой среднего возраста окружающей жилой застройки. «Неожиданно» была выявлена закономерность: в зонах с возрастной жилой застройкой потребность в соцобъектах, а конкретно в детских садах, была ниже, чем там, где большая часть жилья была не моложе 2010 года. Глобальный же вывод таков: цифровая модель позволяет обеспечить сбалансированное развитие территории от уровня субъекта до каждого квартала и микрорайона.
О важности цифровизации, как инструмента для создания комфортной городской среды, говорила и член Общественной палаты РФ Ольга Павлова. Будучи в прошлом спортсменкой и тренером, упор в своем выступлении она сделала на создание «умной» инфраструктуры для занятия спортом. Эксперт рассказала, как в Амстердаме программное обеспечение позволяет трансформировать игровые площадки, если те недостаточно востребованы детьми, как в Берлине спортивные площадки оснащаются специальными датчиками, позволяющими отслеживать нагрузку на тренажеры и определять срок их замены или ремонта, а также о том, как цифра помогает разрабатывать маршруты для скандинавской ходьбы в Токио. Российский и, в частности, татарстанский опыт, пока не так богат – на всю республику установлено всего семь умных спортивных площадок. Впрочем, исключительно созданием спортивной инфраструктуры использование цифровых технологий в благоустройстве не ограничивается.
– Цифровые среды дают большую возможность людям напрямую влиять на благоустройство, – напомнила Павлова. – Сейчас на платформе gorodsreda.tatar.ru идет онлайн-голосование по выбору объектов, которые будут обновлены в 2026 году. Продолжается реализация программы «Наш двор», важнейшим пунктом которой является участие жителей в проектировании.
Индийским опытом вовлечения граждан через цифровые платформы поделился архитектор, урбанист Раджендра Кумар, рассказавший, как в городе Бхубанешвар с почти миллионным населением внедрили систему интеллектуального транспорта, позволившую сократить пробки на 30%, в том числе из-за 1,6 млн предложений, поступивших от горожан.
Еще один кейс, который представил Кумар и который наверняка мог бы быть интересен Казани, встающей в пробках при любом относительно важном событии, – мобильное приложение, разработанное для паломников крупнейшего религиозного праздника в мире Маха Кумбха Мела. Их число во много раз превышает население городов, где проводится праздник. Этот продукт помогает городским властям избежать коллапса там, где проводятся празднества, – приложение дает информацию об основных мероприятиях, маршрутах движения, средствах размещения, рекомендации по безопасному перемещению, чат для общения с другими паломниками и многое другое.
IQ выше среднего
Подробно на концепции «умного города» в ходе сессии остановился директор Департамента цифрового развития Минстроя РФ Николай Парфентьев.
– «Умный город» – это такой мейнстрим, – выразился он. – Такая концепция есть во многих странах, и содержание у нее от страны к стране разное. В целом по миру более 50 подходов к оценке цифровых направлений развития городов, но для России это прежде всего устранение цифрового неравенства.
По версии российского Минстроя, «умный город» – это проект цифровизации городского хозяйства, в рамках которого отбираются лучшие практики цифровой трансформации в стране. Один из ключевых индикаторов проекта – IQ городов. В 2023 году «средняя температура по больнице» среди более чем 240 российских городов составила 61 балл при 120 максимально возможных.
При том, что среди миллионников традиционно лидерство держит Москва, Казань входит в тройку городов с самым высоким IQ.
В качестве примера эффективных отечественных практик использования искусственного интеллекта Парфентьев приводит два казанских проекта – систему отслеживания состояния дорог и контроля работы коммунальной инфраструктуры (система, в частности, помогла сократить сроки уборки снега зимой на 27%) и систему видеоаналитики для отслеживания перемещений бездомных собак, позволившую снизить число укусов бездомными животными на 30%.
Представитель Минстроя РФ также анонсировал стратегию цифровой трансформации отрасли до 2030 года, согласно которой 90% проектов в сфере градостроительства будут иметь цифровых двойников.
А насколько эффективна работа одной единственной УК? Как чисто технически уследить за таким большим количеством объектов?
Единая карта инженерной сети это идеальное решения для такого огромного города.
Многие миллионники все давно уже под цифрой! Для многих это огромное спасение!
«Приложение дает информацию об основных мероприятиях, маршрутах движения, средствах размещения, рекомендации по безопасному перемещению, чат для общения с другими паломниками и многое другое» — нам такое не поможет, в нём разве что жители будут ругаться из-за перекрытых дорог
Было бы удобно, если бы существовал цифровой двойник города, можно было бы вносить корректировки в жизнедеятельности города сначала в цифровом поле, а только потом в реальную жизнь. И проще было бы,и эффективнее, и быстрее