«Порой территория даёт народам их имена, а не они сами или их соседи»

«Порой территория даёт народам их имена
Буртасы, Буртасия и загадочный народ Imniscaris — что может их объединять с
татарами-мишарями?

Год родных языков и народного единства как нельзя лучше подходит для того, чтобы заглянуть в историю родов. В этом материале обсуждаем историю появления таких этнонимов, как «буртасы», «мещеряки», «мишари» и «башкиры». Экспертом в этом вопросе для нас выступил казанский историк Искандер Измайлов. В интервью журналисту Ильнуру Ярхамову он подчеркнул, что все эти четыре этнонима схожи по истории своего возникновения. Дело в том, что до сегодняшних дней до нас, конечно, дошли известия о буртасах, есть этнографическая группа русских «мещёра-мещеряки», есть также этнографическая группа среди татар «мишари» и современные башкиры. 

Однако все эти народы получили этноним не потому, что он отражает их собственное самосознание, и не потому, что соседние народы их так назвали. Суть в том, что изначально существовали территории, земли, которые назывались у средневековых авторов, хронистов, историков и путешественников как Буртасия, Мещёра и Башкирия. Неизвестно, что случилось с народами, которые дали названия этим территориям. Но именно позже пришедшие на эти территории народы и стали называться «буртасами», «мещёрой», «мишарями» и «башкирами».

«Порой территория даёт народам их имена, а не они сами или их соседи»

— При всей разнице между буртасами, мещёрой, мишарями и башкирами происхождение их этнонимов, их названий не всегда происходит от самоназвания этого народа. Бывает, конечно, что часто какое-то имя народу дают его соседи. Но иногда происходит другой процесс. Люди, которые живут на какой-то территории, и их соседи через какое-то время воспринимают то историческое место, в котором они живут, как место их идентификации. То есть сама территория или земля даёт народам их имя.  

Например, такой процесс сейчас происходит с мордовским народом. Дело в том, что республика называется как Мордовия, там проживает народ мордва-мокша, на западной территории республики проживает мордва-эрзя, хотя и большей частью она живёт в Нижегородской области. Язык у эрзя и мокша довольно не схож, единого литературного языка у них нет.  

Выходцы из этих республик и из этого народа за пределами Мордовии называют себя мордвой. А внутри республики категорически называют себя или мокша, или эрзя. В переписях это зафиксировано. В общем, получается, что существует как бы три народа: эрзя, мокша и мордва. Это показывает, что очень часто люди-мигранты называют себя обобщённым названием. А такое название чаще всего связано с иноназванием.

— Что известно по буртасам?

— Вряд ли в Урал-Поволжье есть более странный, непонятный и неизвестный народ, чем буртасы. Есть огромный пласт исторической литературы, где трактуется вопрос происхождения буртасов, кто они такие. На моей памяти писали, что буртасы — это часть мордовского народа. Другие говорили, что это часть тюркоязычных племён. Более поздняя точка зрения — они часть асов и аланов. 

Название буртасы оставило довольно-таки серьёзный след в топонимике Урал-Поволжья. Есть названия рек, урочищ и даже названия населенных пунктов.

— Территория Буртасии как-то отразилась в исторических письменных источниках?

— Всё, что мы знаем об этой исторической Буртасии, — всё это мы можем почерпнуть из арабо-персидской историко-географической традиции IX — начала XI века. Сами сведения о Буртасии довольно противоречивые. Например, в одном месте говорится, что буртасы — это земледельческий народ, и он сеет просо. Одновременно пишут, что у них много лошадей и есть верблюды. По поводу языков говорят, что он у них схож с языком хазар и в то же время — с языком булгар. С одной стороны говорится, что хоронят своих умерших, с другой стороны — что они их сжигают. Археологические свидетельства по территории расселения буртасов противоречивы и не позволяют более четко обозначить ареал этого народа и даже сказать, что это за народ.

И вот этнографы и топонимисты собрали все сведения и данные по буртасам и попытались определить ареал распространения топонима Буртасия на карте. Выяснилось, что на берегу Волги, в Предволжье, есть такие топонимы. То есть Буртасия занимает территорию всего Предволжья, начиная от берегов Волги на Севере и до Суры на Юге. Если с Востока на Запад, то это берег Волги и Оки. Вот на такой территории распространены несколько десятков топонимов, которые можно связать с буртасами.

«Порой территория даёт народам их имена, а не они сами или их соседи»

— Буртасов как-то зафиксировали в Русском средневековом государстве?

— Есть источники, которые свидетельствуют, что буртасы — это народ, который связан в Писцовых книгах XVI века (своеобразная перепись населения для этого времени, — Ред.) Русского государства с каким-то служилым сословием. Также сохранились свидетельства многих людей, которые говорили о том, что они служилое сословие, что они буртасы, что они выходцы откуда-то из-за Волги. Всё это затрудняет выработку общего взгляда на этот народ.  

Скорее всего, была какая-то племенная верхушка или племя буртас. Есть объяснение имени буртас, которое восходит к трудам осетинских языковедов. Указывается, что народ по имени «ас» — это аналог понятия «человек». Этим термином именовались аланы. И отсюда понятия «яс», например. Так, в Венгрии есть народ ясы. В русских летописях аланов называли ясами.

— То есть осетины буртас считают своими?

— Да. Они трансформируют «буртас» в «фуртас», то есть «сын асский». Но и в тюркском языке есть народы асы, хасы. Есть абсолютно тюркоязычные народы асы, которые в Средней Азии фиксируются.

— И у тюркских народов, у татар тоже есть право претендовать на буртас?

— Да, у нас сама история с буртасами началась с претензий. В арабских источниках Х века есть сообщение, что булгары воюют с какими-то буртасами. А через некоторое время персидские источники сообщают, что булгары завоевали буртасов. И тот факт, что булгары завоевали буртасов, — об этом также свидетельствует археология. В Посурье и в Примокшанье в XI веке появляются вполне себе булгарские города, булгарская материальная культура, в частности булгарская керамика, украшения и так далее. В общем, Буртасия вошла в состав Булгарского государства.

Но кем именно были буртасы? Что это за народ? Это нам ещё только предстоит узнать. И скорее всего к XIII веку территория Буртасии была мусульманизирована. Жители этой территории превратились в мусульман, у них была мусульманская идентичность. Ну а знать, поскольку территория вошла в Булгарию, скорее всего, была уже булгарской. Вряд ли они могли сохранять булгарское самосознание.

И вот в XIII веке вдруг русские письменные источники начинают упоминать буртас. А до этого вообще не упоминали. В «Слове о погибели Русской земли» появляется упоминание, точнее список народов, которые платили дань князю Владимиру. Среди этих народов упоминаются буртасы. Но тогда никаких реальных буртасов уже не было.

Скорее всего, была территория Буртасия, известная русским средневековым авторам. Всех выходцев из этой территории называли буртасами. А это нужно было упомянуть, потому что эта территория уже была присоединена к Русскому государству. Буртасы также попали в литературные произведения о Куликовской битве.

Значит, Русское государство завоёвывает территорию Буртасии, строится Засечная черта, и вот всё татарское население, которое жило в Буртасии, получило статус «служилого» и стало заселяться по всем служилым территориям Русского государства, то есть на окраинах. Они все были татарами, но так как они были выходцами из Буртасии, их называли буртасами.

«Порой территория даёт народам их имена, а не они сами или их соседи»

— А что о мишарях? Та же самая схема получения этнонима?

— Да. Мишари восходят к некоему народу «мещёра». Впервые этот народ упоминается у готского историка VI века, у Иордана. Его информация, скорее всего, восходит к каким-то готским сказаниям. И вот у Иордана упоминается народ Imniscaris. И вот индоевропейское «M-N-S-C-R» потом превратилось в искажённое слово «мещёра».

И вот за территорией Нижнего Поочья закрепилось название Мещёра, Мещёрский край. Там проживает группа русского населения. Есть версия, что это группа ославянизированной мещеры, у них есть особый рязанский говор, который отличает население от других групп русского населения. Но это же не значит, что этих русских сегодня нужно называть отдельно мещёрой. Сами русские Мещёрского края категорически отказываются, чтобы их называли мещёрой или мещеряками.

— Как тут вклиниваются татары?

— Да, как возникают татары-мишари? Это самый главный вопрос. Татарское земледельческое население, которое проживало на территории Улуса Мукши (современная Мордовия) чуть на север, эта территория потом вошла в состав Нижегородского княжества, а потом с XV-XVI веков — в состав Московского княжества. Татары этой территории в значительной части были служилыми, вошли в состав служилого сословия Русского государства. Они играли активную роль во всех дальнейших войнах и внутренних конфликтах Российского государства. И в писцовых книгах о них писали как о служилых татарах.

И вот под именем «мишари» это служилое татарское население, выходцы из Мещёрского края, начинают расселяться по Засечным линиям Русского государства, которые стали развиваться с конца XVI века. Эти Засечные линии возводятся чтобы отделить земледельческую часть Волго-Уральского региона от степной части, чтобы защититься от постоянных набегов, от постоянных войн, от различных степных народов, от крымских ханов, от Ногайской Орды, от калмыков, казахов и так далее.

Мишари были довольно лояльны Московскому государству. На них можно было опираться в защите восточных и южных рубежей Русского государства.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *