«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»

Историк опровергает аргументы, которые используются, чтобы переписать татар башкирами.

В различных публикациях в интернете и в соцсетях на волне ожиданий от предстоящей переписи заговорили о таком явлении как «этномиссионерство». Его проявление отмечают со стороны Башкортостана. В качестве аргументов для татар записываться башкирами используются несколько тезисов. Во-первых, на восточной части Татарстана раньше жили башкиры, но татары в начале 20 века их там отатарили. Соответственно, у башкир есть право обашкирить татар Северо-Запада Башкортостана. Во-вторых, в качестве доводов представляются всевозможные генетические исследования, в которых якобы выявлены особенности ДНК для конкретных групп башкиров. В-третьих, в Башкирии особое внимание уделяют родословным-шежере, работе с архивами. В исторических документах выискивают, у кого конкретно или в каких татарских деревень на самом деле башкирские корни или предки.

Доводы этномиссионеров из Башкортостана в интервью KazanFirst комментирует историк Дамир Исхаков

- Что нам делать с этими аргументами?

- У татар есть исторические свидетельства, что, например, в городе Уфа сидел представитель казанского хана и эта территория принадлежала казанскому ханству. Более того, известный историк Вадим Трепавлов выдвинул тезис, что сибирские Тайбугиды были в определенный исторический период вассалами казанского хана. То есть, фактически рука Казани доходила до Сибири. А восточная часть Башкортостана принадлежала Сибирскому ханству. Это известные вещи.

А Юго-Запад Башкортостана принадлежал Ногайской Орде. Но так как фактически все они - татарские государства, то там естественно татары тоже были. Татары эти положения могут выдвинуть в ответ. Позиция у башкирских комментаторов тогда пошатнётся.

Все вот эти конструирования, что на востоке Татарстана жили башкиры - построены на материалах ревизских учетов. Но писцовые и переписные книги востока Татарстана 16-17 веков вообще не сохранились. Мы начинаем учет населения там только с 18 века.

Если просмотреть специфику этих ревизских материалов, о чем башкирские авторы никогда не пишут, то там учет вёлся по сословному признаку.

Скажем, были категории «ясачные татары», «служилые татары», «чемоданные татары», то есть ямщики, а также купцы, мещане. И в этом ряду была категория «башкиры». Это сугубо сословная категория. Этнические основания у этой категории были когда-то, но к 18 веке этого основания уже сильно размылись.

- Какие сословные права были у башкир?

- В основном по отношению к земельному владению. Они были вотчинниками. Когда-то в очень давние времена считалось, что вотчинниками в Уфимском уезде (затем губернии) должны были быть именно башкиры. Но у некоторых шежере написано, например, у юрматинцев, что у них элитная часть была из ногайцев. Написано, что ногайцы остались по просьбе иштяков-ясачников, когда основная масса ногайцев ушла на Кубань. И после этого эти ногайцы стали «башкирами». Это вторая половина 16 века.

Такая ситуация была и в других регионах. Считать, что все изначально были башкирами - невозможно. Мы знаем множество материалов, в том числе статистических, когда переселенцы отсюда входили в Башкирию как наниматели вотчинных земель, их учитывали отдельно, от них потом тептяри сложились. Через некоторое время тептяри различными способами входили в сословие башкир. Самый просто способ - тептяри женились на дочерях башкир, получали от них приданное в виде земельного угодья. Некоторые - через покупку земель тоже вошли в состав сословия башкир.

Об этом писали и в самой Башкирии. Например, есть замечательная работа такого исследователя как У.Х. Рахматуллин «Население Башкирии в 17-18 веках». Он прямо писал, что на Северо-Западе Башкортостана невозможно разобрать, кто татары, а кто башкиры.

- Какие преимущества получали другие народы, в том числе татары, которые переходили в сословие башкир?

- Поначалу башкиры облагались меньшим налогом. Это было выгодное дело. Но потом там ситуация очень сильно изменилась. Тептярей, башкир и мишарей слили в одно войско, в так называемое «Башкирско-мещеряцкое» войско. Когда башкиры говорят гордо, что в 1812 году завоевали Париж, то в их рядах было много и тептяр, и мишарей, и казаков.

А когда в 1860-х годах Башкиро-мещеряцкое войско ликвидировали, то люди, которые туда входили, получили равные и большие земельные владения и записывались в «новые башкиры». Это в сословном самосознании было важно, потому что было связано с владением землей. Угодий было больше, чем у простых татар, государственных крестьян и так далее.

Это самосознание держалось вплоть до периода ликвидации сословий в Советский период. После революции сословии ликвидировали, отношение к земле поменялось, а с коллективизацией вообще всё это исчезло. Мы во время переписи 1926 года отчетливо видим, что эта группа бывших сословников распалась на составные части. Тогда численность башкир резко упала, а численность татар так же резко поднялась.

- Со стороны башкир звучит, что перед первыми переписями в Российской Империи, Советского союза татарами называли практически всех тюрков подряд и без разбора, туда включали и кавказцев, и азербайджанцев, так далее. Тем самым делается вывод об искусственности понятия «татары».      

- Я сейчас завершаю большую исследовательскую работу, которая посвящена всем российским переписям. Расширительное применения термина «татары» в России было, но оно имело некоторые ограничения. Вы никогда не увидите под названием «татары», например, башкир. Казахов, узбеков татарами тоже не называли.

Какие группы называли? Например, татарами называли азербайджанцев, балкарцев и карачаевцев (последние – горские татары), и на Алтае северных алтайцев называли татарами. Изучая этот вопрос, я пришёл к выводу, что именно в состав этих народов вошли кипчаки, внутри которых был мощный татарский сегмент. Это связано со старыми делами, с Кимакским каганатом и так далее.

Азербайджанцы, конечно, относятся не к кипчакской группе, а к огузской. Но у азербайджанцев есть ряд групп, которые говорят на народном уровне на кипчакских говорах.

Российские статистики и администраторы вот это фиксировали, что есть некие языковые сходства у этих групп. Башкиры в эту группу не входили.

- Второй момент - башкирские идеологи очень углубляются в генетику. Почему так получается? Есть же понимание, что этничность, культура — это духовные этажи жизни человека и по крови они не передаются.

- В Башкирии генетическими исследованиями занимаются уже давно, ещё во времена Советского Союза начали работу. Весьма интересно наблюдать за этими исследователями, потому что итоговые данные оказались не очень удобными для башкирских идеологов. Они никогда не публиковали отдельно результаты по генетическим исследованиям жителей Северо-Запада Башкирии. Они как правило рекламируют результаты своих генетических исследований по восточным и юго-восточным группам башкир. А на Северо-Западе генетика общая для татар и башкир. Вообще-то генетические материалы по своим результатам могут стать толчком для фашисткой идеологии. И в истории такое уже было. В фашисткой Германии черепа мерили, цвет волос и глаз осматривали.

Известно, что ни один народ не формируется только на одной генетической базе.

Я, например, специально проводил генетическое исследование себя. Оказывается мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад. Ну какие татары могут быть в это время? Причем, там отслеживается родство с финикийцами, чеченцами, бактрийцами. Это же древнее население перемещалось из разных районов, перемешивалось. Если такой фундамент вылезает, это же не значит, что имеется в виду современный этнос.

В Башкирии есть несколько групп исследователей-генетиков. Каждая из них хочет побыстрее заработать свою славу. Сразу в этнические дела залезают.

Но серьёзные генетики очень далеки от этих вещей. Я слушал доклады известных ученых, в том числе за рубежом. Во-первых, генетические исследования ещё находятся на самом начальном этапе. Вот если бы был собран весь генетический материал по всему миру, по всем народам, тогда какие-то выводы можно было бы вычленить. Можно было бы узнать о событиях, скажем в Европе, 500-летней давности, кем был предок. А глубже пока все покрыто мраком, очень много неясностей.

- У нас же в Татарстане тоже ведут генетические исследования. В каком направлении они идут? Понятно, что в Башкирии генетикой хотят очертить контуры своей этничности. А как у татар?

- Подобными вещами в Татарстане в основном занимаются любители. Казанский университет было занялся, потом бросили кажется. По факту, есть зарубежные исследователи, которым нужны наши исследования в Татарстане, чтобы добыть местный материал. Здесь в Татарстана наши исследователи являются часть глобального проекта генетических исследований. Заодно мы что-то узнаём и о себе, это да.

В Татарстане несколько тысяч татар изучены. Это уже неплохой результат.

Спешить и делать глобальные выводы об этничности на основе генетических исследований пока не стоит.

Есть ряд московских исследователей, которые уже делают выводы на основе генетики по татарам. Их вывод звучит так: «Татары - все разные».

Это на самом деле очень смешной вывод. Ведь возможно, что такими выводами фиксируется ситуация, бывшая 10 тысяч лет назад.

Мы специально нашли деньги и добыли генетические материалы из внутренней Монголии по маленькому племени татар. Они сохранились в количестве 400 человек и называют себя татарами по племенной принадлежности, но говорят на монгольском языке.

Оказалось, что наиболее близкие родственники этих «монгольских» татар - сибирские татары и наши татары-мишари. Вот как это можно трактовать? Возможно, что из мишарей мы изучили те группы, которые напрямую исходили из времён Золотой Орды. И среди сибирских татар такие есть. Никаких далеко идущих выводов из этого мы не можем делать.

- И третье идеологическое оружие башкирских идеологов - родословные-шежере. Насколько я понимаю, в Татарстане очень многие из татарской интеллигенции завидуют, с какой тщательностью башкиры обращаются к своим шежере. В Башкирии очень хорошо отлажена работа по тому, как с помощью шежере можно любому татарину доказать, что он на самом деле башкир, а не татарин.

- Татары своими родословными тоже занимаются. Например, известный текстолог и специалист по татарским рукописям Марсель Ахметзянов несколько книг издал по этому поводу.

В Башкирии на это обращают особое внимание потому, что них были племенные сообщества, сохранилось много родо-племенных родословных, которые позволяют проследить свои далёкие корни. Когда начинаешь углубляться в эти шежере, то оказывается, что многие шежере связаны с известными татарскими кланами, например, племя Мин (Мең), на территории этого племени основан город Уфа. Сегодня минцы есть в составе ногайцев, в их среде они очень хорошо известное племя. Если ты оттуда и начинаешь искать предка, то вылезет не башкир, а ногаец.

Эти родословные достоверны только более или менее до 17 века. Чтобы этот источник имел научный вид, его надо же перепроверять с помощью других данных. Например, есть эти люди в ревизских сказках? В Переписных книгах? А когда нить уже уходит далеко в глубь, перепроверить это уже невозможно. Можно только в это верить.

Например, есть генеалогии башкирских родов, которые начинаются от Адама. Или от пророка Ноя-Нуха. Есть родословные, которые берут свои начала от Сократа-Локман Хакима.

Башкирские идеологи всё это используют, чтобы конструировать башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир.

Скажем, недавно наш бывший татарский певец Альберт Исмаил в это поверил и заявил, что отныне он башкир.

У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир, которые до сих пор помнят о своих родах и кланах. Да, татары индивидуально разрабатывают свои шежере. Я таких людей знаю много.

- А что стало с клановой структурой общества у татар?  

- Кланы у татар были. Мы фиксируем целые сообщества - были аргыны, барыны, кипчаки, ширины, мангыты. На карте Татарстана их указать нельзя. Мы можем выявить только некоторые их следы.

Вообще, клановые сообщества лучше всего сохраняются в кочевых обществах. По большей части башкиры были кочевниками, некоторые группы на Северо-Запада Башкирии осели относительно поздно, и они сохранили свои родовые маркеры. У татар такого нет, у нас население перемешанное. Только специальные исследования позволяют выявить эти «кусты» кланов.

Например, по нашему эпосу «Чура-Батыр» известен госдеятель Казанского ханства Чура Нарыков. Он жил в направлении селения Дубьязы Высокогорского района. Там есть и шежере Чура-Батыра. Видно, что там проживало племя аргын и у населения есть специфические особенности в языке.

Иногда, в родословных татар обнаруживаются предки-ногайцы, сибирские кланы, например, буркуты.

- Есть у родословных-шежере потенциал стать точкой сборки современных наций, татар, например?

- Маловероятно, что такой механизм сборки нации пригодится татарам. С точки зрения исследования локальной истории - то да. Таким образом можно историю народа при помощи шежере представить. Но у татар роль шежере не будет такой, как у башкир. Так что свою историю мы восстанавливаем иначе.


Читайте также: Дамир Исхаков о том, какой расклад у татар России в Башкирии, в Сибири и на Урале перед Всероссийской переписью в 2020 году


Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 41 материал в сюжете

Перепись населения

В октябре 2020 года проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

21 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ООО
Если уж решили освящать такие вопросы, то надо наверное спрашивать ученых, специалистов федерального или мирового значения, а не псевдоученых с национально - сепаратистским душком из непонятных организаций, которые стали это придумывать на волне национализма 90-х. Уровень одного из ведущих СМИ республики наверное позволяет брать интервью у реальных ученых.
48
70
Ответить

Руслан
Хорошее интервью! Дамир-эфенди один из немногих историков к мнению которых стоит прислушаться.
78
43
Ответить

Фыва
@Руслан Историк? Не смешите людей, кто в 90 голы был в сознательном возрасте и, помнит, как из Татарстана хотели сделать бойню похлеще, чем в Чечне, при помощи а том числе таких вот «товарищей»
36
80
Ответить

Исхаков сказочник , а не историк . Почему он молчит о своей поездки на свою историческую родину
@Руслан в Монголию ?
7
16
Ответить

Гражданин
Татары и Башкиры по факту это один народ, имеющий незначительные отличительные особенности из- за территориальной расположенности - влияние климата, воды, пищи.
29
22
Ответить

guest
По данным переписи 1920 года в Татарской АССР насчитывалось 139 858 башкир, однако к 1926 году, численность башкир искусственно сократилась до 1 752 человек! Все из-за того, что когда в 1922 году Уфимская губерния была присоединена к Башкирской АССР, власти Татарии испугались, что восточные районы Татарской АССР (бывшие Мензелинский и Бугульминский уезды) со 140 тысячами башкир, так же могут присоединить к Башкирской АССР!
56
96
Ответить

Башkopт
@guest Обязательно вернём свои Икские волости (восточная Татария). Алла бирhэ!
15
46
Ответить

Абакан
@Башkopт Да, верните кемску волость
6
3
Ответить

Говорящий правду
Вот каждый из народов что-то пытается доказать, ну вы поймите, каждый останется при своем мнении! Вы этого никогда не добьетесь, я вам гарантирую на все 100%. Таких рассуждений в интернете целый вагон и они ещё никому не оказали большой пользы или помощи.
19
9
Ответить

Говорящий правду
@Говорящий правду Вот сразу видно, кому делать нечего...
11
9
Ответить

Казанский
Очень плохо, что Казанский университет не занимается генетическими исследованиями. Придется потом догонять! Эх!!!
26
2
Ответить

Гайдук
Я уже не первый раз упоминаю, что Сейчас Татары и Башкиры практически Один Народ. Потомки Алтайских Кыпчаков. Исключение составляют Балхары (Българы) - Потомки Бактрийцев , Мещёра (Мишари) - Племя с индоевропейскими корнями, и Бурджяне (Бурзянцы, по греч. Парфяне) - Потомки Верхних (Северных) Курдов. Эти самые Парфяне вместе с Упеями и Аргиппеями формировали ранний БашКурдский Этнос . Баш Кур(д) , Баш Куру (Башкиры) , Горан - Куру , все это означает - Верхние (Северные) Курды. Парфяне издавна были в Союзе с Балхарами, поэтому вот откуда идет Звук о Северо-Западных Башкирах. Только эти самые Башкиры , потомки Парфян и Балхар , но никак не Те, что обитают на Юго-Востоке Башкирии. Эти самые много ближе Алтайцам, чем Бурзянцам (Парфянам) . Подводя итог , выводим следующее: Бурджяне обитали в Регионе еще не менее 5000 лет назад. Балхары и Мещёра обитают на Волге не позднее как с 5 Века Новой Эры. А Кыпчаки появились на Урале и Волге не ранее 9 Века. Они отуречили автохтонное население Волги и Урала , в результате чего появились Татары и Новые, тюркоговорящие Башкиры. Точнее Поволжские и Уральские Татары . Языки их практически не выходят за пределы диалектов, одного языка.
10
30
Ответить

Карт Буре
Смешен и настырен Дамир эфенди. Они похожи с Марселем Ахметзяновым в своих упорствах. Не знаю, понимает ли он, что родство башкир с нугаями или с сибирскими татарами для башкир бесспорный факт и башкиры от этого не комплексуют, а гордятся. Отторжение у башкир возникают, когда их отождествляют с казанскими татарами. Вы бы, эфенди, если бы относились к данному вопросу беспристрастно, то обратились бы существующим картинным и портретным материалам европейских художников начала 19 века, когда так называемые ПРусские, а с недавнего времени предложенные профессором Игорем Панариным называться ГеРусскими, были в состоянии высоко духовных и прогрессивных крепостных холопов. В этом отношении потомки современных евротатар были близки к крепостным. На кой ляд искать свое шежере евротатарам? Когда загодя известно, что ничего путного они не принесут, а вот упереться в тупик - это за просто. Башкиры и дальше будут сближаться с нугаями, себерле, киргизами и казахами, а также с якутами и тувинцами. Эти народы будут костяком новой Орды и они сотрут из памяти народов Северной Евразии все, что связано "руссией" вместе с приставками "П" и "Ге".
25
47
Ответить

Буранбай Ильясов
Человек, сочиняющий о "сословности" башкурт, особенно в отношении башкир восточных районов РТ, не историк. Не имеет права так называться. Пропагандист идеи какой-то, угодной ему и его группе - да, но не тарихсы. Восток РТ заселён древнейшими, V-IX столетий происхождения, башкирскими родами Еней, Юрмый, Гайна, Сулман ( Юламан, Дьюла). Упоминания этих родов есть у известнейшего автор средневековья - императора Византии Константина Багрянородного в его книге "Об управлении империей". Эти рода являются коренными старинными башкирскими вотчинниками этих мензелинских, актанышских, бавлинских, азнакаевских и пр земель востока РТ. Эти рода соприкасались ещё с булгарами, от которых и пошло современное булгарское этниконное ( прозвищное) название башкуртского народа - "башkыр". Отношения с булгарами у башкурт были сложными из-за земельных конфликтов, но в те времена не было "сословий", они появились лишь в при московских царях. Тот человек, который использует ссылки на "сословность" - показывает лишь свой уровень знаний или точнее "апрофессиональность" (профанацию рода деятельности)...
33
63
Ответить

Баш
Началось! А спонсоры из-за океана? Оставьте все, как есть в настоящее время. Не надо пытаться разладить межнациональную дружбу народов. Может спонсоры хотят получить генный материал? Я против!
8
0
Ответить

Ринат
Иметь исторически потверждающиеся документы намного важнее . чем устные предания , которые являются больше сочинениями народного творчества, чем утверждающимися истину документами! Для народа , государственного , это больше похоже на народный фольклор, что тоже небызинтересно, но всё же не суть!
8
2
Ответить

шежере
@Ринат Башкмүиры сохранили письменные шэжэрэ, родословные, они всегда имели статус официального документа при определении владений, даже при получении разрешения на женитьбу, башкирам запрещалось жениться, пока не сменилось 7 поколений в роду. Поэтому было все строго, детей заставляли учить наизусть предков до 7 поколения.
16
29
Ответить

Юра.
Уважаемые господа, почему вы пишете под псевдонимом? Почему вы боитесь друг от друга? Как жили, так и будем жит. Спорте вечно, но к старым никогда не вернёмся. Живём в одной стране. Между республиками нет томожня, нет проволочная погранграница. Давайте, пожелаем же друг другу здоровья, успеха удачи. Уважаемые историки, конечно интересно, что было до нас, но ведь ваше исторические исследования воли, не воли некоторые воспринимает, геополитично, агрессивно, политизировано. Хорошо, что есть Россия, а то некоторые давно в руки взяли бы вилу, топор. Но пока камне держат за пазухой. Это то же опасно
5
4
Ответить

Ильшат Инжирович Акчулпанов
Всем привет. Странно удивление человека, довольно много занимающегося этносами, выводом, что его предок жил 35 тысяч лет назад. Есть какая то другая альтернатива?) После этого тезиса стало просто неинтересно читать статью. Также заявление о тождественности генетических исследований и фашизма- просто глупота. Да, нет такого слова, но и нет тождества. Иначе бы этот деятель обвинил исследования еврейских генетических корней. Остальные высказывания скорее всего такие же однобокие.
6
12
Ответить

Гузель
Много можно спорить о прошлом. Но будущее есть только у тех народов, чьи мужчины способны создавать семьи и жить с представителями своей национальности, растить детей, внуков и правнуков
5
3
Ответить

Руслан
А где сейчас мишари? куда подевался целый народ?
5
11
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite