Зовут троечников и подростков: Татарстан ищет способы привлечь молодежь на стройки

Фото: https://gossov.tatarstan.ru

В республике настаивают на том, что подростки с 16-17 лет должны иметь возможность работать на опасных производствах, в том числе в строительной отрасли. Сейчас выпускники колледжей теряют год до совершеннолетия и «человек может пойти куда угодно», сетуют депутаты Госсовета РТ. Также они призвали вернуть распределение по предприятиям, как это было в СССР.

Согласно прогнозу потребности экономики Татарстана в подготовке кадров, республике в 2025-2031 годах понадобится 18,2 тысячи работников в строительной отрасли. Об этом рассказал замглавы регионального Минстроя Ильшат Гимаев на заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию, которое прошло в Казанском строительном колледже.

По словам чиновника, в системе среднего профессионального образования необходимо будет выпустить 10 тысяч человек, а по специальностям высшего образования — 2,7 тысячи человек. Кроме того, 5 тысяч человек необходимо будет подготовить как специалистов среднего звена, рассказал Гимаев.

Он добавил, что востребованы специалисты по строительству и эксплуатации зданий и сооружений, теплоснабжению и теплотехническому оборудованию, строительству и эксплуатации инженерных сооружений. Также требуются столяры, плотники, специалисты по монтажу и эксплуатации оборудования и систем газоснабжения.

Фото: https://gossov.tatarstan.ru

«Уходят в армию, а потом тяжело их вернуть»

Начальник управления профессионального образования Минобрнауки РТ Андрей Федоров заметил, что сейчас учащиеся колледжей выпускаются в возрасте 17 лет и «их на многие производства просто не поставишь». По его словам, «неоднократно поднимается вопрос о снижении возможностей по классу опасности, чтобы можно было привлечь» подростков с 16-17 лет. Сейчас же, согласно федеральному законодательству, несовершеннолетние не допускаются на вредные и опасные производства.

Кроме того, по словам чиновника, выпускников колледжей забирают в армию.

— Контингент образовательных учреждений строительной отрасли в основном парни — 70%. Очень остро стоит вопрос, что после окончания учебного заведения они уходят в армию, а потом достаточно тяжело бывает их вернуть, так скажем, в сферу, в которой они заканчивают получать образование, — подчеркнул Федоров.

Директор казанского строительного колледжа Александр Проснев подтвердил, что «выпускники устраиваются не по профессии». Во время обучения в возрасте 15-16 лет их не берут на производственную практику.

https://gossov.tatarstan.ru

— Во время обучения они под нашим присмотром, так скажем, втянуты в процесс. А кто будет с ними заниматься, когда уйдут? Тут еще и проблема призыва в военкоматы — получается провал. Сейчас вопрос подвешен. Как они будут дальше трудоустраиваться, пока неясно. Дополнительно студенты получают рабочие профессии каменщика, штукатура, плиточника, облицовщика. Более 60% выпускников устраиваются по специальности в первый год выпуска. Как и говорили, что часть уходит в армию, потому что у нас по гендерному признаку 70% мальчиков, здесь у нас тоже получается только 60% трудоустройства, — подсчитал директор.

«Кто куда, только не на стройку»

Председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Андрей Егоров рассказал, что такой дефицит кадров был ожидаемым. По его словам, «раньше люди получали высшее образование, хотели быть юристами, экономистами, кем угодно, лишь бы не первоклассными каменщиками, сварщиками».

Он отметил, что выпускники в 17 лет теряют целый год до совершеннолетия и «человек может пойти куда угодно». Егоров добавил, что на вопрос, куда уходят специалисты, коллеги шутят: «Кто куда, только не на стройку».

Фото: https://gossov.tatarstan.ru

«Если вернуться на 40 лет назад…»

— Действительно, сегодня есть проблемы по квалифицированным сотрудникам на предприятии. Государство вкладывает деньги в учащихся, чтобы готовить специалистов, но есть проблема — он выходит и не доходит до работодателя, где-то теряется. Мы над этим вопросом работаем. Если вернуться на 40 лет назад, то по учебным заведениям четко было расписано, куда каждый выпускник учебного заведения должен идти на предприятие, — рассказал Егоров.

Он считает, что «нужно сегодня то же самое сделать», чтобы выпускник был гарантированно трудоустроен.

— То есть он выходит за дверь с дипломом и тут же оказывается в отделе кадров предприятия. Такая цепочка должна быть, — подчеркнул глава комитета.

При этом он пожаловался, что «не все выпускники хотят идти работать на производство».

Напомним, в 2023 году Госсовет Татарстана готовил изменения в Трудовой кодекс РФ, которые разрешают работу подростков с 16 лет на вредных и опасных производствах. Речь идет о том, чтобы учащиеся могли там проходить практику, а после устраиваться на работу, если закончили колледж до того, как им исполнилось 18 лет. Инициативу планировали направить в Госдуму, но ее рассмотрение в Госсовете было отложено. Критики этого документа увидели угрозу для  здоровья подростков.

Пока этот проект в стенах Госсовета больше не рассматривался. Однако Андрей Егоров заметил, что «вопрос двигается». Он выразил надежду, что в этом году вопрос невозможности проходить практику на опасных производствах «будет снят».

Депутат Госсовета РТ Азат Хамаев отметил, что по некоторым строительным специальностям доля последующего трудоустройства составляет 37% и даже 10%, а «идей по улучшению нет». Сам он предложил принимать учащихся таким образом, чтобы они заканчивали учебу в 18 лет.

Фото: https://gossov.tatarstan.ru

Андрей Федоров в свою очередь предложил повысить заинтересованность учащихся «путем заключения целевых договоров» (организация оплачивает обучение студента, а после выпуска он должен отработать от трех до пяти лет). Спикер подчеркнул, что «в сфере среднего профессионального образования целевое не очень популярно», так как «преимущество при поступлении оно не дает, только накладывает обязательства».

— Часть времени, которая отводится образовательному процессу, проводить либо на предприятиях, либо в мастерских, которые созданы в образовательных учреждениях. Так, студенты на первом курсе 80% учатся, 20% работают, а к последнему курсу они уже фактически основную часть времени проводят в рабочем режиме, заканчивая свой образовательный процесс. Очень важно, чтобы предприятия реально участвовали в жизни образовательных учреждений, — указал Федоров.

На рабочие специальности ждут троечников

Чиновник предложил, чтобы работодатели поддерживали молодых специалистов и участвовали в программе ипотечного кредитования. Например, закрывать часть арендной платы своим будущим работникам или закрывать кредитный долг.

Фото: https://gossov.tatarstan.ru

Также Андрей Федоров обратил внимание, что в Татарстане в колледже средний балл поступления составляет 4,56. Но проблема в том, что дети, которые реально нацелены пойти на рабочие места, имеют зачастую невысокий средний балл, поэтому они оказываются за порогом.

— Или квоты отдельные создать, как это в высшем образовании,  либо без конкурса аттестатов брать, но именно в те отрасли, куда условные троечники могут поступать на рабочие специальности, — предложил спикер.

Андрей Егоров отметил, что учащихся не по целевому обучению «не заставить пойти куда-то работать». Каждый год «60-70% выпускников уходит в никуда».

— Учитывая нехватку кадров, особенно в рабочих профессиях, необходимо продолжить работу по долгосрочному планированию и построению системы подготовки кадров с учетом потребностей отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы знать, какие специальности сегодня востребованы в отрасли, — подытожил заместитель министра строительства Ильшат Гимаев.

Информацию Минстроя РТ члены парламентского комитета приняли к сведению.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Набрали долгов под бешеный процент»: жители Татарстана просрочили платежи за ипотеку на 2,7 млрд

Comment section

6 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Вот с этим я согласен, что надо возвращать распределения после окончания вузов и техникумов. Тогда перестанет идти молодёжь куда попало учиться или где конкурс меньше, только ради диплома

  2. Я считаю, что на опасные работы, такие как рабочие на высотках, должны работать более зрелые люди, в 17 лет ещё у некоторых ветер в голове гуляет, ну или хотя бы допускать не всех, а проводя какие то тесты, психологические консультации, чтобы понимать насколько подросток готов к серьёзной работе

  3. Если они прошли обучение, то почему бы и не разрешить им работать на стройках! Людей не хватает, просто прорабам надо уделять больше внимания технике безопасности! Многие с 14 лет ребята уже подрабатывают

  4. Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Извините, что пишу здесь, больше негде.

    Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. 🙁 От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.

    Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!

    Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)

    Заранее Вам большое человеческое спасибо.

  5. Смогут ли 16-17 летние ребята верно оценить риски для своего здоровья. Есть ли у них столько физ здоровья? Как правило на строй площадках кроме каски из техники безопасности ничего нет. Да и по закону до 18 лет рабочий день должен дать ограничен.

  6. Я конечно не против всего этого, но без опыта не стоит их привлекать на такие опасные работы, какими они не были дети ещё. Нужно учитывать возраст и опыт. Необходимо категории или разряды создать для повышения квалификации, а так же было бы хорошо , если ещё им выдавали бы квартиры как во время СССР.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *