Владимир Аносов: «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

Президент региональной общественной организации содействия культуре и искусству «Центр сценических практик» в интервью KazanFirst

Елена Орешина, Казань

Владимир Аносов — известная и неординарная личность. Он был консультантом по пластике и постановщиком трюков мюзикла «Метро», режиссером по пластике рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда», занимался подготовкой номеров проекта «Звёзды в цирке». Недавно мастер приезжал в Татарстан, чтобы вести мастер-классы на фестивале работающей молодежи «Наше время», гала-концерт которого состоится 1 ноября в «Пирамиде». В интервью KazanFirst он порассуждал о нынешнем состоянии эстрады и переоценке жизненных ценностей россиян, а также о выявлении и управлении талантами.

— Жалко смотреть, во что сегодня превращается российская эстрада. Конечно, можно встретить отдельные интересные номера, но чтобы они складывались в цельный эстрадный концерт, пестрый, с разными жанрами вокала, танцев, конферанса – этого практически нет. И очень печально, что мы остаемся без подобных проявлений искусства.

Эти преобразования начались в 90-е годы прошлого века. Многие жанры начали уходить вместе с поколением, а новые поглотили сцену. Например, стало очень много КВНа. Эстрада же несла в себе множество форм. Среди них были и критические, и сатирические. Но все это шло от желания сделать мир лучше, не поиздеваться над чем-то, а обратить на это внимание. Сегодня этот подход несколько исказился. Присутствует стеб, но нет морали.

Изменились сами люди. Раньше во время праздников, особенно масштабных, люди пели. Они не стеснялись это делать и пели от души. Без этого нельзя было представить и семейные посиделки. Сейчас этого практически нет, мало кто поет в семьях. Про всероссийские праздники я и не говорю.

Владимир Аносов:  «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

Люди не поют и не танцуют сами, они смотрят, как это делает кто-то за них, на телеэкране. Творческая природа существует в каждом человеке. А когда она воплощается только в телевизоре, а люди не самовыражаются, уходит то, что было в предыдущих поколениях. Может, с точки зрения академического искусства не правильное, но самобытное. То, что эта самобытность важна, можно проследить в творчестве классиков. Многие классики брали музыку или мотивы у народа. Вообще все темы и идеи в академическую культуру, по сути, всегда приходили от простых людей.

— Что необходимо, чтобы сохранять эту самобытность?

— Чтобы эта самобытность не умирала, нужны мероприятия, которые ее возрождают. Например, творческие фестивали. В Татарстане есть два прекрасных примера – «Созвездие» и фестиваль работающей молодежи «Наше время». Они способствуют развитию разных форм эстрадного творчества, проявлению творческого потенциала и сохранению самобытности, самовыражению. Это меня очень притягивает. Благодаря этим фестивалям появляется какая-то жизнь.

Уже давно бродила идея фестивального движения, которое стало бы проводником творческих потребностей населения. Генеральный продюсер вышеназванных фестивалей Дмитрий Туманов смог создать такой проводник и мне это очень нравится. Я давно работаю с «Созвездием», второй год работаю с «Наше время». И я вижу, с каким восторгом и радостью дети и молодежь занимаются творчеством, как раскрывается их потенциал.

Фестивали помогают сохранить традиции. Дети и молодежь выбирают для исполнения не только современные песни и танцы. Они с удовольствием поют то, что пели наши родители, бабушки и дедушки. Причем не только поют, но и пытаются понять – о чем эти произведения, как их лучше исполнять. Это огромный плюс, потому что без сохранения традиций невозможно движение вперед.

Владимир Аносов:  «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

— Вы много говорили про эстраду. Но у нынешнего поколения это слово ассоциируется с прошлым. Да и нет особого понимания, что такое эстрада, что в ней должно быть. Есть КВН, есть Comedy Club, попса, но что такое эстрада…

— Раньше эстрадный концерт был настолько широк, что люди разного уровня, в том числе и интеллектуального, на этих концертах могли найти для себя что-то стоящее, интересное. Очень часто эстрадные концерты могли начинаться с патетических номеров, классического балета или вокала. Простые люди могли не сразу это воспринять, но ощущение торжественности все равно присутствовало. Они приобщались к высокой культуре. И пусть после этого они ждали, например, частушки, но свое влияние высокая культура на них оказывала.

Эстрадный концерт обязательно был цельным продуктом. Там было единое оформление, тема, идея. Сегодня  я часто замечаю моменты, например,на 9 мая, что современные ребята – участники танцевальных коллективов, не понимают, о чем песня, под которую они танцуют, и начинают использовать ее как музыкально-песенный материал для неких танцевальных комбинаций. И таких примеров много. Музыка и песня — это не просто  материал, под который можно подвигаться, не фон. Музыка и движения должны подчиняться единой идее.

— То есть музыка и танец должны составлять цельную историю?

— Конечно. Обязательно необходимо высказывание, особенно если говорить об эстраде. Эстрадный номер отличается от концертного. Она, в хорошем смысле, тяготеет к более легким жанрам. Эстрада несет в себе развлекательный характер, но обязательно развлекая надо воспитывать людей. Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады. Играясь, делая веселые оценки каких-то неудач с целью, чтобы посмеявшись над этим, потом задуматься и исправить или не посчитать это неудачей. В эстрадных номерах должна быть мораль.

Владимир Аносов:  «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

— Вы даете на фестивалях мастер-классы, много общаетесь с участниками. На ваш взгляд, что «Наше время» дает молодежи?

— У них появляется возможность заниматься самовыражением, развиваться. Многие перебарывают страх и скованность перед сценой. Когда они побороли этот страх, им уже легче находиться в коллективе, в обществе. Работая над одним номером, они сплачиваются – а это оказывает общий положительный эффект на работу предприятия.

— Что вы даете на своих мастер-классах?

— Я объясняю, что такое лаконичное выражение мыслей. Что мешает выразить задуманную идею, какие есть инструменты для достижения поставленной цели. Участники конкурса – производственники. Они знают, что свою работу они могут выполнять определенным инструментом. Моя задача — рассказать, какие инструменты помогают работать артисту на сцене, технологию их использования, как они согласуются друг с другом, с какими проблемами можно столкнуться.

Например, люди не всегда знают, какую роль может играть ракурс в зеркале сцены. Они используют повороты и другие движения как элемент танца. А какое влияние это оказывает на зрителя, и с какой стороны лучше показать движение, чтобы оно стало носителем той мысли, которую они хотят выразить – они не знают. Я даю это понимание.

Владимир Аносов:  «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

— Есть ли в России аналоги подобных мероприятий?

— Я уже давно не встречал мероприятий такого же масштаба как «Созвездие» и «Наше время». Фестивали очень четко организованы. Внутренняя культура всех ориентирует так, что у фестиваля есть точный адрес и точная идея, что это нужно республике и не только. Если говорить еще более глубокие вещи, то это не только развлечение и конкурс. Это создание серьезных связей с уходящим и приходящим. Сегодняшние мы являемся посредниками, которые связывают прошлое с будущим. В прошлом были найдены свои ценности, и они долгое время сохранялись. Будет ли наше поколение сохранять то, что они сохраняли? Находим ли мы свою ценность, чтобы сохранить что-то для будущего поколения? Фестивали помогают ответить на эти вопросы, благодаря им возникают внутренние исторические связи.

— То есть потребность в подобных мероприятиях есть, причем не только в Татарстане, но и по всей России?

— Да, огромная. У людей есть потребность в искренности культуры, культура должна не заигрывать с ними, а являться ориентиром.

— Чего не хватает фестивалю «Наше время»?

— Я думаю, более серьезного внимания, более серьезной помощи. Если говорить о фестивале работающей молодежи, у руководителей предприятий пока нет понимания, какая выгодная для производства сила кроется в такого рода мероприятиях. Людей объединяет не только зарплата. Понятие «коллектив» — дело не случайное.

Человек не просто рабочий человеко-час — это ЧЕЛОВЕК. И связей между людьми – огромное количество. Я думаю, умный предприниматель понимает, где кроется истинная энергия его производства. В людях.

Владимир Аносов:  «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

— Тогда, если не хватает внимания к фестивалю и понимания, что такие мероприятия нужны – как это донести до власти и руководителей предприятий?

— Возможно, такая ситуация сложилась потому, что фестиваль идет только второй год и в республике еще не успели оценить эффект от него. Действительно надо найти форму, как донести это до руководителей. Какую, не знаю. Важно помнить, что они тоже люди, причем воспитанные сложными жизненными условиями, через которые прошла вся страна. По большому счету люди начинают задумываться о культуре, когда поднимаются над уровнем выживания. Когда начинают задумываться, зачем мы живем, когда понимают, сколько и чего им необходимо из материальных структур для нормальной жизни  и что все накопленное не заберешь с собой – только в этом случае сознание человека начинает работать в сторону культуры, ее развития и сохранения.

— Вы говорили про творчество, самовыражение, таланты детей и молодежи. Какие существуют механизмы по выявлению талантов? Причем талантов не только в сфере культуры, а, например, и в сфере производства?

— Это большой и сложный вопрос. Раньше было очень много кружков, которые в наше время были бесплатны. Ты мог заниматься авиамоделированием, если тебе не понравилось – ты тут же мог перейти куда угодно, хоть в бокс, хоть в игру на баяне. Эта свобода перемещения была эффективна. Конечно, с точки планирования воспитательного процесса внутри учебного заведения это несколько неудобно. Но то, что у детей были огромные возможности себя где-то проявить или попробовать – неоспоримо. Также, как и то, что это давало положительный эффект. Для того чтобы выявить талант, необходимо создать как можно больше площадок для его проявления. Ребенок может быть талантлив, но если  он сидит дома – почти наверняка об этом никто и никогда не узнает. У нас были эти возможности.

Сейчас этого нет. Проявление таланта сложнее. Я не говорю, что надо возвращаться к старой школе. Я думаю для выявления талантов необходимо создать новые условия с учетом прошлого опыта.

Владимир Аносов:  «Как детей воспитывают в игровой форме, так и взрослых можно воспитывать при помощи эстрады»

—  Возможно ли управлять талантами и почему?

— Я считаю, что нет. Талант, мне кажется, это определенная данность. Раз он себя как-то проявляет, значит, у него есть ориентир. Дальше он с помощью этого ориентира попадает в творческий поток, у которого уже есть направление, как у реки. Переустройство направлений рек, которые должны течь вперед вспять -процесс трудоемкий и бессмысленный. Талант можно направлять и воспитывать. Но ни в коей мере не управлять. Это грубая форма воспитания, которая может перейти в дрессуру. Таково мое субъективное мнение.

Фото: Рамис Назмиев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
32
Все это замечательно. Люди конечно же должны демонстрировать свои таланты, развивать культуру. Но с советских времен повелось, пока кто-то это делает, остальные на прозводстве вкалывают за себя и за «того парня». Почему? Никто не хочет работать, все хотят праздновать за чужой счет. Сколько можно?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite