Дамир Исхаков: Татары — имперская нация

Доктор исторических наук рассуждает о происхождении татар и о мифах
Доктор исторических наук рассуждает о происхождении татар и о мифах, а также об
актуальных проблемах татар Башкортостана.

Доктор исторических наук Дамир Исхаков в беседе с политологом Русланом Айсиным рассуждает о происхождении татар, прерывистой истории России и ее народов, политическом характере деления татар, попытке установить памятник Ивану Грозному в Астрахани и исторических перипетиях вокруг астраханских татар, а также о проблемах татар Башкортостана.

Дамир Исхаков рассказал, что татары – это не собирательный образ, а особая группа. По существовавшим источникам, это был народ знатный, элитный, именно поэтому татары заняли важные позиции в Золотой Орде.

— Поэтому Золотородынское государство надо рассматривать как татарское государство. Там была монгольская элита, но не многочисленная, — подчеркнул историк.

Кроме этого, Дамир Исхаков рассказал, что историю Московского царства без татар написать просто невозможно. Это объясняется тем, что Московское княжество было очень тесно переплетено с татарскими государствами – это были отнюдь не только враждебные отношения.

— Кто хорошо знает историю, тот понимает, что Московское государство по мере расширения фактически вобрало в себя все основные территории Золотой Орды, — отметил Дамир Исхаков.

Историк обратил внимание на то, что об этом говорят даже символы. Так, двуглавый орёл – это личный знак Чингизидов.

Кроме этого, Дамир Исхаков сказал, что в разных регионах татары впитали разные этнические элементы. Однако эти отличия – не решающие. Поэтому татар нельзя рассматривать как расколотый этнос.

Что касается актуальной темы татар в Башкортостане, историк отметил, что существуют татароговорящие башкиры. Если их не считать, то башкир с настоящим башкирским языком в Башкортостане было всего 15%. По словам Дамира Исхакова, это очень раздражало башкирские политические круги.

— Было не очень понятно, что за Башкирская республика, если башкир там меньше всего, — отметил Исхаков.

Именно поэтому с 1950 годов начались попытки демографического усиления башкирского народа. Решили пойти по пути «башкиризации» татар: очень много татарских деревень были переписаны как башкирские.

Более того, историк подчеркнул, что если настоящая татаро-башкирская пропорция при переписи населения будет нарушена, то в этом случае «надо будет вносить на общественный или даже государственный суд вопрос о нарушении хода переписи».


Читайте также: «У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *