«Шумят много на этапе стартапа, а умирают бизнесы тихо, как и люди»

«Шумят много на этапе стартапа
Собственница тренинговой компании TeamSoft — о коронавирусе, кризисе,
предпринимательстве и том, как спасти свой бизнес в условиях пандемии.

Пандемия — это проверка на лидерство, неоднократно повторяла собеседница, это история о том, что мы не будем прежними. KazanFirst в очередном антикризисном интервью побеседовал с Гузель Хисматуллиной — собственницей тренинговой компании TeamSoft. Она поделилась своим взглядом на кризис и коронавирусную историю.

— Гузель Фаатовна, TeamSoft на рынке уже 15 лет. Расскажите, чего удалось достичь за это время?

— TeamSoft является лидером на тренинговом рынке. Мы действительно смогли этого достичь. Если компаниям нужно бизнес-обучение либо командообразование, а может, родители хотят отправить детей на развивающий проект, то, как правило, первым, кто приходит в голову, это TeamSoft. Мы себе такую задачу и ставили.

— Вы строили какие-то планы на весну и этот год в целом?

— Конечно. Мне кажется, TeamSoft не умеет не строить планы. В апреле мы должны были всей компанией уехать в Питер отмечать 15 лет. Проектов много было — и детских программ, и корпоративных тренингов. Расписание заполнено на два-три месяца вперед. График был плотный, тем более лето — это сезон по командообразованию.

«Шумят много на этапе стартапа, а умирают бизнесы тихо, как и люди»

— Когда вирус вышел за границы Китая, вы предполагали, что он дойдет до России?

— 6 марта я должна была ехать в Брюссель, но приняла решение остаться здесь. В тот день поняла, что вирус скоро придет в Россию и это будет серьезно. Потом цена на нефть «обрушилась» и оптимизма стало еще меньше. 

В 20-х числах марта мы провели первое собрание с сотрудниками. Поговорили о том, как видим ситуацию, какие прогнозы, что надо делать сейчас. У меня не было никаких иллюзий, более того, в начале марта у меня началась паника. Когда все спокойны, я нервничаю, когда все начинают нервничать, становлюсь очень спокойной, потому что уже появляется план действий. 

— Что происходило с компанией, когда пандемия начала постепенно развиваться в нашей стране?

— Было понятно, что пока коронавирус к нам приближался, надо активно работать. Нужно аккумулировать все финансовые ресурсы, потому что они очень понадобятся. Проводили все, насколько это можно: тренинги, проекты, не отказывались ни от какой работы и при этом минимизировали расходы. У нас уже был вектор — экономим по полной программе.

— Удалось ли плавно адаптироваться к новым условиям?

— Как сказать плавно… Здесь же все плавно, относительно. Пандемия, по сути, не накрыла Россию так, как накрыла, допустим, Испанию, Италию или Америку. Она сама по себе была плавной. Другой вопрос, что решения были не плавные. Мы, как любой бизнес, находимся в поле решений, которые принимает наше правительство. А оно принимало решения не плавно. Раз — завтра мы на работу не идем. Два — 12 мая на работу кто-то выходит. Три — ждем. Понятно, что все не очень ориентировались в этой ситуации. 

Нам как компании приходилось амортизировать эти резкие движения: перестраиваться на самоизоляцию, на дистанционную работу. Поэтому мы постепенно минимизировали расходы, планировали, на сколько месяцев нам хватит, если будем экономить так или эдак. 

«Шумят много на этапе стартапа, а умирают бизнесы тихо, как и люди»

TeamSoft – это прежде всего сильная команда. Мы собрались и обсудили основные векторы работы на самоизоляции, что мы должны сделать, чтобы в сетях Instagram, Facebook было видно, что TeamSoft не падает духом, TeamSoft живет. Начали проводить онлайн-тренинги, запустили много актуальных вебинаров: про самоорганизацию, детей и родителей, про отношения, про продажи, когда тебе говорят «позвоните после коронавируса». Весь апрель вебинары все проводили бесплатно.

Наши клиенты, бизнесмены и предприниматели звонили и спрашивали, как дела, что надо делать, чего не стоит делать. В глубине души у многих были нервозность, страх, паника, тем более что финансовые обязательства с бизнеса никто не снял. Для меня и моих друзей-предпринимателей это тоже проверка на лидерство. 

— В плане?

— Насколько ты как лидер не боишься. Даже если ты растерялся, важно своим людям сказать: «Ребят, все нормально, дышим. Будем делать так-то и так-то. И да, легко не будет». Я всегда говорю, что коронавирус закончится, кризис не закончится, а он реально есть. По малому бизнесу кризис ударил достаточно серьезно. К сожалению, у нас в России так принято: шумят много на этапе стартапа, а умирают бизнесы тихо, как и люди. Мир сейчас такой — он не будет легким. Бизнесу, как и человеку, нужен иммунитет, важно поддерживать жизненные силы в человеке и в бизнесе. Весь апрель TeamSoft этим и занимался. 

Сегодня руководителям приходится принимать жесткие решения: сокращаем персонал, сокращаем помещение и расходы. Мы занимали три этажа, сейчас все перебрались на один. И это еще не предел. 

— Насколько упала выручка в апреле?

— В компании в апреле не было ничего — она не работала. Были только расходы. Знаете, я слушала радио «Серебряный дождь». Дмитрий Савицкий рассказывал, что они делают для выживания. Он говорит, что один месяц содержания компании — это 5 млн рублей. Месяц содержания компании, аналогичной моей, — порядка 1,3 млн рублей. Апрель ты не работаешь — вот тебе минус. Май не работаешь — тебе двойной минус. А догонять крайне тяжело, потому что ты все равно расходуешь, поддерживая жизнедеятельность компании. Поэтому мы держимся пока на запасах. А там посмотрим.

TeamSoft занимается развитием, обучением за деньги, но не ради денег. Это важно. Предприниматель — это человек, который занимается своим делом, зарабатывая этим делом деньги. Для меня это суть предпринимательства. Это история не про деньги, а про дело. Когда ты делаешь свое дело хорошо, ты способен зарабатывать на себя, сотрудников, на развитие. Но я сейчас готова к тому, что будет совсем плохо. Обучение – это не первая необходимость, покупательная способность падает… Один бизнес умрет — другой появится. Свято место пусто не будет. Но грустно, когда вижу, что не справляются бизнесы с человеческим лицом. Конечно, это вопрос диверсификации, изменений. Мы уже меняемся — становимся меньше, проще, мобильнее. Это вопрос выживания в очередной раз, а хотелось бы не выживать, а развиваться.

— Для TeamSoft это не первый кризис, через который пришлось пройти. Чем он отличается от кризиса 2008 года и 2014-2015 годов?

— Я всегда своим клиентам говорю, что с экономическим кризисом справляться мы умеем и проблема экономического кризиса — это вопрос быстроты реагирования. Особенность в том, что коронавирус повлиял на социализацию общества в том числе. Страх деморализует. Мы становимся менее активными даже в бытовых вещах. Это как когда на больничном долго находишься, то потом тяжело выходить на работу, встраиваться в ритм, а его еще и задать нужно.

Вся специфика в том, что мы не знаем, что будет дальше. Будет ли вторая волна или не будет? Ты сидишь и ждешь у моря погоды. Как мне кажется, самая большая проблема — это временная неопределенность. А как все это скажется на экономике, осенью станет понятнее. 

«Шумят много на этапе стартапа, а умирают бизнесы тихо, как и люди»

— В Facebook вы выложили интересный пост в День предпринимателя. Вы написали, что «за огромным количеством слов о поддержке — пустота». Поделитесь вашим взглядом на всю историю с антикризисными мерами поддержки.

— Об этом очень много пишет Настя Татулова, собственница сети кафе «Андерсон». Она пишет об этом очень честно, находит те слова, которых мне зачастую не хватает.

Идеальная поддержка для малого бизнеса — это освобождение от налогов. Я готова платить, когда есть работа. У меня офигенная история — посмотрите на нее. Но освободите на этот период времени, помогите сохранить команду. Это важно! Суть моего бизнеса — это люди. Три месяца не работаем, а зарплату платим, налоги платим. Налоговые каникулы — реальная поддержка… Больше ничего не надо. 

И это бы называлась рука помощи. Простой пример: вот ты заходишь в магазин, в одном тебя без перчаток не впустят и обвинят, а в другом — перчатки лежат: бери, заходи. Это история про реальную руку помощи. Это можно измерить. 

— Почему государство идет по схеме помочь наиболее пострадавшим? По факту же пострадали все.

— Это очень странная формулировка — наиболее пострадавшие. Критерий наиболее пострадавшего тоже непонятный. С точки зрения государства и бизнеса наиболее пострадавшие разные. Государство помогает своим — это логично.

Опыт показывает, что основной запрос предпринимателя к государству — не мешайте, не надо помогать, не мешайте работать. Никто не знает, что будет, когда все немножечко спадет: как нас будут проверять, что будет с налогами, какие проверки ожидать от Роспотребнадзора, от налоговой. У нас карающая система, бизнес напуган, а в сложных экономических условиях для страны напуган намного больше. Сейчас важно не мешать.

— Вернусь к вашему посту. В нем вы написали: «В лучшем случае — с днем выживания». Я бы хотела попросить вас дать несколько, наверное, советов, как же выжить этим предпринимателям, маленьким людям, многие из которых остались ни с чем?

— Я для себя поняла, что это время — проверка на лидерство. Надо расставить приоритеты в бизнесе, определить минимальный план действий, открыто озвучить его команде, быть готовым поменять его в любой момент, не держаться за прошлое.

Нужно пересмотреть структуру расходов, понимая, что расходы, связанные с маркетингом, минимизировать нельзя. Донести планы до команды, клиентов: что мы делаем, как мы живем, как мы развиваемся и что мы будем делать дальше. Чем больше разных идей, связанных с вашим бизнесом, вы протестируете сейчас, тем больше вероятности развития в будущем. 

Важно аккумулировать в своей жизни то, что дает силы, энергию. Я вчера проводила вебинар на 40 человек. Он должен был идти 1,5 часа. Идет уже два часа, и мы продолжаем сидеть и разговаривать. Людям не хочется расходиться, нам просто душевно разговаривать, соскучились. И я понимаю, что жду момента, когда смогу каждого обнять по-особенному, по-новому. Потому что отношение другое. Волна прошла, мы это пережили и остались людьми. Самое важное — остаться людьми. 

«Шумят много на этапе стартапа, а умирают бизнесы тихо, как и люди»

— На ваш взгляд, что случится с малым бизнесом, когда ограничения снимут? Большинству все-таки удастся выжить или мы будем смотреть, как растет число безработных?

— Малый бизнес — это как растение. Его выдернут, а он все равно будет расти. Малый бизнес будет развиваться, на место одних придут другие. Такова специфика. Безработица сначала вырастет, потом выйдет на плато. Но отношение к бизнесу в лучшую сторону не изменится и доля тех, кто мечтает заняться своим делом, навряд ли вырастет.

— Последний вопрос. Для вас как для бизнесмена пандемия — это что или про что?

— Мы никогда не будем прежними. Это про это. Если ты думающий человек, твой бизнес станет немного другим, скорее всего, лучше, мобильнее.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *