«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство — это то, что кормит меня»

«Я считаю комиксы своим делом
Казанская художница – репетитор по математике, ведущая «вторую жизнь»
в интернете. Она активно рисует комиксы о себе, Казани и России.

Договариваясь о встрече с Марией Васильевой, я совсем не представляла, с кем я встречаюсь. На ее страницах в социальных сетях нет ни одной личной фотографии, только чёрно-белые комиксы. Обычно, услышав слово «комикс», у обывателя возникает ассоциация с детскими книжками, супергероями  или с чем-то несерьезном. Однако комиксы Марии Васильевой далеки от стереотипов.

— Мария, вы закончили мехмат с красным дипломом. Как так получилось, что вы стали рисовать комиксы?

— Я хотела перейти на комиксы ещё до того, как я поступила на мехмат. Увлекаюсь рисованием уже больше десяти лет. По профессии я тоже работаю. Репетитором математики. И выбрала репетиторство, потому оно оставляет мне время для рисования. Комиксами, к сожалению, мне не удаётся зарабатывать. Но это очень мало кому удаётся.

— Значит вы пытались перейти на заработок от хобби?

— Не считаю комиксы своим хобби. Я считаю комиксы своим делом. Оно может приносить доход, а может не приносить. Но это то, чему я уделяю время в том объёме, в каком люди работают. Репетиторство — это то, что кормит меня.

— Как вы продвигаете комиксы?

— Всё, что рисую, выкладываю в Инстаграм (работа соцсети приостановлена в России по решению Роскомндазора, — Ред.). До пандемии коронавируса делала самиздат и продавала его на мероприятиях, ярмарках и фестивалях. После коронавируса всё это прикрыли. И, как ни странно, мне это только помогло. Потому что творчески я стала активнее развиваться. Поэтому сейчас мне достаточно комфортно, что я рисую много и развиваюсь. За исключением последнего месяца, у меня были очень плохие события в жизни. Закончила несколько комиксов в этом году, точнее в прошлом. Этот год только начался. А о деньгах я перестала думать в последнее время, если честно.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

— Какой на комиксы спрос?

— У меня есть несколько публикаций. Я участвовала в Бигфесте. Комиксы раскупаются очень хорошо, когда я вживую сижу и их продаю. Общаюсь с людьми, подписываю, показываю. Они также раскупаются через соцсети. Ещё я рисовала в этом году для сборника татарских комиксов, что-то на заказ в прошлом году. Честно, уже не помню.

— Помните, каким был ваш первый комикс?

— Мой первый комикс был мангой (японский комикс, — Ред.). Это была очень нелепая история, вроде фанфика по «Наруто». Я его публиковала на ReadManga, пока ещё не было SelfManga.

— Почему у вас чёрно-белые рисунки? Считается, что цвета несут в себе эмоции. Почему вы не добавляете их?

— Я всегда рисовала в чёрно-белом стиле. Я не согласна с тем, что цвета несут в себе больше эмоций. Моё знакомство с комиксами началось с манги. Манга чёрно-белая. И манга прекрасно справляется с передачей эмоций. Цвет всегда мне казался лишней информацией. Скорее всего из-за того, что я начинала с манги.

— В наше время многие художники переходят на электронный вариант рисования, а вы создаете комиксы сделаны с помощью пера и туши. Вы сами так решили или кто-то вас направил в этом?

— Я не шла к этому решению, я так сразу начала. Я никуда не уходила и не собираюсь уходить. Мне нравится скрип по бумаге. Мне нравится чувствовать бумагу. Рисую я теперь не только пером и тушью, в последнее время рисую кистью и тушью.

— Что бы вы никогда не нарисовали и почему?

— Ой… Изнасилование. Я не хочу подвергать своих читателей настолько некомфортному опыту восприятия. Я могу упомянуть изнасилование, нарисовать историю о жертве или насильнике, но я не стану показывать сам процесс.

— Как вы относитесь к тому что делает «Шарли Эбдо» — для художника должна быть грань или это только вопрос восприятия?

— Я знаю о существовании «Шарли Эбдо». Сама им не интересуюсь и не отслеживаю его творчество. Я не одобряю цензуру. Творчество должно быть свободным. Зрители сами разберутся, что к чему. Я также не одобряю самоцензуру. Для того, чтобы создать настоящее произведение искусства, люди должны быть искренни. А искренность не всегда приятна.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

— В 2019 году вы писали, что «болеете идеей собрать клуб людей, которые рисуют». Получилось исполнить эту мечту? 

— У нас есть клуб в «Циферблате». Очень маленький, к сожалению. Но он есть. Как минимум проявились люди, с которыми я могу поговорить о комиксах. Это большая отдушина. Его можно расширить, перейдя в онлайн. Но одновременно продолжать встречи в оффлайне, и ещё продолжать онлайн я вряд ли смогу. И сейчас важнее для меня живые люди.

— В соцсетях у вас есть рубрика «Среда обитания», где вы рисуете места, по которым гуляете. Как появилась эта идея?

— Идеи зарождаются на основании эмоционального опыта жизни. Это естественный процесс для художника. Мне трудно сказать какую-то точку, которая щёлкнула, и я решила, что буду рисовать вот это. Что-то зреет внутри. Ищет выхода. Потом оформляется в ту или иную серию работ. Прогулки же помогают придумывать сценарии. Я не могу просто гулять. В голове сразу крутятся какие-то сцены. Они могут быть о комиксах, или о моей жизни. Но просто гулять ни о чём не думая, я не умею.

— То есть идея комикса «Ведьмин отдел» тоже пришла через эмоциональный опыт и прогулки?

— Там я как раз помню, как она возникла. Она возникла при участии в фандомной битве на Dairy. Это глубоко устаревшая антисоциальная сеть. Так называемые дневнички. Они одно время были более популярны, чем сейчас. Сейчас даже я там не тусуюсь. Там проходила так называемая фандомная битва, где люди собираются в команды, рисуют, пишут и выкладывают. И читательским голосованием выбирают победителя. И я собрала команду, которая называлась «Магическая полиция». Потому что я любила дозоры. Любила «Стражу» Терри Пратчетта. И мне хотелось собрать команду в основном по этим темам. Когда я рисовала материал к нашей команде, я воткнула туда собачку Фуражку. Мне пришлось объяснять людям, откуда там собачка Фуражка. Мне пришлось нарисовать комикс про собачку Фуражку. Потом я решила вернуться к этой идеи и переработать её.

— Что сложнее: придумать сценарий или нарисовать его?

— Написать сценарий гораздо сложнее. Рисование — это техническая часть. У меня в ней больше опыта. И если я не знаю, как нарисовать, то я понимаю, как научиться, куда идти, у кого смотреть. Но комиксы — это в первую очередь история. И куда сложнее создать хорошую историю.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

— Отправляли ли вы свои работы куда-то в профессиональные сообщества или за рубеж? Чем это закончилось?

— Я участвовала в КомМиссии (московский международный фестиваль комиксов, — Ред.) и мой комикс занял первое место. Я никогда не ориентировалась на зарубежные издания. Всегда ориентировалась на Россию. Мне всегда было интересно рисовать именно про Россию, именно про то, что происходит со мной и моей страной. Точнее последние годы. В связи с последними событиями я не думаю, что можно выйти с такой продукцией за рубеж.

— Просят ли вас рисовать комиксы в качестве подарка?

— Да, регулярно поступают просьбы. Регулярно я отказываю. Такие вещи очень личные. Мне надо знать человека хорошо, чтобы нарисовать о нём комикс. Я не хочу смущать себя и людей таким внезапным личным подарком.

— Как вы относитесь к стереотипам, что комиксы — это про супергероев?

— Я читала комиксы про супергероев. У меня на полке стоит несколько книг в этом жанре, как «Убийственная шутка». Я очень уважаю этот жанр, ведь он давал работу комиксистам в Америке, когда комиксы не были популярны. Этот жанр держат художников на плаву. Но меня, конечно, раздражает, что он доминирует настолько сильно. Хотя сейчас уже всё чуть лучше. 

— Рисовали ли вы комикс про саму себя и своих друзей?

— Несколько лет такого опыта. Если далеко отлистать мой Инстаграм, то можно увидеть, что все мои комиксы были обо мне. И следующий тоже будет обо мне. Я поставила на паузу текущий проект «Ведьмин отдел». И начала рисовать комикс о том, что происходит со мной сейчас. Не знаю сколько страниц он займет и через сколько выйдет. Но когда у меня очень много эмоций, мне приходится выражать их в комиксе.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

— Вы говорите, что комиксы – это ваши эмоции. Как нынешняя ситуация в мире влияет на творчество?

— Последние несколько дней я была подавлена. Не рисовала. Старалась не думать о том, что происходит. Но банальная истина: нужно беречь себя, нужно беречь людей вокруг себя. И это может быть очень непопулярной точкой зрения, но нужно уважать людей, даже если ты с ними не согласен. Потому раскол в обществе, отказ от диалогов друг с другом — это на самом деле то, что играет на руку условного зла, кого бы в роли зла не видели. У меня есть знакомые и которые полностью повторяют государственную риторику, и есть знакомые, которые полностью повторяют либеральную риторику. И я ни от кого из них не собираюсь отказываться. Слишком много информации, слишком много точек зрения и слишком много усиленной пропаганды этих точек зрения. Мы находимся внутри политики, независимо от того разбираемся ли мы в ней. Она всё равно нас догонит.


Наша справка

Мария Васильева, родилась в 1990 году.

Ведет клуб художников комиксов в «Циферблате», издает чёрно-белый зин «Инкстории»;

В 2018 году — участник сборника «Комикс из Будущего» на «БигФест»;    

В 2021 году её работа «Вечная старость» заняла первое место в московском международном фестивале комиксов «КомМиссия»;

Самый крупный законченный комикс — «Паранормальный всплеск». 

Сейчас художница работает над историей «Ведьмин отдел».


Автор материала: Динара Калиакпарова, практикантка KazanFirst

В материале использованы фото из личного архива Марии Васильевой.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: