«Душа татарского народа». Почему курай до сих пор не считается национальным музыкальным инструментом, объясняет мастер и учитель музыки Рафаэль Гайзетдинов

Несмотря на древнейшее происхождение музыкального инструмента курай и его общее распространение среди 120 народов мира, культура игры на нём в Татарстане активно развивается только в последние 20 лет

Беседовала Дария Ярхамова

Книги и сайты, посвященные национальным музыкальным инструментам, относят курай к татарской культуре. С этим сегодня никто не спорит. Например, мы знаем о башкирском курае, но у татарского — непростая судьба. По словам 67-летнего мастера и учителя игры на нем Рафаэля Гайзетдинова, татарский народ в этой части лишен исторической справедливости. Когда в 60-х годах в Советском Союзе создавался реестр национальных музыкальных инструментов, татарам директивно записали гармошку-тальянку, башкирам — курай, тувинцам — кубыз и так далее. Однако тальянка — это привнесенный инструмент, родина которого в Европе, среди итальянцев и немцев. Татарского же курая до сих пор нет в реестре…

— Почему вы начали заниматься таким музыкальным инструментом?

— Я по образованию «народник» — заканчивал музыкальное училище имени Салиха Сайдашева в Нижнекамске по специальности «народные музыкальные инструменты». Всю жизнь учил детей играть на баяне. Когда переехал в Казань, то на баян начали меньше обращать внимания. Интересы к музыкальным инструментам начали меняться.

Честно говоря, сначала на курай не обращал внимания. Но с переездом у меня уменьшилось число учеников: двое-трое, не больше. А жить на что-то надо. Тогда оплата занятий зависела от количества учащихся.

xBcQJrp3iWg

Директор школы мне предложил начать набирать учеников, желающих играть на курае. Получая музыкальное образование как народники, мы умели играть на всех музыкальных народных инструментах. Так что на курае я так-то уже умел играть. В 55 лет я начал активно играть и изготавливать его. Я тогда преподавал ещё в школе №20. У нее был своеобразный филиал в поселке Мирный.

— Что для вас сейчас значит курай?

— До меня изготовлением курая в городе занимался Ихрат Хисамов — известный композитор, он умер в 2000 году. К сожалению, я с ним не пересекался ни разу. До 55 лет курай для меня ничего не значил. Я знаю, что в него до меня не играли ни в Камских Полянах, ни в Кукморе, ни в Актаныше.

Но, переехав в Казань, я увидел, что здесь есть кураи. Я набрал детей, инструменты купили и начали работать. Но через два года инструменты в магазинах перестали продаваться, они просто кончились. Их никто не изготавливал. Нигде их не было.

Я дома изготовил курай партией 10-12 штук. Качество было не хуже того, что продавалось в магазинах Казани.

N1qtLr7Njys

— Сегодня для татар курай что-то значит?

— Меня немного смущает тот факт, что он до сих пор не включен в реестр национальных татарских музыкальных инструментов. У него просто нет официального признания. Я задался целью — добиться его включения в реестр. Поднимал эту проблему в издании «Сирази cүз», на передаче «Манзара» телеканала «ТНВ».

Любопытно, но башкирский курай признали национальным достоянием башкир. У меня к башкирам нет претензий. У них очень хороший инструмент с превосходным звучанием. Но и наш, татарский, курай тоже хорош.

Я в своё время вопрос отсутствия татарского курая в реестре ставил перед Казанским институтом культуры и этнографии. Специалисты мне говорили, что невозможно определить происхождение татарского курая, из какого района он вышел. Они утверждают, что, мол, есть арские ичиги, арские тюбетейки. Но с кураями якобы не так.

⇒Как шьется современная татарская тюбетейка. Рассказывает мастерица Таисия Усманова

-Ul5tP01mDo

В 60-е годы Минкульт СССР всем национальным республикам в РСФСР распределил музыкальные инструменты, определив их как национальные. Нам, татарам, тогда досталась тальянка. Ее привычный на сегодня вид сделал мастер Вараксин. Хотя на самом деле это та же самая гармонь. Я не нашел свидетельств или информации, что татары играли в тальянку или делали ее во времена Казанского ханства или Волжской Булгарии. Гармонь на самом деле итальянская, есть и немецкий инструмент. Вараксин приделал гармони татарские элементы, и она стала нашей. Хотя сам мастер — русский.

Башкирам по распределению достался курай, тувинцам — кубыз, марийцам — гусли и так далее. Я не знаю точно, кто сегодня может включать музыкальные инструменты в этот реестр. Вот хожу расспрашиваю специалистов, чиновников. В минкульте Татарстана мне сказали, что не имеют полномочий включить курай в реестр татарских национальных инструментов. Может, это тогда сделает Кабинет министров? Но исторической справедливости хочется добиться. Ведь в курай играли и во времена Волжской Булгарии, и Казанского ханства.

— А есть разница между башкирским и татарским кураем?

— Вы знаете, инструменты, очень похожие на наш курай, признают своими ещё 120 народностей. У кого-то вторая ступень тональности повышенная, у кого-то седьмая ступень пониженная. Вообще, так как курай очень прост в изготовлении, он является одним из древнейших инструментов. Первым был барабан, а вторым — курай.

В башкирском курае пять отверстий. А у татар, если они западнее проживают, — всего два. Это чистая пентатоника. Все национальные татарские песни таким кураем можно сыграть. А если добавить третье отверстие, то появится полный звукоряд. Тогда можно играть не только татарские мелодии, но и русские, а также других народов.

F5c1etfbT2o

— Дайте определение слову «курай» .

— Если кратко, то это душа татарского народа. Он очень прост в обучении, в изготовлении. Хотя так, наверное, только мастеру кажется. Но на самом деле начинать изготавливать инструмент непросто. Мне никто не показывал, как это делать, хотя была литература по изготовлению. Я же отталкивался от инструкций Хисамова.

Курая может хватить на две-три песни. Потом он начинает копить в себе влагу, искажать ноты. Невозможно делать одинаковые тональности по одной и той же длине курая. Внутренний диаметр у тростников все же различается.

— А можно сделать более долгосрочный курай?

— Я могу сделать деревянный курай. Его делают из шпона. То есть берем кору дерева, сворачиваем в трубочку, внутрь вставляется специальный стержень, чтобы он держал форму. Стержень немного держится в деревянном курае, пока высыхает клей. Затем он вынимается, само дерево обрабатывается специальным веществом, чтобы инструмент не прогнил, не увлажнился или ещё как-то не испортился. Сегодня «долгосрочный» курай я изготавливаю из сплава пищевого алюминия, что позволяет избежать вышеназванных недостатков.

— А можно сегодня делать курай на продажу?

—Инструмент в основном покупают музыкальные школы для обучения детей. В Казани сегодня курай преподают в семи школах. Так что спрос есть. Самое главное, чтобы был очень хороший и чистый звук, тембр. Раньше вообще играли на деревянных кураях.

Наиболее распространено обучение кураю в Нижнекамске. Там в 2010 году организовали ансамбль из 750 кураистов-детей. Все инструменты для них сделал я.

G-NSyKh6COI

У нас самые популярные кураи — ре-мажор и до-мажор. Все дети Татарстана играют на ре-мажоре с семью отверстиями. А двухотверстный — это нугай-курай. Он очень древний. Его ещё называли «тел курае», с татарского переводится как «язык курая».

Вообще говоря, культура игры в Татарстане очень молода, наверно, последние 20 лет, но не более.

— Современные татарские музыканты играют на курае?

— Да, есть такие. В нашей школе, например, профессиональный духовик Ахмат Хисамов. Он как специалист играет на кларнете и на саксофоне, но детей обучает игре на курае. У нас ещё есть Фарида Калимуллина, профессиональная флейтистка. Баянист Ринат Валеев так же хорошо играет.

— По сколько времени надо играть на курае, чтобы научиться и не забывать навыки?

— Я призываю детей играть ежедневно хотя бы по 20-25 минут. Если один день пропускаешь, то отбрасываешься на неделю назад. Курай очень хорош как дыхательно-оздоровительный инструмент, полезен для лёгких. У меня в классе учатся 26 детей, среди них есть  1-е, 2-е, 3-е и 4-е классы.

⇒«У каждой нации должны быть свои говорящие и поющие народные песни куклы». Что такое татарские куклы и для чего они нужны

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Бублик
похоже на русскую национальную дудку…
1
0
Ответить

Пумба
монополия на изготовление кураев) молодец, поднимает национальную культуру)
0
0
Ответить

Клер
Мне не нравится звучание башкирского курая
-2
0
Ответить

Читатель
Что я только что прочитал?
0
0
Ответить

комментатору
ну интереснее чем онанизм «пострадавших тфб». полгода хнычет из за банального банкротства фирмы. а смишки рады — можно дешевый трафик собирать, а не искать интересных людей, рассказывать их истории и волнующие их проблемы. тут хотя бы честный материал, а не журиковский прогиб под власть под видом «ой какие мы важные темки поднимаем». так что вы бы прекращали писать против ветра. аргументов не высказываете, остроумием не блещете. хоть и «высшеобразованные»)) улыбайтесь чаще, если хотите дать совет — давайте. а критиковать лучше по делу. «дразнишь быка — попадешь на рога».
3
0
Ответить

Мадам
Мы как-то купили курай у этого мастера на сабантуе в Мирном, дал инструкцию — нате, учитесь. Ага, ни разу не легко, так и не научились. На вид вроде всё просто, а на деле — искусство)
0
0
Ответить

Загит кызы
татар курай нәк киң таралган уен коралы. Венгрияда һәм башка илләрдә курайлар бар.
0
0
Ответить

Казань
Ну если кому то не интересно, не читайте. Смысл нытьё разводить, а музыкантам интересно!
1
0
Ответить

Казань
п
0
0
Ответить

Башҡорт ҡыҙы
Шпондан ҡурай эшләүҙе лә көҙәй башҡорто Вәкил Шөғәйепов башланы бит. Ниңә башҡорт халҡының бар ҡаҙаныштарын "урлау" менән булаһығыҙ?
0
0
Ответить

Наиля
Башкорт кызы! Никто не трогает башкирский курай. Успокойтесь уже.
0
0
Ответить

Галимжан
Мне очень нравится звучание курая...Очень мелодичные и душевные. Хотя мне уже под семьдесят, но. хотел бы обучиться игре на курае. Как с Вами связаться и сделать заказ курая. Рахмат.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite