Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает о вероятности появления в России новой госкорпорации, которая якобы станет одной из крупнейших в мире.
Пару недель назад американское издание The Wall Street Journal сообщило, что руководство России якобы разрабатывает план слияния крупнейших нефтяных компаний с целью создания единого национального нефтегиганта. Утверждалось, что речь идет о трех крупнейших нефтяных компаниях России – «Роснефти», «Лукойле» и «Газпромнефти». При этом подразумевалось, что приоритет якобы будет отдан «Роснефти», под началом которой произойдет слияние. В результате, как отметило издание, будет создана компания, которая станет второй по объему добываемой нефти после саудовской Aramco.
Некоторые российские телеграм-каналы, разгоняя эту новость, договорились до того, что «Роснефть» якобы намерена поглотить также татарстанскую нефтяную компанию «Татнефть», хотя в публикации The Wall Street Journal об этом ничего не говорилось.
Официальные российские власти не стали комментировать публикацию The Wall Street Journal. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ограничился лишь двусмысленной фразой: «Мы видели сообщение». Ранее Кремль утверждал, что ничего не знает о таком объединении. Также отвергли предстоящее объединение представители «Роснефти» и «Лукойла», а в «Газпромнефти» просто отказались это комментировать.
Неоднозначной оказалась реакция экономических экспертов. Критики идеи слияния отмечали, что оно крайне маловероятно, так как, во-первых, слухи об этом «возникают каждые два-три года, начиная как минимум с 2007-го», во-вторых, само слияние экономически неоправданно.
Если отбросить все спекуляции, а также принять во внимание реакцию официальных властей РФ, то очевидно одно: сценарий слияния как минимум не кажется неправдоподобным. Потому что если учесть различные факторы, в том числе геополитические, то объединение трех крупнейших российских нефтяных компаний может показаться не только реалистичным, но и вполне логичным.
Ранее я уже неоднократно высказывался, что СВО и жесткая экономическая блокада России странами Запада подталкивает руководство нашей страны к нетривиальным решениям. Эти решения проводятся поэтапно, в разных сферах финансовой и экономической деятельности, но все они направлены на то, чтобы усилить мобилизационные начала нашего общества, которые необходимы, чтобы противостоять сильному внешнему давлению.
«Нефтянка» является одной из ключевых отраслей, обеспечивающей в нашу страну валютные поступления, а также усиливающей торговые связи с незападным миром, через который идет поток подсанкционных товаров. Иначе говоря, нефтяная отрасль – это один из столпов внешнеэкономической устойчивости России. А если учесть, что именно нефтяной сектор и связанные с ним отрасли являются главным объектом вторичных западных санкций (проблемы с межбанковскими платежами, удары по серому танкерному флоту, попытки заблокировать каналы поставок российской нефти и т.п.), то стремление российского государства объединить и усилить контроль над нефтяной отраслью внутри страны кажется вполне логичным. Поэтому не стоит однозначно отвергать все те мысли, которые выражены в публикации The Wall Street Journal, – это могут быть как намеренные вбросы, так и сливы вполне реалистичных планов, которые диктуются обстоятельствами.
Если посмотреть на процессы, протекающие в российской экономике в определенной исторической перспективе, то мы увидим, что усиление государственного контроля в этой сфере идет давно, но СВО лишь ускорила этот процесс, так как с началом спецоперации российская экономика оказалась в чрезвычайной ситуации. И если попытаться найти определенные аналогии в прошлом, то они явно проявляются в советском опыте.
Представим, что государство приняло решение и объединило крупнейшие российские нефтяные компании в единую госкомпанию. Скорее всего эта компания станет еще одной госкорпорацией, которая будет развиваться под жестким контролем государства. Примерно так, как развиваются сейчас другие госкорпорации – «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», финансовая корпорация ВЭБ.РФ и другие. Все эти структуры не являются коммерческими организациями в классическом понимании. Они действуют на основании особого федерального закона и по факту являются государственными структурами, несмотря на то, что формально госкорпорации отделены от государства.
Одна из главных задач госкорпораций – это способствовать развитию тех отраслей экономики, в которых государство заинтересовано в приоритетном порядке. Причем развитие это должно осуществляться в ускоренном темпе, используя, по сути, не столько рыночные, сколько административные механизмы, которые в последние годы стали напоминать мобилизационные. Та же госкорпорация ВЭБ.РФ, финансирующая основные проекты развития, не является классической банковской структурой. Это финансовый институт, обеспечивающий кредитование различных проектов под низкий процент с учетом конкретных государственных задач. По факту мы имеем в лице госкорпораций еще один экономический контур, который работает вне традиционных рыночных механизмов. И кто сказал, что в России не может возникнуть еще одна госкорпорация, которая будет заниматься добычей и продажей нефти с учетом конкретного интереса государства? В условиях экономической блокады со стороны Запада ничего подобного уже отвергать нельзя, независимо от того, насколько нестандартным может показаться такое решение.
Если попытаться найти аналогии российским госкорпорациям в прошлом, то наиболее близкая из них – это отраслевые министерства, которые существовали в советское время. Нынешняя «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), являющаяся подразделением «Ростеха», – это аналог министерства авиационной промышленности СССР. Госкорпорация ВЭБ.РФ – это что-то вроде Госбанка, то есть финансовой структуры, жестко подконтрольной государству, но не имеющей статуса эмитента валюты (эмитент национальной валюты – Центробанк России, как известно, независимая от государства структура, в большей степени подчиняющаяся МВФ, чем российскому государству). «Росатом» – это аналог Министерства атомной энергетики СССР и т. п. Если будет создана единая нефтяная компания, которая к тому же обретет статус госкорпорации, то она станет аналогом Министерства нефтяной промышленности СССР.
Можно долго спорить о том, эффективно или нет создание крупных отраслевых гигантов типа госкорпораций, контролирующих всю или почти всю отрасль. Ответ на этот вопрос будет относительным, так как понятие «эффективность» в данном случае не имеет универсального значения и определяется исходя из конкретных интересов и задач. Начиная с 1990-х годов одним из критериев эффективности экономики являлся показатель доли частного капитала: чем выше этот показатель, тем более эффективной считалась экономика, но такая оценка соответствовала рыночной парадигме. В нынешних условиях экономической блокады со стороны Запада, когда многие рыночные механизмы перестали работать, стало очевидно, что они неспособны обеспечить полноценную устойчивость российской экономики. А значит, высокая доля неподконтрольного государству частного сектора, особенно крупных компаний, становится окном уязвимости с точки зрения государственных интересов. И отсюда проистекает уже иное понимание экономической эффективности. В таких условиях логично объединять отраслевые активы в рамках единой структуры, чтобы оптимизировать внутреннюю структуру управления и снизить издержки. Да, по многим параметрам это будет монополия. Но нужно понимать, что эта монополия создается не для рыночной среды.
Так что не исключено, что публикация The Wall Street Journal о вероятном слиянии трех крупнейших российских нефтяных компаний – это не просто информационный вброс, а вполне реальный сценарий развития. Если экономика России движется в сторону еще большего усиления государственного контроля, создание единой нефтяной корпорации – логичный шаг.
Дыма без огня не бывает, так обычно говорят в подобных случаях, событие по нынешним временам вполне вероятное, типа новые вызовы, новые решения и все такое
Госкорпорацией меньше или больше, не суть, народу без разницы, лишь жилось получше, посытнее, устал народ от экспериментов над собой, нахлебался он этого под самое горлышко
По мне так совершенно очевидно, что экономика России движется в сторону еще большего усиления государственного контроля, это ясно как Божий день. Какие времена — такие и решения и способы преодоления негативных тенденций.
Нефтянка наша как корова дойная, от нее получаем валютные поступления, а еще через нефть мы получаем все товары, в том числе и санкционные, получается, что отрасль является по факту государствообразующей и контроль со стороны государства будет только усиливаться, разброд и шатание в принципе нельзя допустить, тут без всякого пафоса стоит вопрос выживания страны, так что смысл объединения всех крупнейших нефтяных компаний в единую госкорпорацию вполне себе просматривается, как говорят французы, пуркуа бы и не па? Поживем увидим, что день грядущий нам готовит