«Душа татарского народа». Почему курай до сих пор не считается национальным музыкальным инструментом, объясняет мастер и учитель музыки Рафаэль Гайзетдинов

Несмотря на древнейшее происхождение музыкального инструмента курай и его общее распространение среди 120 народов мира, культура игры на нём в Татарстане активно развивается только в последние 20 лет
Культура 13:47 / 22 февраля 2017
5

Беседовала Дария Ярхамова

Книги и сайты, посвященные национальным музыкальным инструментам, относят курай к татарской культуре. С этим сегодня никто не спорит. Например, мы знаем о башкирском курае, но у татарского — непростая судьба. По словам 67-летнего мастера и учителя игры на нем Рафаэля Гайзетдинова, татарский народ в этой части лишен исторической справедливости. Когда в 60-х годах в Советском Союзе создавался реестр национальных музыкальных инструментов, татарам директивно записали гармошку-тальянку, башкирам — курай, тувинцам — кубыз и так далее. Однако тальянка — это привнесенный инструмент, родина которого в Европе, среди итальянцев и немцев. Татарского же курая до сих пор нет в реестре…

— Почему вы начали заниматься таким музыкальным инструментом?

— Я по образованию «народник» — заканчивал музыкальное училище имени Салиха Сайдашева в Нижнекамске по специальности «народные музыкальные инструменты». Всю жизнь учил детей играть на баяне. Когда переехал в Казань, то на баян начали меньше обращать внимания. Интересы к музыкальным инструментам начали меняться.

Честно говоря, сначала на курай не обращал внимания. Но с переездом у меня уменьшилось число учеников: двое-трое, не больше. А жить на что-то надо. Тогда оплата занятий зависела от количества учащихся.

xBcQJrp3iWg

Директор школы мне предложил начать набирать учеников, желающих играть на курае. Получая музыкальное образование как народники, мы умели играть на всех музыкальных народных инструментах. Так что на курае я так-то уже умел играть. В 55 лет я начал активно играть и изготавливать его. Я тогда преподавал ещё в школе №20. У нее был своеобразный филиал в поселке Мирный.

— Что для вас сейчас значит курай?

— До меня изготовлением курая в городе занимался Ихрат Хисамов — известный композитор, он умер в 2000 году. К сожалению, я с ним не пересекался ни разу. До 55 лет курай для меня ничего не значил. Я знаю, что в него до меня не играли ни в Камских Полянах, ни в Кукморе, ни в Актаныше.

Но, переехав в Казань, я увидел, что здесь есть кураи. Я набрал детей, инструменты купили и начали работать. Но через два года инструменты в магазинах перестали продаваться, они просто кончились. Их никто не изготавливал. Нигде их не было.

Я дома изготовил курай партией 10-12 штук. Качество было не хуже того, что продавалось в магазинах Казани.

N1qtLr7Njys

— Сегодня для татар курай что-то значит?

— Меня немного смущает тот факт, что он до сих пор не включен в реестр национальных татарских музыкальных инструментов. У него просто нет официального признания. Я задался целью — добиться его включения в реестр. Поднимал эту проблему в издании «Сирази cүз», на передаче «Манзара» телеканала «ТНВ».

Любопытно, но башкирский курай признали национальным достоянием башкир. У меня к башкирам нет претензий. У них очень хороший инструмент с превосходным звучанием. Но и наш, татарский, курай тоже хорош.

Я в своё время вопрос отсутствия татарского курая в реестре ставил перед Казанским институтом культуры и этнографии. Специалисты мне говорили, что невозможно определить происхождение татарского курая, из какого района он вышел. Они утверждают, что, мол, есть арские ичиги, арские тюбетейки. Но с кураями якобы не так.

⇒Как шьется современная татарская тюбетейка. Рассказывает мастерица Таисия Усманова

-Ul5tP01mDo

В 60-е годы Минкульт СССР всем национальным республикам в РСФСР распределил музыкальные инструменты, определив их как национальные. Нам, татарам, тогда досталась тальянка. Ее привычный на сегодня вид сделал мастер Вараксин. Хотя на самом деле это та же самая гармонь. Я не нашел свидетельств или информации, что татары играли в тальянку или делали ее во времена Казанского ханства или Волжской Булгарии. Гармонь на самом деле итальянская, есть и немецкий инструмент. Вараксин приделал гармони татарские элементы, и она стала нашей. Хотя сам мастер — русский.

Башкирам по распределению достался курай, тувинцам — кубыз, марийцам — гусли и так далее. Я не знаю точно, кто сегодня может включать музыкальные инструменты в этот реестр. Вот хожу расспрашиваю специалистов, чиновников. В минкульте Татарстана мне сказали, что не имеют полномочий включить курай в реестр татарских национальных инструментов. Может, это тогда сделает Кабинет министров? Но исторической справедливости хочется добиться. Ведь в курай играли и во времена Волжской Булгарии, и Казанского ханства.

— А есть разница между башкирским и татарским кураем?

— Вы знаете, инструменты, очень похожие на наш курай, признают своими ещё 120 народностей. У кого-то вторая ступень тональности повышенная, у кого-то седьмая ступень пониженная. Вообще, так как курай очень прост в изготовлении, он является одним из древнейших инструментов. Первым был барабан, а вторым — курай.

В башкирском курае пять отверстий. А у татар, если они западнее проживают, — всего два. Это чистая пентатоника. Все национальные татарские песни таким кураем можно сыграть. А если добавить третье отверстие, то появится полный звукоряд. Тогда можно играть не только татарские мелодии, но и русские, а также других народов.

F5c1etfbT2o

— Дайте определение слову «курай» .

— Если кратко, то это душа татарского народа. Он очень прост в обучении, в изготовлении. Хотя так, наверное, только мастеру кажется. Но на самом деле начинать изготавливать инструмент непросто. Мне никто не показывал, как это делать, хотя была литература по изготовлению. Я же отталкивался от инструкций Хисамова.

Курая может хватить на две-три песни. Потом он начинает копить в себе влагу, искажать ноты. Невозможно делать одинаковые тональности по одной и той же длине курая. Внутренний диаметр у тростников все же различается.

— А можно сделать более долгосрочный курай?

— Я могу сделать деревянный курай. Его делают из шпона. То есть берем кору дерева, сворачиваем в трубочку, внутрь вставляется специальный стержень, чтобы он держал форму. Стержень немного держится в деревянном курае, пока высыхает клей. Затем он вынимается, само дерево обрабатывается специальным веществом, чтобы инструмент не прогнил, не увлажнился или ещё как-то не испортился. Сегодня «долгосрочный» курай я изготавливаю из сплава пищевого алюминия, что позволяет избежать вышеназванных недостатков.

— А можно сегодня делать курай на продажу?

—Инструмент в основном покупают музыкальные школы для обучения детей. В Казани сегодня курай преподают в семи школах. Так что спрос есть. Самое главное, чтобы был очень хороший и чистый звук, тембр. Раньше вообще играли на деревянных кураях.

Наиболее распространено обучение кураю в Нижнекамске. Там в 2010 году организовали ансамбль из 750 кураистов-детей. Все инструменты для них сделал я.

G-NSyKh6COI

У нас самые популярные кураи — ре-мажор и до-мажор. Все дети Татарстана играют на ре-мажоре с семью отверстиями. А двухотверстный — это нугай-курай. Он очень древний. Его ещё называли «тел курае», с татарского переводится как «язык курая».

Вообще говоря, культура игры в Татарстане очень молода, наверно, последние 20 лет, но не более.

— Современные татарские музыканты играют на курае?

— Да, есть такие. В нашей школе, например, профессиональный духовик Ахмат Хисамов. Он как специалист играет на кларнете и на саксофоне, но детей обучает игре на курае. У нас ещё есть Фарида Калимуллина, профессиональная флейтистка. Баянист Ринат Валеев так же хорошо играет.

— По сколько времени надо играть на курае, чтобы научиться и не забывать навыки?

— Я призываю детей играть ежедневно хотя бы по 20-25 минут. Если один день пропускаешь, то отбрасываешься на неделю назад. Курай очень хорош как дыхательно-оздоровительный инструмент, полезен для лёгких. У меня в классе учатся 26 детей, среди них есть  1-е, 2-е, 3-е и 4-е классы.

⇒«У каждой нации должны быть свои говорящие и поющие народные песни куклы». Что такое татарские куклы и для чего они нужны

 

КОММЕНТАРИИ (11)
Бублик
похоже на русскую национальную дудку…
1
ОТВЕТИТЬ
Пумба
монополия на изготовление кураев) молодец, поднимает национальную культуру)
0
ОТВЕТИТЬ
Клер
Мне не нравится звучание башкирского курая
-2
ОТВЕТИТЬ
Читатель
Что я только что прочитал?
0
ОТВЕТИТЬ
комментатору
ну интереснее чем онанизм «пострадавших тфб». полгода хнычет из за банального банкротства фирмы. а смишки рады — можно дешевый трафик собирать, а не искать интересных людей, рассказывать их истории и волнующие их проблемы. тут хотя бы честный материал, а не журиковский прогиб под власть под видом «ой какие мы важные темки поднимаем». так что вы бы прекращали писать против ветра. аргументов не высказываете, остроумием не блещете. хоть и «высшеобразованные»)) улыбайтесь чаще, если хотите дать совет — давайте. а критиковать лучше по делу. «дразнишь быка — попадешь на рога».
3
ОТВЕТИТЬ
Мадам
Мы как-то купили курай у этого мастера на сабантуе в Мирном, дал инструкцию — нате, учитесь. Ага, ни разу не легко, так и не научились. На вид вроде всё просто, а на деле — искусство)
0
ОТВЕТИТЬ
Загит кызы
татар курай нәк киң таралган уен коралы. Венгрияда һәм башка илләрдә курайлар бар.
0
ОТВЕТИТЬ
Казань
Ну если кому то не интересно, не читайте. Смысл нытьё разводить, а музыкантам интересно!
1
ОТВЕТИТЬ
Казань
п
0
ОТВЕТИТЬ
Башҡорт ҡыҙы
Шпондан ҡурай эшләүҙе лә көҙәй башҡорто Вәкил Шөғәйепов башланы бит. Ниңә башҡорт халҡының бар ҡаҙаныштарын "урлау" менән булаһығыҙ?
0
ОТВЕТИТЬ
Наиля
Башкорт кызы! Никто не трогает башкирский курай. Успокойтесь уже.
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое

«В каждом танце есть своя философия. Но всегда нужно знать, перед кем ты выступаешь». Интервью с исполнительным директором федерации акробатического рок-н-ролла и буги-вуги РТ Рамисом Кадыровым

В интервью KazanFirst Рамис Кадыров рассказал о нынешней судьбе некогда популярнейшего в СССР танца буги-вуги, клубной культуре Казани и своем отношении к скандалам, связанным с танцевальным миром.
Культура 17:25 / 27 ноября 2016
3

Фото: realnoevremya.ru

Беседовал Василий Орлов

Неделю назад в Казани прошел первый казанский турнир буги-вуги. В соревнованиях участвовали 30 пар (15 пар в A-классе и 15 пар B-класcа), в том числе из Украины, Италии, Финляндии… Татарстан представлял исполнительный директор федерации акробатического рок-н-ролла Рамис Кадыров и его партнер Елена Обрезкова.

В интервью KazanFirst Рамис рассказал о нынешней судьбе некогда популярнейшего в Советском Союзе танца буги-вуги, клубной культуре города и своем отношении к скандалам, связанным с танцевальным миром.

— Для начал расскажи о турнире по буги-вуги в Казани. Что это были за соревнования?

— Это первый международный турнир по буги-вуги, который проводился в Казани.  В нем участвовали танцоры из двух танцевальных категорий. B-класс, в который входят танцоры из продолжающих групп. Они не новички. A-класс, по другому, main или танцоры-профессионалы.  Чтобы считаться профессионалом, необходимо занять первое место в турнире B-класcа.

SpA45f30j5Y

Фото: из архива Рамиса Кадырова

— Кто организатор турнира, откуда возникла идея провести подобные соревнования?

— Организатором турнира выступила федерация акробатического рок-н-ролла и буги-вуги Республики Татарстан. Сама идея возникла у президента федерации Эмира Харисова.

— Кто одержал победу?

— Первое место взяли москвичи, действующие чемпионы России по буги-вуги в А-классе— Николай Хитрук и Евгения Хавторина.

— Какой был призовой фонд?

— 1000 евро на пару.

— А вы какое место заняли?

— Мы заняли 13-ю позицию.

— Почему такой скромный результат?

— Я и моя партнерша Елена Обрезкова в паре занимались лишь два с половиной месяца. Для нас это был первый турнир. Занимались мы самостоятельно, без тренера. Я брал мастер-классы в Нижнем Новгороде, в Москве. Мы были единственными дебютантами на турнире, результат неплохой, но есть куда стремиться.

— Почему вы представляли Казань, не было более опытных танцоров в стиле буги-вуги?

— В Татарстане вообще нет буги-вуги. Мы единственная пара, кто представлял Казань на этом турнире. Нам танец буги-вуги очень понравился, начали заниматься. Елена вообще профессионал по латиноамериканским танцам: сальса, бачата и другим, а я занимаюсь спортивно-бальными танцами. Но это нам не помешало. Других пар нет, которые занимаются буги-вуги в Казани, и поэтому  говорить о более профессиональных парах в этом стиле смысла не имеет вообще.

— Почему буги-вуги потерял популярность и почти не представлен в Казани, ведь если вспомнить песни советских групп типа «Браво» или «Зоопарк», то можно сказать, что в СССР буги-вуги активно танцевали.

p1OY9BbYaYM

Фото: realnoevremya.ru

—  Так вот получилось. В СССР, конечно, буги-вуги был, но в основном в Москве. Потом уже пошло по стране, среди таких городов, как Ярославль, Нижний Новгород, Тула. В Перми немножко люди танцуют, правда, на турнире пермяков не было. В Санкт-Петербурге занимаются, Екатеринбурге. Как-то так получилось, что до Казани не дошли танцы. На самом деле много направлений, которые развиваются в России, а в Татарстане нет.

— Например?

– Например, рокабилли, чарльстон, бальбоа, твист. Есть  ещё и другие направления. В Казани такие танцы, как сальса и бачата, появились только в 2007 году. Эти направления в столице Татарстана начала развивать Елена.

— А какие танцевальные направления хорошо представлены сейчас в Казани?

— В Казани достаточно много педагогов по социальным танцам: сальса, кизомба, бачата, зук. Имеются танцевально-спортивные клубы по бальным танцам. Развиты современные направления: хип-хоп, хаус, дэнс-холл, джаз-фанк, бути-дэнс и так далее. Есть школа танцев, где преподают фламенко. Поэтому буги-вуги скоро станет очень актуальным направлением.

— А что с народными танцами, например, татарскими или ирландскими?

— Много прекрасных танцевальных коллективов, которые развивают народные, эстрадные танцы. Слышал, что есть танцоры, которые занимаются ирландскими танцами, ни разу не видел их выступления, но посмотреть на это было бы очень интересно.

— Казань можно назвать танцевальным городом?

— Конечно, со временем появится много интересных направлений. Потихоньку начнем развивать буги-вуги, чтобы танцевать не только для души, но и принимать участие на российских и международных турнирах.

— Танцы взаимосвязаны с ночными клубами, с клубной культурой. Что танцуют в клубах Казани? По людям в клубах чувствуется, что они занимаются танцами, или они просто без смысла двигают телом?

— Насколько я знаю, девушки в основном занимаются go-go, стрип-пластикой, тверком (бути-дэнс). В клубе девушки иногда пускают в ход некие заученные связки или импровизируют.

_____________________________________________

Тверк (бути-дэнс) танцевальное направление, в движениях которого активно используются ягодицы, бёдра, живот и руки, при этом остальные части тела зачастую неподвижны

_____________________________________________

 

— То есть в клубах девушки в основном танцуют достаточно вызывающие танцы с невысоким уровнем эстетики?

— Некоторые представляют это красиво, ярко, интересно, даже с определенным смыслом, чувствуя музыку. Другие же просто хотят подвигаться, размять тело.

—  Может, те или иные жанры не представлены потому, что их негде танцевать?

— Да, есть такая проблема. К примеру, педагоги латиноамериканских танцев сами организовывают вечеринки.

— На каких площадках?

— Например, «Циферблат» на Щапова, также летом на Кремлевской набережной проводились танцевальные вечеринки. Здесь всё зависит от педагога и от желания учеников. Танцоры должны обмениваться опытом с другими партнерами.

– Можно сказать, что клубы Казани ограничены в своем музыкальном и, соответственно, танцевальном репертуаре?

В целом да, в клубах играет попса, хип-хоп и подобное. Для социальных танцев (сальса, буги-вуги) необходимо проводить закрытые вечеринки.

gmhqe6vy5xQ

Фото: из архива Рамиса Кадырова

—  Ты упомянул такое направление, как тверк, с которым в последнее время связано очень много скандалов. Преподаватели вообще объясняют, какие танцы лучше не танцевать в определенных ситуациях?

_____________________________________________

В мае 2015 года в сети появилось видео, в котором несовершеннолетние девочки в образе пчелок исполняли танец, похожий на тверк. Тогда следователи усмотрели в выступлении признаки состава преступления по статье «Развратные действия». Однако уголовное дело так и не было возбуждено, сообщал телеканал «ТВ Центр». Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов тогда назвал человека, поставившего танец, преступником, который работает на педофилов

_____________________________________________

— Для меня есть определенные виды танцев, которые можно танцевать на вечеринках, показательных выступлениях, дискотеке и т.д.  Это социальные танцы, которые не несут какой-то вульгарной информации. Латиной, буги-вуги могут заниматься дети. Что касается тверка, то когда им занимаются дети – это неэстетично и некрасиво. Нельзя же на детей надевать откровенные наряды и отправлять танцевать ту же стрип-пластику. Это пошло. Даже  взрослый человек должен понимать, где он танцует подобные танцы и перед кем. Например, перед ветеранами я бы никогда не поставил номер с бути-дэнс.

— Ты сказал, что спортивно-бальные танцы могут танцевать дети, однако заммэра Волгограда Анатолий Омельченко назвал занимающихся подобными танцами мальчиков «однополыми существами, крутящими попами». Сталкивался ли ты с подобной оценкой?

— Есть люди, которые не воспринимают тех, кто занимается танцами. Возможно, они закомплексованны и поэтому делают такие заявления, не знаю. Спортивно-бальные танцы – это в первую очередь спортивные танцы. Помимо того, что ты нарабатываешь пластику тела, ты качаешь выносливость. Попробуй протанцевать на соревнованиях от отборочного до финального этапов. Ничего пошлого в спортивно-бальных танцах нет, и никаким гомосексуализмом даже не пахнет. Есть даже мужчины, которые занимаются пол-дэнс, и ничего.

_____________________________________________

Лишился должности заммэра Волгограда из-за «крутящих поп»

На этой неделе портал V1.ru сообщил, что заместитель мэра Волгограда Анатолий Омельченко был уволен с руководящего поста. Поводом для отставки могли стать его высказывания о воспитанниках  ДЮСШ №22 «Мечта». По словам представителя школы, Омельченко назвал юных танцоров «однополыми существами, крутящими попами» и заявил, что подобные танцы могут довести до гомосексуализма. Вскоре на сайте change.org появилась петиция с требованием  отстранить Омельченко от должности заммэра. Подписи поставили около 4500 человек. Сам Омельченко заявил, что его оклеветали и отставка не связана с высказываниями о танцорах

_____________________________________________

 

— Вспоминается ещё один скандал, связанный с танцем живота на фоне Белой мечети в Болгаре. Ты видел клип?

— Я отрывки видел.

— Насколько, на твой взгляд, все было откровенно?

— На самом деле не знаю, что здесь можно сказать. Конечно, наряд был достаточно открытый, но как иначе. Другого и не может быть в восточных танцах. Сколько людей — столько мнений. Я не могу критиковать, но я и не могу сказать, что все было здорово и классно.

_____________________________________________

Клип певицы Резеды Ганиуллиной, снятый на фоне Белой мечети в Болгаре, вызвал широкий резонанс после того, как имам казанской Закабанной мечети Сейджагфар Лутфуллин назвал видео «позором татарского народа» и потребовал его удалить. Вскоре следователи начали проверку, по итогам которой в действиях Ганиуллиной не были найдены признаки преступления, подпадающего под статью «Оскорбление чувств верующих». Лутфуллин же не прошел аттестацию в ДУМ РТ и может покинуть пост имама Закабанной мечети, сообщала газета «Бизнес онлайн»

_____________________________________________

⇒Cкандал на татарской эстраде: мусульманские иерархи осудили певицу Резеду Ганиуллину за стриптиз у Белой мечети в Болгаре

— Можно ли говорить, что в каждом танце есть какая-то философия? Какая философия, например, в бути-дэнс?

— Конечно, в каждом танце есть философия, смысл. В бути-дэнс какая философия? (смеется). На мой взгляд, люди, которые занимаются бути-дэнс, проникаются этим танцем и изначально развивают свое тело, ягодицы, ноги, а потом уже могут вложить какой-то смысл, сделать постановочный номер. Но нужно понимать, для кого демонстрировать свои танцевальные навыки.

— Как вообще люди становятся преподавателями танцев, есть ли у вас какие-то сертификаты?

— Кто-то прекрасно справляется без сертификатов, а можно отучиться, получить диплом и начать работать.

— А с юридической точки зрения ваша деятельность как-то регулируется, ведь вам детей доверяют?

— К примеру, педагог по спортивно-бальным танцам получил B-класс и теперь он имеет право чему-то учить.

— Вы заключаете какие-то договоры с родителями, регулирующие работу с детьми?

— Я с таким не сталкивался, все по обоюдному согласию с родителями. Набираю группу, начинаю работать с детьми, а потом показываю их результаты родителям, если их все устраивает, продолжаем заниматься.

— Понятно. Ты занимаешь должность исполнительного директора федерации акробатического рок-н-ролла и буги-вуги в РТ, расскажи об акробатическом рок-н-ролле, что это? Вы реально танцуйте под рок-н-ролл?

— Да, танцуем под рок-н-ролл. Акробатический рок-н-ролл — это спортивный постановочный танец с элементами акробатики. Работаем в очень быстром темпе, соответственно, физподготовка должна быть достаточно высокая.

— Какой уровень физподготовки нужно иметь, чтобы заниматься? Человек, страдающий избыточным весом, к примеру, может прийти?

— Занимаются все, но, чтобы выйти на соревновательный уровень, на турниры, нужно наработать определенный уровень физподготовки и техники.

— Со скольки лет вы набираете людей на акробатический рок-н-ролл?

— С четырех-пяти лет, но у детей меньше акробатики и больше танцевальных элементов.

— Как акробатический рок-н-ролл появился в Татарстане?

— Насколько я знаю, два-три года назад тренеры из Томска приехали в Казань и начали развивать это направление. Открыли свою школу.

— А сколько лет ты всего танцами занимаешься?

— С 12 лет. Был год перерыва, пока служил в армии.

— В армии не танцевал?

— Нет, в армии не танцевал, времени не было.

— Какие перспективы развития буги-вуги?

— В ноябре 2017 года планируется чемпионат России по буги-вуги. Сейчас буду активно работать.

 

 

КОММЕНТАРИИ (4)
Пумба
танцы это хорошо…жаль что я бревно
0
ОТВЕТИТЬ
Тютелька
философия тверка??? насмешили)))
0
ОТВЕТИТЬ
Алан
Танцы — это круто
0
ОТВЕТИТЬ
Билли-рокабилли
Да в Казани много чего в плане танцев (музыки, вечеринок) нет, при том, что это есть и отлично развивается даже в провинциальных городках соседних регионов! В этом большая «заслуга» и самих местных застрельщиков соц.танцев, — если, к примеру, тренер обожает латину, он и будет именно ее продвигать, а не рок-н-ролл и иже с ним. Не так ли?)) Тем более для латины у нас хотя бы Куба Либре есть, а что до рок-н-ролла и буги-вуги, так в том же Рокстарбаре (спасибо им, что они есть!) на «танцполе»…ковер!))))) А на закрытых вечеринках можно только в собственном соку вариться, что никак развитию танцшкол не способствует. Увы. Хотя лучше закрытые вечеринки, чем никаких вообще)))) Удачи героям интервью и терпения)
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое
самое читаемое
самое читаемое
наверх