Перекрыть параллельный импорт? Куда движется ICL

В советские времена это был крупнейший в стране завод по производству ЭВМ полного цикла, на который работало целое НИИ. Именно здесь был выпущен компьютер для расчета траектории первого полета Гагарина в космос, выпускалась вычислительная техника для ядерного щита страны и производили единственный в мире компьютер с троичной логикой, который нигде больше не делали, – быстрый и компактный для того времени. С 1961 по 1965 год было выпущено 46 таких компьютеров, большинство из них поставлялись в вузы.

В 1991 году СССР перестал существовать, вскоре после этого на базе завода было создано совместное с британской компанией ICL предприятие, ОАО «ICL-КПО ВС» было зарегистрировано в 1994 году. На тот момент британская компания ICL на 80% принадлежала японской компании Fujitsu, по факту Fujitsu вошла в «ICL-КПО ВС» как полноправный партнер. На момент создания совместного предприятия контрольный пакет акций принадлежал сначала правительству Татарстана (51%), позже его выкупила компания Fujitsu.

На 2012 год 51% акций принадлежит компании Fujitsu, но уже в середине 2013 года компания выходит из ОАО «ICL-КПО ВС», контрольный пакет приобретает татарстанское предприятие ООО «Научно-производственное объединение вычислительных систем» (ООО «НПО ВС»). В результате сделки ООО «НПО ВС» выкупило 62,28% акций ICL, остальные доли завода распределены между топ-менеджерами компании.

Рабочий визит министра здравоохранения России Михаила Мурашко в Казань.

Как сообщало на тот момент руководство компании, данная сделка упрощала управление предприятием, а именно согласование инвестиционных проектов, которые до этого утверждались в Токио. Вероятно, в отношения с Fujitsu вмешалась геополитика – на охлаждение отношений могла повлиять многолетняя напряженность между Россией и Японией по вопросу спорных островов.

До середины 2014 года Fujitsu еще была интегрирована в работу ICL и размещала заказы на обслуживание программного обеспечения. Но на первой волне санкций после присоединения Крыма отношения с японской компанией прекратились.

На данный момент группа компаний ICL является частным предприятием, основные владельцы Виктор Дьячков, Александр Дьячков, Евгений Степанов, Татьяна Касаева, Ильдар Вагизов. В группу компаний входят АО «АйСиЭл КПО-ВС», ООО «АйСиЭл Техно», ООО «АйСиЭл Электроникс», а также ряд других юрлиц.

Что сейчас производят в ICL?

13 ноября 2023 года компания в Лаишевском районе открыла новый завод по поверхностному монтажу электронных печатных плат, а также производству компьютерной техники. Сейчас здесь выпускают несколько моделей отечественных ноутбуков, компьютеры, моноблоки, терминалы оплаты для розничных магазинов, устройства предрейсового контроля.

Отдельное направление – производство компьютерного оборудования для медицины. Это моноблоки, устройства для телемедицины – для удаленных населенных пунктов, где нет крупных больниц, оборудование для операционных. В начале 2024 года запустили в продажу бренд ноутбуков OsiO, которые собирают на заводе ICL.

На данный момент компания сконцентрирована на производстве материнских плат для корпоративных клиентов, ведется работа по госзаказам. Среди клиентов министерство труда и социальной защиты РФ, Социальный фонд России, Минцифры Татарстана, крупнейшие банки – Сбербанк, ВТБ и другие коммерческие структуры.

На ноутбуки собственного бренда OsiO пока устанавливают материнские платы зарубежного производства, а также процессоры Intel AMD, которые завозят по параллельному импорту. На данный момент ноутбуки под брендом OsiO имеют вполне конкурентоспособную цену – стоимость начинается от 40 тысяч рублей, самые дорогие модели можно приобрести за 70 тысяч рублей.

У завода нет задачи сделать производство ноутбуков полного цикла, так как это сильно повлияет на стоимость конечного изделия, в то же время это и невозможно, так как процессоров такого уровня отечественного производства на данный момент нет. Но в рамках программы импортозамещения в будущем есть планы устанавливать материнские платы собственного производства на продукцию для розницы.

Ряд уникальных разработок в связи с санкциями оказался просто неприменим. Например, разработка собственной серверной платы на современном процессоре «Байкал С». Это была уникальная разработка для России, процессор был сделан на архитектуре ARM. Но поскольку в России эти процессоры выпускали бесфабричным способом, размещая заказы на мощностях тайваньской фирмы TSMC, с 2022 года производить процессоры «Байкал» нет возможности. Аналогичная история с процессорами «Эльбрус». Но компетенции, которые были приобретены в разработке этих серверных плат, используются при производстве других изделий.

Кадровый голод и проблемы конкуренции

Поскольку радиоэлектронная отрасль в последние годы испытывает кадровый голод, инженеров-технологов для этого направления заводу пришлось переманивать из других регионов. Завод столкнулся с тем, что нужных для этой отрасли специалистов перестали выпускать чуть более 10 лет назад. Поэтому на базе компании планируется создание учебного центра. Кадров настолько не хватает, что сейчас на заводе все еще работает ведущий технолог, который трудился еще на советском заводе.

Также в планах завода привлекать специалистов из Китая, где производят 90-95% компонентов для материнских плат. За счет развития технологий сборки в России Китай планирует расширить рынок сбыта.

Выпущенная на заводе материнская плата по себестоимости получается на 30% дороже, чем полностью китайский аналог. Но потребитель этого практически не заметит, так как в конечной стоимости будут отсутствовать таможенные пошлины, плюс логистика по доставке внутри страны проще, чем при импорте.

К тому же производители вычислительной техники отправили в Минцифры предложение о запрете параллельного импорта готовой продукции – ноутбуков, смартфонов и прочей техники. Предложение поступило от консорциума «Вычислительная техника», партнером которого является в числе прочих разработчиков «ICL Техно».

Пока предложение находится на рассмотрении. Если оно будет даже частично принято, это искусственно ограничит конкуренцию и в итоге может сказаться на потребителе не в лучшую сторону. Возможно, к этому предложению не стоит относиться всерьез, так как отечественные компании на данный момент полностью потребности рынка не закрывают.

Как устроено производство материнских плат на заводе ICL

Производство материнских плат максимально автоматизировано – все начинается с изготовления пустой печатной платы с контактными площадками. Оператор загружает ее в магазин, и на этом заканчивается ручной труд. Дальше загрузчик автоматически сам подает печатную плату и производит необходимые действия в соответствии с технологической инструкцией.

Контроль качества так же автоматизирован – робот проверяет качество пайки, а также контролирует, установлены ли все компоненты. При обнаружении ошибки подается сигнал и выполняется проверка вручную. Также вручную производится функциональное тестирование.

За одну восьмичасовую смену выпускается 180-200 готовых материнских плат, в ближайшее время завод планирует довести этот показатель до 300 материнских плат за смену. Для того, чтобы выйти на плановую производственную мощность по выпуску материнских плат, планируется запустить еще минимум две технологических линии – помещения завода позволяют это сделать.

Закрывает ли завод потребности рынка в производстве материнских плат?

Строительство нового завода выполнялось по программе господдержки в рамках курса на импортозамещение. Появление производства такого уровня в России стало последствием санкций, а также требований к госструктурам использовать софт и технику отечественного производства.

Здание нового завода было построено за полгода, еще столько же понадобилось для подведения всей необходимой инфраструктуры. Около 900 млн рублей было вложено в здание завода, так как оно построено с учетом всех технологических особенностей производства – система управления климатом, большие окна, поддержание уровня влажности, который очень важен при производстве радиоэлектронных изделий. Еще около 800 млн рублей было вложено в оборудование, которое закупалось по специальным кредитам с господдержкой от 1% на первые три года до 3% на последующие два года.

Объем рынка материнских плат в России сегодня – около 12 миллионов изделий в год. Завод ICL планирует выпускать 1 миллион материнских плат, то есть закрывать чуть более 8% потребности отечественного рынка.

На начало 2024 года в производстве материнских плат было занято около 200 человек, с 13 декабря 2023 года меньше чем за месяц было произведено 17 663 изделия, что пока в пять раз ниже заявленной проектной мощности. На плановую мощность 1 миллион материнских плат завод выйдет после установки дополнительных линий производства. При этом потребности рынка позволяют расти и дальше, так как включают не только коммерческие структуры, но и розничный сегмент компьютерной техники.


Оборудование – европейское, покрытие – китайское: Центральный стадион Казани отремонтируют за миллиард

Comment section

7 КОММЕНТАРИЕВ
  1. В советские времена завод был реальным флагманом отрасли, слава и гордость

  2. Удивительно, что вообще этот завод существует, я грешным делом думал, что там все помещения и цеха под офисы сданы, ну что же, приятное такое известие, завод жив и слава Богу

  3. Подружка там работает, говорит, что у них там все стерильно, в костюмах работают как космонавты, прикольно так, необычно

  4. Fujitsu получала большой объём услуг от группы компаний ICL, как минимум, вплоть до 2022 года включительно. Откуда заблуждение про окончание взаимодействия в 2014 году?

  5. Если раскрыть все карты этой компании, не так уж и все радужно. Как описывается в статье собственный ноутбук бренда OsiO, это всего лишь китайский ноутбук который изготовлен для icl,(пример автомобиль москвич- это китайский jac) который доставляется уже в Россию в собранном виде, но везде публикуется как будто это Российская сборка. Те же самые материнские платы которые якобы печатаются на заводе, не совсем правда, я бы сказал как бы допечатываются, до устанавливаются не достающийся компоненты. Так что этот завод без Китая не проживет ни дня. Собственных разработок и производство так такого и нет.

  6. Зачем разглашать государственный тайну! Где и чего выпускают, зачем враги должны знать?

  7. Столько ВУЗов в Казани, в том числе технических, а спецов нет… кого тогда выпускают?

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *