Вайет Форд переехал в Казань из США четыре года назад. За это время он успел поработать преподавателем английского языка, был заместителем главного редактора в единственной англоязычной газете Казани и узнал все о ведении бизнеса и привлечении инвестиций в Татарстан, благодаря чему получил работу в Агентстве инвестиционного развития республики. В интервью KazanFirst он рассказал про особенности национальной культуры, преимуществах Татарстана перед другими регионами России, о своей работе в российской компании Product-test
— Где вы учились и работали в Америке?
— Я бакалавр гуманитарных наук, учился в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Изучал историю и экономику. После окончания университета я решил попробовать пожить в России.
— Почему в России?
— Сложно объяснить, почему, но это, наверно, судьба. В Нью-Йорке у меня был одноклассник, который родился в Москве и переехал в Америку в 12 лет. На втором курсе он пригласил меня на новогодние каникулы в Россию, и я с радостью согласился.
Мои первые впечатления о стране сложились именно тогда. Мне здесь очень понравилось. Говорят, умом Россию не понять. Мне кажется, нельзя понять умом, почему я хотел сюда приехать. В России мне понравилась богатая культура, которая значительно отличается от американской.
— Когда и как вы начали изучать русский язык?
— По возвращении, я начал изучать русский язык у себя, в Колумбийском университете. Затем снова приехал в Россию и два месяца изучал язык в МГУ.
— Почему вы решили приехать в Казань, а не остановились на Москве?
— Я всю жизнь прожил в Нью-Йорке. В России я сначала пожил в Москве, но мне хотелось пожить в более уютном, компактном городе.
О Казани и Татарстане я узнал у Алмаза Аюпова, когда учился с ним в Колумбийском университете. Я решил посетить город – и мне тут очень понравилось! Изначально я хотел пожить в Казани год-два и потом переехать в Москву, но начав тут жить, уехать уже не смог. В Татарстане действительно есть динамика: Казань энергично строится и развивается.
— Как долго вы живете в Казани?
— Уже более четырех лет.
— Как вы нашли здесь работу?
— Первая идея, которая меня посетила – преподавать здесь английский язык. В Америке я специально занимался на курсах по подготовке преподавателей английского языка и получил сертификат CELTA Кембриджского университета, затем, устроился в Казани в языковую школу преподавателем. Одновременно, в 2010 году, в Казани была создана газета на английском языке The Kazan Herald. Там я был заместителем главного редактора.
— Это была работа или хобби?
— Проект держался на чистом энтузиазме, в газете не было зарплаты, так что скорее хобби. Иногда мы размещали рекламу, которая оплачивала расходы на выпуск газеты. Через год в газете работали уже десять студентов.
— Как вам удавалось привлекать авторов в газету?
— Когда иностранные студенты приезжают в Россию, они кипят энергией, хотят что-то делать, и для них The Kazan Herald была хорошей школой. Мы брали студентов, они писали тексты для газеты и развивались сами.
— Вы долго занимались этим проектом?
— Почти два года. У нас была идея развивать газету – привлечь инвестиции и развивать бизнес. Но во время подготовки бизнес-плана стало очевидно, что независимая англоязычная газета в Татарстане – нерентабельный бизнес, так как целевая аудитория очень маленькая.
— Как вы оказались в проекте Product-test?
— Как объяснил в своем интервью KazanFirst Алмаз, в начале 2012 года мы решили создать интернет ресурс для потребителей России, на котором они могли бы сравнивать товары по результатами независимых тестов. К нам присоединился еще один партнер, Евгений Бычков, top-менеджер Adwatch Isobar – ведущего digital-агентства в России. K декабрю, на голом энтузиазме, нам удалось собрать вокруг проекта более 20 сильных экспертов в потребительских товарах: авторов пишущих об электронике в известных федеральных изданиях, технологов, кандидатов и докторов наук. Специалисты быстро понимали идею и социальный потенциал проекта, и практически никто не отказывался принимать участия.
За сильной командой потянулись и инвесторы. В конце 2012 года мы привлекли посевную инвестицию от пяти инвесторов, одним из которых стал бизнес-ангел Игорь Рябенький. Так и появился Product-test.ru – первый российский сайт по тестированию и экспертной оценке товаров массового потребления.
— Какая задача сейчас стоит перед вами как перед директором по развитию бизнеса Product-test?
— Как у одного из основателей, главная задача, стоящая передо мной – развивать полезный для потребителей ресурс, который сможет им помочь правильно выбрать товар. Моя основная функция в этом году, это привлечение первого раунда инвестиций в проект к концу этого года. Так же я вовлечен в переговоры с потенциальными партнерами: интернет магазинами. Мы не работаем с производителями и берем тестовые экземпляры только у продавцов, СМИ, международных потребительских организаций и экспертов, работающих у них.
— Где вы планируете найти инвесторов и какая сумма вам необходима?
— Мы уже сейчас чувствуем большой инвесторский интерес, и нам предстоит крепко подумать, прежде чем определиться с инвестором. Мы ищем инвестиции везде, в том числе и в Татарстане – например, недавно принимали участие в Казанской венчурной ярмарке. Планируем привлечь около $1млн. Помимо финансовых условий, для нас крайне важно, чтобы инвесторы разделяли философию проекта – полная независимость и прозрачность тестов. Возможно, на расстоянии это не очевидно – но репутация и объективность – это в нашем деле все.
— Как вы получили работу в Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстана?
– В The Kazan Herald я писал статьи о татарстанском бизнесе и неплохо в нем разбирался. Я несколько раз брал интервью у руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Линара Якупова, освещал мероприятия АИР. В конце 2012 он предложил мне заниматься продвижением иностранных инвестиций в Татарстане. Я принял это предложение.
— С какими странами наиболее плотно работает АИР?
— АИР работает со всеми инвесторами, которые заинтересованы в Татарстане. В то же время, есть три приоритетных направления – это Юго-Восточная Азия, Средний Восток и Европа.
— Почему инвесторы приходят в Россию и Татарстан?
— Один из основных видов прямых иностранных инвестиций – это инвестиции, которые приходят в поисках рынка сбыта (market-seeking FDI). При входе на рынок, компании должны выбрать регион размещения. Татарстан в этом плане очень конкурентоспособен, потому что здесь ощущается поддержка на всех уровнях, начиная от президента республики [Рустама Минниханова]. Татарстан очень хорошо работает на созданных инвестиционных площадках, здесь выстроена грамотная работа с инвесторами – это подтверждает и факт создания в республике АИР в 2011 году.
Еще одно большое преимущество региона – инфраструктура в Татарстане она намного лучше, чем в других регионах, и постоянно развивается.
— Какие проблемы затрудняют приход инвесторов в регионы России?
— Инфраструктура и кадры. По данным Всемирного Банка, главная проблема ведения бизнеса в России — это сложность подключения к электросетям. Также международные компании часто ощущают нехватку квалифицированных специалистов.
— Чего Татарстану не хватает для динамичного развития?
— В Татарстане была проделана огромная работа по созданию инвестиционных площадок, но их все равно могло быть больше. В республике необходимо продолжать работу по подготовке кадров. Сейчас есть тенденция, что компании, которые находятся в Москве, начинают переезжать в регионы, потому что здесь затраты гораздо ниже, чем в столице. Чтобы эта тенденция продолжалась, надо проводить большую работу по кадрам.
— Как долго вы работали в АИР и почему решили оттуда уйти?
— В АИР я проработал полтора года. Я очень доволен своей работой там, жаль, что пришлось уйти. Но Product-test.ru перешел на такой этап, на котором требуется мое постоянное присутствие. Мы уже протестировали более 600 товаров, создали полезный потребительский портал, где любой посетитель может ознакомиться с результатами лабораторных тестов товаров, которые он потребляет.
— Вы планируете остаться жить в Казани?
— В ближайшие годы я планирую жить в Казани, а там посмотрим.
— Насколько привлекательны Россия и Татарстан для иностранцев?
— Количество иностранцев, живущих здесь, постоянно растет. Казань всегда была привлекательной для иностранных студентов, ведь стоимость обучения в казанских вузах гораздо ниже, чем в московских. Теперь же в Татарстан стали приезжать все больше и больше иностранцев, чтобы жить и работать здесь.
— Что мешает иностранцам оставаться в Казани на длительный срок?
— Если иностранные специалисты приезжают сюда с семьями, нет школ, в которых могли бы учиться их дети. Это серьезный барьер для переезда в Казань. Потому что если нет англоязычной школы, ребенок не сможет получать образование на родном языке.
— С какими сложностями вы столкнулись, когда переехали в Россию?
— Есть много тонкостей в языке и культуре, которые очень долго и сложно воспринимаются. Наверно до сих пор случаются курьезы, когда люди считают, что я грубый или некультурный – из-за деталей. Взять хотя бы тот принцип, что в России не принято ходить по дому в обуви, даже если она чистая. Первое время мне это было в новинку, но я уже привык, и даже когда нахожусь в Америке, я всегда снимаю обувь дома.
Есть также культурные тонкости. Например, когда я рассчитываюсь в такси, я всегда хочу отдать деньги в руки. Но вечером и ночью некоторые водители не хотят брать деньги в руки, потому что это плохая примета, и приходиться в темноте искать ровную поверхность в машине, на которую можно положить деньги!
— Вы сказали, что после поездки в Москву начали изучать русский язык. Не собираетесь изучать татарский?
— Мин бер аз татарча сили белем! Я более-менее понимаю разговорный татарский, но планирую изучить его более серьезно.
— В каких еще городах России и Татарстана вы бывали?
– В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Даже пару раз ездил в походы в Карелию. Мне очень понравилось: там великолепная природа!
В Татарстане я бывал в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Чистополе, Альметьевске. Ездил в Болгар, правда, еще до реконструкции Белой мечети.
Елена Орешина
Фото: Роман Хасаев
Comment section