«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»
Мессенджер Дурова не дотягивает до аудитории программы «Время».

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров в разговоре с журналистом KazanFirst рассказал, чем Татарстан в корне отличается от других регионов страны, в чем прелесть общественного мнения и есть ли женщинам место в политике.

— Валерий Валерьевич, что кардинально изменилось в сознании опрошенных вами людей за последние пять лет? Какие тренды сейчас?

— Полностью изменилась информационная система. Если раньше мы все были в сети, то теперь уже все в потоке. Это то, что раньше объединяло тебя с твоим единомышленником или кумиром на другом конце света. Сегодня мы все вошли в сеть и в этом потоке пытаемся удержаться в поле людского внимания. Если кому-то это удается, то они короли. Если нет, то они теряют внимание. Все вынуждены активно общаться. Самая главная валюта сейчас, то, чего всем не хватает, — это внимание.  

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— Именно поэтому сейчас так быстро раскручиваются истории и темы, подобные тем, что случились с Иваном Голуновым или с храмом в Екатеринбурге?

— Вы же просили рассказать, что изменилось за пять лет. А система «плоского мира» появилась еще десять лет назад. Раньше с лентами информационных агентств работали только профессионалы, потому что обычный человек читать их не мог. Слишком много информации по слишком большому числу тем. А сегодня мы все живем в этом. Мы боремся с этим потоком. Тексты становятся короче, проще, появляется больше картинок. Есть потребность в движущихся картинках. И в итоге мы все сваливаемся в YouTube. Понятно, что молодежь — первая жертва, но за ней тянутся и все остальные. Это и есть главная особенность времени. Сейчас мы говорим о том, что через десять секунд многие узнают, что творилось в другом конце Казани. Но есть важное дополнение. Они не только узнают это через 10 секунд, но и забудут. Все происходит очень быстро. Если перефразировать знаменитое высказывание, то у каждого есть право на 15 секунд славы.

— В сентябре в Татарстане пройдут выборы в Госсовет. Люди давно говорят, что он должен обновляться. Сейчас он обновится на треть. Под третьим номером в списке партии идет Альбина Насырова. Как люди относятся к женщинам в политике?

— К женщинам в политике относятся хорошо. Считается, что они менее агрессивные, более ответственные. 

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— Может, более мягкие?

— Я бы сказал, что более здравомыслящие. При этом мы не видим желания, чтобы женщин в политике было больше, причем даже со стороны самих женщин. Запрос на представление женщин в политике тот же Владимир Путин давно ухватил и реализовал. Валентина Матвиенко — третий человек в России. Есть пример Югры — в главном нефтедобывающем регионе страны губернатор — женщина. Сейчас есть запрос не на женщин в политике, а просто на новые лица. Вне зависимости от пола. Новые и внятные, интересные, яркие, которым можно было бы верить. Чего не хватает сегодняшней политике? Как раз доверия. 

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— В чем особенность предвыборных опросов? И есть ли они вообще?

— Есть. В нашей стране политика не является «национальным спортом», как в Греции. Там все её обсуждают…

— А что все обсуждают у нас?

— Историю. Каждый знает, что было 300 лет назад. Каждый знает, когда мы свернули не в ту сторону. Это та тема, где каждый считает себя профессионалом.

— То есть политических профессионалов у нас мало?

— Да. Опросы показывают, что каждый второй политикой вообще не интересуется. Но выборы — это время, когда хочешь не хочешь, а надо включаться в политику. При этом не имея каких-то убеждений, установок, знаний. Просто надо как-то ловить эти сигналы. И чем ближе выборы, тем больше сигналов. Ну а затем все идет на спад. Смотришь на результаты через полтора месяца после выборов — никто снова политикой не интересуется. Граждане выполнили свой долг и пошли заниматься своими делами.

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— Сейчас мы вправе ожидать всплеска заинтересованности?

— Да, сейчас то самое время, когда политикам надо показать свою значимость гражданам.

— Вы как-то делите аудиторию на тех, кто активен в интернете, и остальных?

— 70% россиян выходят в интернет регулярно. Конечно, до австралийского или американского уровня, где более 90% граждан выходят в сеть, мы ещё не дошли, но все равно в нашем интернете и стар и млад.

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— Но ведь есть очень большой разброс между теми, кто смотрит программу «Время» и целый день читает Телеграм-каналы. Как можно сравнивать эту аудиторию?

— «Телеграм» пока не способен конкурировать с аудиторией программы «Время», но качество аудитории в «Телеграме» повыше. Весь политический класс сидит там. Потому что это не подцензурная штука. Это территория анонимности, где может высказаться любой бездельник, как знаменитый автор канала «Сталингулаг»… Ну юноша-инвалид из Дагестана. При всем уважении, ни опыта, ни источников информации у него нет. Есть сплошная ипохондрия, жалобы на жизнь, которые он в некоторых случаях талантливо исповедует. В этом плане Телеграм-каналы исполняют функции советских кухонь. Тогда тоже сидели на кухнях и жаловались друг другу на жизнь, как все плохо: дефицит, продуктов нет. Сейчас все жалуются в «Телеграме». Отличный способ выпустить пар. Не знаю, зачем его закрывать.

— Кто формирует вопросы политической повестки для ВЦИОМ?

— Три источника. Первый — это наши заказчики. Они у нас есть, и они разные. Исследование — это дорогое удовольствие. Поэтому нужно не только просить, но и оплатить. Второй — это наша база. За 30 лет работы она у нас огромна. Некоторые вопросы впервые были заданы 20 или 30 лет назад. Что-то меняется, а что-то неизменно. Третий — это наше творчество, наш интерес, вовлеченность. Мы тоже следим за повесткой и держим руку на пульсе.

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— Татарстан всегда ставят в пример. Но какова здесь ситуация в плане социальной активности по сравнению с другими регионами? Есть ли у людей потребность в переменах?

— Чем спокойнее и комфортнее жизнь, тем большую актуальность приобретают вопросы, которые раньше казались надуманными, смешными. Вспоминаем знаменитую «пирамиду Маслова». Первая потребность — безопасность. В 90-е её не было. И Путин, который пришел и дал эту безопасность, стал кумиром на 20 лет, если не больше. Следующая ступень — выживание или насыщение. Понятно, что в 90-е была огромная доля нищих, ещё больше бедных и на их фоне маячили воришки. Все-таки сейчас основная часть населения живет лучше. Может менять бытовую технику. В городах проблема с пробками, потому что в каждой второй семье есть машина. Это уже другие проблемы. Раньше пробки не могли нас беспокоить. Поднимаемся выше — появляется потребность в самоактуализации. Начинаешь задумываться о смысле жизни.

— То есть в Татарстане и, условно говоря, в Вологодской области абсолютно разный уровень проблем?

— В Вологодской области есть Череповец с мощной «Северсталью», но в целом чем более развит регион, тем больше дискуссионных вопросов появляется. Таких тем у более бедных регионов просто не возникает. Народ становится непредсказуемым. Когда нависает угроза экономического кризиса, то все сбиваются в кучку. А когда все нормально, то все расходятся по интересам. Управлять таким обществом очень непросто. Сложно всех собрать. Нужны другие формы управления. Должна активнее работать система обратной связи. Не просто информация о проблемах населения, но и вовлечение в эти проблемы и учет. Это тот этап, на котором находится Татарстан. Но ещё раз повторюсь — в других регионах России могут только мечтать о проблемах Татарстана. Республике судьбой предназначено быть полигоном, а мы будем смотреть со стороны и учиться на ошибках. 

«Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни»

— Что вы можете сказать о казанцах? Каковы ваши впечатления?

— Татарстан взял высокий темп. Очевидно, что в 90-е, когда всю страну трясло, Татарстан умудрился держаться на плаву и не проваливаться. А когда все стабилизировалось, то республика резко пошла вверх. Увы, это большая редкость. Вы ко многому привыкли, вам кажется, что жить так — это уже норма. Но если вы съездите в соседние области, то многое поймете. Трудно все время идти вверх и быть лидером. Нужно меняться. На каждом этапе нужны новые требования. Легко стать заложником успеха и на новом этапе делать то, что приносило успех раньше. Надо держать голову вверху, но держать по ветру. Чувствовать не только возможности, но и угрозы. Пока Татарстан успешно справляется с проблемами роста. 

— Со стороны многим кажется, что далеко не все люди в республике оказались готовы к процветанию.

— Это болезнь роста. Лучше решать эти проблемы, чем вопросы деградации и упадка.


Читайте также: Михаил Виноградов: «Управление общественным мнение — это мучительный поиск компромиссов»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: