«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

«В том
Сергей Безруков о новой роли, отношении к Довлатову и героях нашего времени.

На большие экраны 6 декабря выйдет фильм по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник», действие которой перенесено в наши дни. Сергей Безруков сыграл в картине главную роль, а также выступил в качестве продюсера. Режиссером стала супруга артиста Анна Матисон.

Уже не в первый раз известный актер посетил Казань. На этот раз — в рамках гастролей спектакля «Хулиган. Исповедь». Перед постановкой артист рассказал журналисту KazanFirst о своих впечатлениях от участия в новой экранизации, музыкальном опыте и довлатовском юморе. 

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

— Сергей Витальевич, «Заповедник» — это уже ваш четвертый совместный фильм с Анной Матисон. Как возникла идея сделать экранизацию повести?

— Когда мы с Аней были на отдыхе, однажды вечером решили почитать вслух Довлатова. Читать его опасно, ведь довлатовский юмор — сугубо личный. Обычно его читаешь про себя и для себя — ведешь собственный диалог с писателем. А мы попробовали посмотреть, насколько убедительным будет довлатовское слово, когда его произнесет артист. Останется ли это по-прежнему смешно и пронзительно, как у Довлатова. Аня послушала, ей понравилось. Тогда и возникла идея экранизации. 

— Главный герой повести «Заповедник» — писатель Борис. А в фильме он стал рок-музыкантом Константином. Почему так вышло?

— Хотя во многом фильм основывается на одноименной повести Сергея Довлатова, это самостоятельное произведение, к которому применимо определение «по мотивам». Началась работа, но сразу же встал вопрос: а как показать в кино писательское вдохновение? Это гораздо сложнее, чем вдохновение, допустим, музыканта. Другой вопрос, когда читаешь, ты веришь априори, понимаешь, что на писателя снизошло вдохновение, потому что читаешь Довлатова. Но когда смотришь картину, то как понять, что к писателю снизошло вдохновение? Вот он сел на пенек, взял бумагу, карандаш и что-то сочиняет. Понять, насколько это гениально, сложно, потому что ты должен прочесть написанное, узнать, является ли оно тем самым вдохновением.  

А если это музыкант, ты можешь услышать музыку. Визуальное воплощение эмоционально. Вдохновение, которое получает наш герой, если он рок-музыкант, гораздо мощнее в выражении на экране. Хотели сделать как у Довлатова — писателя Бориса, но в итоге после долгой работы над сценарием Аня пришла к выводу, что все-таки это будет рок-музыкант Константин. 

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

— Вы отправляли сценарий наследникам Сергея Довлатова?

— Мы общались прежде всего с Катериной (дочь Сергея Довлатова. — Ред.) и, конечно, очень волновались, отправляя сценарий. Все-таки если уж у каждого читателя Довлатов свой, то что говорить о его семье. Она разрешила нам поменять героя — писателя Бориса на музыканта Константина и перенести время действия в современность. 

— Не боялись утратить довлатовское настроение, поменяв время действия и частично образ персонажа?

— Отмечу, что «Заповедник» — это культовое произведение Сергея Донатовича. Его любят все. Я не встречал еще человека, который не читал «Заповедник» и не любил бы его. Конечно, для поклонников творчества Сергея Довлатова это будет определенным открытием. Тем не менее мы не утратили довлатовское настроение, атмосферу, юмор и героев. Несмотря на то, что это современная история, самое главное, что Довлатов узнаваем. Это было очень важно для нас как для поклонников его творчества. Мы абсолютно ревностно относимся ко всем интерпретациям этого произведения. И тем не менее с бесконечной любовью к Сергею Донатовичу важно было донести именно то самое характерное настроение так, чтобы юмор уже в нашем современном фильме оставался неизменным. 

Для совсем молодой аудитории, которая еще даже не читала Довлатова, он станет открытием. Хотелось подойти к этому по-современному, чтобы новое поколение взяло в руки его произведения. Если все так и получится, мы поставим себе «пять с плюсом». Самое главное -спровоцировать любовь к Довлатову у той аудитории, которая откроет его для себя впервые. 

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

— Актерский состав прямо-таки звездный: Анна Михалкова, Гоша Куценко, Леонид Агутин…

— Как в произведении, так и в фильме замечательные комедийные персонажи. Потрясающий Гоша Куценко, который сыграл Маркова. Это стоит видеть, потому что Гоша впервые предстанет в образе Александра Пушкина. Заметьте, не я в образе Пушкина, а именно Гоша Куценко с бакенбардами (улыбается).

Марков, который у Довлатова представлен как фотограф, снимающий посетителей заповедника, в нашей версии — человек в образе Пушкина, он фотографируется за деньги. Мы поменяли это, подстроили под современность, ведь сейчас в заповедных местах фотографа особо и не встретишь. У всех есть телефоны. Это уже не тот советский период, когда не было фотоаппаратов и сделать памятное фото в заповедных местах было очень важно. В нашей версии сфотографироваться с Пушкиным — это гораздо круче, да и хороший заработок для нашего Маркова.  

С Митрофановым попали в точку — его сыграл Александр Семчев. Получился также замечательный директор музея в исполнении Анны Михалковой. Хороший подбор артистов даже на эпизодические роли. Сам себя сыграл Леонид Агутин, который тоже большой поклонник Довлатова. Вообще, в этой истории собрались поклонники Довлатова. И я рад этому. 

— Возникали ли какие-нибудь сложности в работе над фильмом?

— Была сложная ситуация из-за нехватки денег. В финансировании проекта нам отказали, потому что мы были третьим проектом по Довлатову. Министерство культуры расценило, что третий проект — это уже перебор. Я сейчас не осуждаю, потому что здесь сработал чисто арифметический принцип: две картины поддержали, еще и третьи зачем-то пытаются. У нас в России всегда неверно понимают пристрастие. Почему-то считают, что нечто неправильное происходит. Я думаю, это неверная постановка вопроса. Если снимаются талантливые фильмы, совершенно не важно, сколько их уже снято на одну и ту же тему. 

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

— Ваш герой — рок-музыкант Константин — каков он?

— Нам важно было показать среду, ту самую атмосферу, в которой обитает наш герой. Он уже не писатель Борис, а рок-музыкант Константин, который живет в этой среде, доходит до самого дна, злоупотребляет алкоголем и пытается выжить. Поэтому мы показали реальных представителей шоу-бизнеса и всю эту тусовку. В фильме саму себя сыграла и Полина Гагарина. Помимо того что у нее шикарный голос, она еще и великолепная актриса. Полина, как и я, — выпускница школы-студии МХАТ. 

Она сыграла саму себя, чтобы показать, что мы не обманываем и не придумываем. Мой герой -рок-музыкант Константин Артемьев — из этой среды. Он там же, где настоящая Полина Гагарина, настоящий Леонид Агутин, «Крокус Сити Холл». Те люди, которые могут по-настоящему оценить твое творчество. Это не та история рыночных отношений, когда продюсеры могут зарубить твою идею на корню и сказать: «Вы знаете, это все не нужно». Пробиться моему герою к своему слушателю так же сложно, как сложно было пробиться герою повести — писателю Борису — к своему читателю. Все то, что испытывал герой Довлатова, испытывает рок-музыкант Константин. 

— Многие произведения Сергея Довлатова при его жизни не допускались к публикации. Журналы отвергали их по идеологическим причинам. Это находит отражение и в повести «Заповедник». А как эта тема интерпретировалась в фильме?

— В довлатовские времена идеология не позволяла публиковать то, что Довлатов считал нужным донести до своего читателя. Пробиться к читателю через эту завесу идеологической пропаганды было сложно. В нашей ситуации это рыночные отношения, которые работают даже жестче. Если в те времена ты мог написать что-то в угоду, наступить на горло собственной песне и получить за это гонорар, то сейчас такого нет. Сейчас исключительно жесткие рыночные отношения. Где тебе взять денег, чтобы записать хороший sound, снять студию? Да и откуда взяться этим деньгам? Время сейчас более нахальное, агрессивное. Пробиться к своему слушателю так же трудно, как пробиться к своему читателю. В этом сопоставление двух героев, в этом их схожесть и в этом Довлатов. 

В том, что картина сделана вопреки и без всякой поддержки государства, тоже есть что-то довлатовское. Только сообща можно пробиться к своему читателю, зрителю. Сергей Донатович в 90-е стал мегапопулярен в России, наконец-то обрел своего читателя. А сейчас Довлатов — это уже классика. 

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

— В фильме — музыкант, а где он, там и инструмент. Вы специально учились играть на электрогитаре?

— Пришлось немного переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь закончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара — это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора. Я очень люблю этот инструмент. В своих выступлениях всегда использую только гитару. Конечно, у меня был дублер, но было важно, чтобы в кадре были именно мои руки, поэтому я выучил все от и до.

— А вы в юности не хотели стать рокером? Многие парни этим грезят. 

— Конечно, я с детства об этом мечтал. Не знаю, что спровоцировало на этот шаг, может быть, действительно роль, но я собрал группу и назвал ее «Крестный папа». Я пробовал петь одно, потом другое, так и до рока добрался. В основном это были, конечно, песни для фильмов и спектаклей. В спектакле «Хулиган. Исповедь» я пою свои песни на стихи Есенина. Есть спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» — там в финале целый блок, где я пою песни Высоцкого в рок-аранжировке. Так что я себя немного в этой области пробовал, искал свой тембр, проверял вокальные данные. Когда я увидел со сцены тысячи зрителей, я впервые ощутил этот драйв. В свои 45 почувствовал нечто совершенно новое и необычное для меня. Честно, загорелся. Впереди много концертов, ждите меня уже в качестве рок-исполнителя (улыбается). 

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

— Есть любимые группы? 

— Я большой поклонник классики — The Beatles, Rolling Stones, Queen. А еще я фанат Muse и Red Hot Chili Peppers. В следующем году они приедут с концертом. Надеюсь, получится послушать их вживую. 

— У нас мало настоящих героев в кино. Последним, возможно, был Сергей Бодров в «Брате». Герой нашего времени — каким он должен быть?

— Герои нашего времени разные. Вот мы говорим, что их нет, но посмотрите хронику современных событий. Мы видим человека, который спасает людей. В самый последний момент полицейский вытаскивает женщину, упавшую на рельсы в метро. Солдат, который защищает мирных жителей, берет огонь на себя ценой собственной жизни. Мы мечтаем о тех героях, которые были в Великую Отечественную войну, говоря, что сейчас таких нет. Это неправда, они есть. Это люди, способные пожертвовать собой ради другого человека. Просто получается, что о героях мы всегда говорим постфактум: проходит время, только тогда мы их вспоминаем.  

1/0

Умная и талантливая молодежь, которая разбирается во многих вопросах порой лучше, чем взрослые, — это тоже в каком-то смысле современный герой. Молодые люди иногда даже более совестливые и принципиальные, чем господа взрослые. Я рад, что есть молодежь, которая понимает, что надо двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *