«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

Казанская художница – репетитор по математике, ведущая «вторую жизнь» в интернете. Она активно рисует комиксы о себе, Казани и России.

Договариваясь о встрече с Марией Васильевой, я совсем не представляла, с кем я встречаюсь. На ее страницах в социальных сетях нет ни одной личной фотографии, только чёрно-белые комиксы. Обычно, услышав слово «комикс», у обывателя возникает ассоциация с детскими книжками, супергероями  или с чем-то несерьезном. Однако комиксы Марии Васильевой далеки от стереотипов.

- Мария, вы закончили мехмат с красным дипломом. Как так получилось, что вы стали рисовать комиксы?

- Я хотела перейти на комиксы ещё до того, как я поступила на мехмат. Увлекаюсь рисованием уже больше десяти лет. По профессии я тоже работаю. Репетитором математики. И выбрала репетиторство, потому оно оставляет мне время для рисования. Комиксами, к сожалению, мне не удаётся зарабатывать. Но это очень мало кому удаётся.

- Значит вы пытались перейти на заработок от хобби?

- Не считаю комиксы своим хобби. Я считаю комиксы своим делом. Оно может приносить доход, а может не приносить. Но это то, чему я уделяю время в том объёме, в каком люди работают. Репетиторство - это то, что кормит меня.

- Как вы продвигаете комиксы?

- Всё, что рисую, выкладываю в Инстаграм (работа соцсети приостановлена в России по решению Роскомндазора, - Ред.). До пандемии коронавируса делала самиздат и продавала его на мероприятиях, ярмарках и фестивалях. После коронавируса всё это прикрыли. И, как ни странно, мне это только помогло. Потому что творчески я стала активнее развиваться. Поэтому сейчас мне достаточно комфортно, что я рисую много и развиваюсь. За исключением последнего месяца, у меня были очень плохие события в жизни. Закончила несколько комиксов в этом году, точнее в прошлом. Этот год только начался. А о деньгах я перестала думать в последнее время, если честно.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

- Какой на комиксы спрос?

- У меня есть несколько публикаций. Я участвовала в Бигфесте. Комиксы раскупаются очень хорошо, когда я вживую сижу и их продаю. Общаюсь с людьми, подписываю, показываю. Они также раскупаются через соцсети. Ещё я рисовала в этом году для сборника татарских комиксов, что-то на заказ в прошлом году. Честно, уже не помню.

- Помните, каким был ваш первый комикс?

- Мой первый комикс был мангой (японский комикс, - Ред.). Это была очень нелепая история, вроде фанфика по «Наруто». Я его публиковала на ReadManga, пока ещё не было SelfManga.

- Почему у вас чёрно-белые рисунки? Считается, что цвета несут в себе эмоции. Почему вы не добавляете их?

- Я всегда рисовала в чёрно-белом стиле. Я не согласна с тем, что цвета несут в себе больше эмоций. Моё знакомство с комиксами началось с манги. Манга чёрно-белая. И манга прекрасно справляется с передачей эмоций. Цвет всегда мне казался лишней информацией. Скорее всего из-за того, что я начинала с манги.

- В наше время многие художники переходят на электронный вариант рисования, а вы создаете комиксы сделаны с помощью пера и туши. Вы сами так решили или кто-то вас направил в этом?

- Я не шла к этому решению, я так сразу начала. Я никуда не уходила и не собираюсь уходить. Мне нравится скрип по бумаге. Мне нравится чувствовать бумагу. Рисую я теперь не только пером и тушью, в последнее время рисую кистью и тушью.

- Что бы вы никогда не нарисовали и почему?

- Ой… Изнасилование. Я не хочу подвергать своих читателей настолько некомфортному опыту восприятия. Я могу упомянуть изнасилование, нарисовать историю о жертве или насильнике, но я не стану показывать сам процесс.

- Как вы относитесь к тому что делает «Шарли Эбдо» - для художника должна быть грань или это только вопрос восприятия?

- Я знаю о существовании «Шарли Эбдо». Сама им не интересуюсь и не отслеживаю его творчество. Я не одобряю цензуру. Творчество должно быть свободным. Зрители сами разберутся, что к чему. Я также не одобряю самоцензуру. Для того, чтобы создать настоящее произведение искусства, люди должны быть искренни. А искренность не всегда приятна.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

- В 2019 году вы писали, что «болеете идеей собрать клуб людей, которые рисуют». Получилось исполнить эту мечту? 

- У нас есть клуб в «Циферблате». Очень маленький, к сожалению. Но он есть. Как минимум проявились люди, с которыми я могу поговорить о комиксах. Это большая отдушина. Его можно расширить, перейдя в онлайн. Но одновременно продолжать встречи в оффлайне, и ещё продолжать онлайн я вряд ли смогу. И сейчас важнее для меня живые люди.

- В соцсетях у вас есть рубрика «Среда обитания», где вы рисуете места, по которым гуляете. Как появилась эта идея?

- Идеи зарождаются на основании эмоционального опыта жизни. Это естественный процесс для художника. Мне трудно сказать какую-то точку, которая щёлкнула, и я решила, что буду рисовать вот это. Что-то зреет внутри. Ищет выхода. Потом оформляется в ту или иную серию работ. Прогулки же помогают придумывать сценарии. Я не могу просто гулять. В голове сразу крутятся какие-то сцены. Они могут быть о комиксах, или о моей жизни. Но просто гулять ни о чём не думая, я не умею.

- То есть идея комикса «Ведьмин отдел» тоже пришла через эмоциональный опыт и прогулки?

- Там я как раз помню, как она возникла. Она возникла при участии в фандомной битве на Dairy. Это глубоко устаревшая антисоциальная сеть. Так называемые дневнички. Они одно время были более популярны, чем сейчас. Сейчас даже я там не тусуюсь. Там проходила так называемая фандомная битва, где люди собираются в команды, рисуют, пишут и выкладывают. И читательским голосованием выбирают победителя. И я собрала команду, которая называлась «Магическая полиция». Потому что я любила дозоры. Любила «Стражу» Терри Пратчетта. И мне хотелось собрать команду в основном по этим темам. Когда я рисовала материал к нашей команде, я воткнула туда собачку Фуражку. Мне пришлось объяснять людям, откуда там собачка Фуражка. Мне пришлось нарисовать комикс про собачку Фуражку. Потом я решила вернуться к этой идеи и переработать её.

- Что сложнее: придумать сценарий или нарисовать его?

- Написать сценарий гораздо сложнее. Рисование - это техническая часть. У меня в ней больше опыта. И если я не знаю, как нарисовать, то я понимаю, как научиться, куда идти, у кого смотреть. Но комиксы - это в первую очередь история. И куда сложнее создать хорошую историю.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

- Отправляли ли вы свои работы куда-то в профессиональные сообщества или за рубеж? Чем это закончилось?

- Я участвовала в КомМиссии (московский международный фестиваль комиксов, - Ред.) и мой комикс занял первое место. Я никогда не ориентировалась на зарубежные издания. Всегда ориентировалась на Россию. Мне всегда было интересно рисовать именно про Россию, именно про то, что происходит со мной и моей страной. Точнее последние годы. В связи с последними событиями я не думаю, что можно выйти с такой продукцией за рубеж.

- Просят ли вас рисовать комиксы в качестве подарка?

- Да, регулярно поступают просьбы. Регулярно я отказываю. Такие вещи очень личные. Мне надо знать человека хорошо, чтобы нарисовать о нём комикс. Я не хочу смущать себя и людей таким внезапным личным подарком.

- Как вы относитесь к стереотипам, что комиксы - это про супергероев?

- Я читала комиксы про супергероев. У меня на полке стоит несколько книг в этом жанре, как «Убийственная шутка». Я очень уважаю этот жанр, ведь он давал работу комиксистам в Америке, когда комиксы не были популярны. Этот жанр держат художников на плаву. Но меня, конечно, раздражает, что он доминирует настолько сильно. Хотя сейчас уже всё чуть лучше. 

- Рисовали ли вы комикс про саму себя и своих друзей?

- Несколько лет такого опыта. Если далеко отлистать мой Инстаграм, то можно увидеть, что все мои комиксы были обо мне. И следующий тоже будет обо мне. Я поставила на паузу текущий проект «Ведьмин отдел». И начала рисовать комикс о том, что происходит со мной сейчас. Не знаю сколько страниц он займет и через сколько выйдет. Но когда у меня очень много эмоций, мне приходится выражать их в комиксе.

«Я считаю комиксы своим делом, а репетиторство - это то, что кормит меня»

- Вы говорите, что комиксы – это ваши эмоции. Как нынешняя ситуация в мире влияет на творчество?

- Последние несколько дней я была подавлена. Не рисовала. Старалась не думать о том, что происходит. Но банальная истина: нужно беречь себя, нужно беречь людей вокруг себя. И это может быть очень непопулярной точкой зрения, но нужно уважать людей, даже если ты с ними не согласен. Потому раскол в обществе, отказ от диалогов друг с другом - это на самом деле то, что играет на руку условного зла, кого бы в роли зла не видели. У меня есть знакомые и которые полностью повторяют государственную риторику, и есть знакомые, которые полностью повторяют либеральную риторику. И я ни от кого из них не собираюсь отказываться. Слишком много информации, слишком много точек зрения и слишком много усиленной пропаганды этих точек зрения. Мы находимся внутри политики, независимо от того разбираемся ли мы в ней. Она всё равно нас догонит.


Наша справка

Мария Васильева, родилась в 1990 году.

Ведет клуб художников комиксов в «Циферблате», издает чёрно-белый зин «Инкстории»;

В 2018 году - участник сборника «Комикс из Будущего» на «БигФест»;    

В 2021 году её работа «Вечная старость» заняла первое место в московском международном фестивале комиксов «КомМиссия»;

Самый крупный законченный комикс - «Паранормальный всплеск». 

Сейчас художница работает над историей «Ведьмин отдел».


Автор материала: Динара Калиакпарова, практикантка KazanFirst

В материале использованы фото из личного архива Марии Васильевой.


10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Лариса
В детстве было много комиксов по диснеевским мультикам, очень нравились. Ну а позже всё это ушло. Продолжение в виде японских и китайских комиксов уже не получилось. Видимо возраст не тот.
2
0
Ответить

Настя
А что, отличная идея рисовать комиксы в подарок , кто заказчик, тот и герой)))
1
0
Ответить

Илья
@Настя Очень трудоемко, ценник будет высокий. Но думаю можно найти свою аудиторию.
0
0
Ответить

Гость
Красиво, но мрачновата. Так в депрессию можно впасть!
1
0
Ответить

Мария
@Гость А для кого все эти комиксы? Явно не для детишек. Без обид, но те, кто подобное читают * я не про комиксы в целом, а про тематику), у тех явно жизненные проблемы, одиночество наверное.
0
0
Ответить

Не психолог
@Мария Нет, вы не правы!
0
0
Ответить

Мария
@Не психолог Ахха, сказала, как отрезала. А аргументы какие? Представляю картину: жизнерадостные родите читают пост апокалиптическую чушь своему ребенку, все таки комиксы про супер героев, и должны этот посыл нести.
1
1
Ответить

Не психолог
@Мария Это как раз тематика большинства комиксов про супергероев, там большинство героев появилась после апокалипсиса. Не для вас, так пройдите мимо, тупые советы не стоит давать. Каждый делает то, что ему нравится.
0
1
Ответить

Мария
@Не психолог Вы видимо автор или преданный поклонник, всё с вами понятно. Про вас я и говорила.
2
0
Ответить

Тимур
Знаком с Машей Васильевой лично, очень приятный человек, ценю ее творчество - прекрасно, что у нас в городе есть такие интересные авторы с самобытными проектами, а не только официоз и госзаказ. Я сам художник и глубоко уважаю в творчестве независимость, непосредственность - когда видно, что автор не может не творить. К сожалению, не любое искусство конвертируется в деньги, поэтому для художников очень важна моральная поддержка, информационная - молодцы KazanFirst, что опубликовали такое интерью.
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite