Перевозчики Казани повышать стоимость проезда не станут, если правительство поможет

Падение пассажиропотока больно ударило по автотранспортным предприятиям столицы. Они снова в кризисе. Выхода из него два: рост тарифов либо субсидии от государства.
Падение пассажиропотока больно ударило по автотранспортным предприятиям столицы.
Они снова в кризисе. Выхода из него два: рост тарифов либо субсидии от
государства.

В Казани вновь заговорили о необходимости спасать перевозчиков, которые вот-вот окажутся на грани разорения. Спусковым крючком этой дискуссии стало вроде как рядовое событие — на двух казанских маршрутах (№70 и 71) сменился перевозчик. Они были закреплены за индивидуальным предпринимателем Аликом Умаровым. Жители Казани, активно пользующиеся ими, периодически жаловались на то, как работают автобусы. Сыпались упрёки на переполненность, большие интервалы и так далее. 

В дело вмешался депутат Казгордумы Евгений Чекашов, который был избран по Арбузовскому округу в этом году. В итоге предприниматель ушёл c маршрута. Сейчас они временно обслуживаются МУП ПАТП-2. 

«Говорить о необходимости повышения тарифов не могу»

Но тут главный вопрос: почему же всё-таки ушёл предприниматель с маршрутов? Ушёл потому, что пассажиры недовольны его работой? Или потому, что бизнес нерентабельный и вести дела проблематично? 

Председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков занял позицию, что городские перевозчики сегодня в бедственном положении из-за коронакризиса. 

— В этом году огромную роль в пассажирских перевозках сыграла пандемия. Была зафиксирована рекордная цифра: пассажиропоток весной упал более чем на 80%. Но ведь саму транспортную работу никто не отменял. Нужно, как обычно, обслуживать и заправлять автобусы, всем сотрудникам оплачивать зарплаты. На общественном транспорте весной бесплатно передвигались медицинские работники и волонтёры. Пассажиропоток до сих пор не восстановился до показателей, которые были до пандемии, — рассказывает собеседник.

Перевозчики Казани повышать стоимость проезда не станут, если правительство поможет

По его словам, для транспортников большим подспорьем, конечно, оказались федеральные кредиты. 

— Правда, не все их смогли получить. В группу риска попал индивидуальный предприниматель Умаров. Вслед за ООО «Агромир» лизинговая компания изымает автобусы у него. Перевозчик ещё в прошлый понедельник обратился в комитет Казани по транспорту и сообщил, что вынужден из-за этого уйти с рынка пассажирских перевозок, — говорит Темляков.

Перевозчики смогли достигнуть некоторого компромисса с лизинговыми компаниями, которые дали отсрочку. Впрочем, даже это проблемы глобально не решает. Уже со следующего года платежи придется возобновить.  

— И нам нужно будет платить лизинговые платежи не только за текущий период, но и выплачивать накопившиеся долги. Доходы автотранспортных предприятий не увеличились. А работникам предприятий нужно повышать зарплату. Иначе сотрудники, которых, как вы знаете, и так не хватает, уйдут. Им нужно кушать, а цены в магазинах на продукты повышаются. Чтобы изыскать средства, сейчас приходится сокращать нерентабельные рейсы в вечернее время. И это уже замечают пассажиры, — продолжает спикер. 

На вопрос, значит ли сложившееся положение перевозчиков то, что они инициируют пересмотр стоимости билетов в автобусах, Темляков ответил отрицательно. 

— Понимаем людей, наших пассажиров. Перевозчики не сторонники постоянного повышения тарифа за проезд в автобусах. Перевозчики надеются, что от правительства Татарстана будет помощь, помогут решить вопрос с покрытием убытка, что, возможно, примут решение об адресной субсидии. Также перевозчики надеются закрыть вопрос с компенсацией за льготников. Было бы замечательно, если бы за льготников платили полным рублём, то есть 30 рублей, сколько платит обычный пассажир. Этого было бы достаточно. Надеемся, что правительство Татарстана пойдёт навстречу и поможет. Говорить о необходимости повышения тарифов не могу, пока не считали, — заявил он. 

Перевозчики Казани повышать стоимость проезда не станут, если правительство поможет

Сам Алик Умаров, судя по всему, не расстраивается, что потерял два казанских автобусных маршрута. На ситуацию он смотрит чуть более позитивно, чем Темляков. 

— Я написал заявления, сдал маршруты. Я как нормальный человек с маршрута ушёл. Зачем людей подставлять? Зачем с ними воевать? Пока у меня экономика по маршрутам этим не складывается. Я не ушел с рынка, у меня остался 101-й садоводческий маршрут. Новых машин нет. И непонятно, дадут мне их или нет. У меня два месяца ещё есть. Ровно столько будет организовываться конкурс для перевозчиков маршрутов 70 и 71. В принципе я могу купить машины и выставить их заново. Я когда в лизинг брал, не рассчитывал, что у меня в итоге окажутся такие долги. Платы за лизинг очень большие для меня. Я не рассчитывал, что так получится, — рассказывает предприниматель. 

В Госкомитете РТ по тарифам подтвердили KazanFirst, что в конце ноября тарифы на проезд в общественном транспорте будут пересматриваться. Закрытым или открытым для общественности (журналистов) будет рассмотрение этого вопроса, в комитете пока не определились. Но напомним, что в прошлый раз пересмотр тарифов проходил в закрытом для журналистов режиме, что сильно раздражало и нервировало горожан. 

«Не хотелось бы, чтобы все ограничивалось банальным поднятием цены на проезд»

Негативную реакцию горожан в случае повышения стоимости проезда предрекает депутат Казгордумы Евгений Чекашов

— Год действительно тяжелый. У кого-то произошли сокращения, у кого-то упали доходы. Для простого обывателя поднятие цен на билет очень сильно отразится на жителях города, которые пользуются общественным транспортом, и это, безусловно, вызовет негативный резонанс, — заявляет народный избранник. 

В то же время депутат соглашается, что автоперевозчикам сейчас действительно непросто. Переход на удалёнку, сокращение переездов уменьшило выручку транспортных предприятий. 

— Они тоже находятся в проблематичной ситуации. Это надо иметь в виду. Если посмотреть, то у каждой медали есть две стороны — всё-таки и город, и республика достаточно мудро принимают решения. У нас есть Центр экономических и социальных исследований, Госкомитет по тарифам. Я надеюсь, они объективно и досконально изучат экономику автотранспортных предприятий и примут выверенное решение. Мне не хотелось бы, чтобы их решение ограничивалось лишь банальным поднятием тарифа, — заявляет Чекашов.

Перевозчики Казани повышать стоимость проезда не станут, если правительство поможет

Вместе с тем казанцы, может, и приняли бы рост цен на проезд, но многие жители высказывают неуверенность относительно того, что вслед за этим последуют изменения в качестве обслуживания. Кондукторы по-прежнему будут хамить, а водители устраивать гонки на дорогах, считают горожане.  

— Мы очень плотно работаем с комитетом исполкома Казани по транспорту. Я внимательно работаю с наказами жителей, которые есть в моём округе. Мы четко понимаем, что до недавнего времени был большой негатив по перевозчикам. Совместными усилиями с комитетом по транспорту, с активными жителями мы поменяли перевозчика. Сейчас в моем «Инстаграме» есть обратная связь. Разница между тем, как это было, и тем, как это стало, впечатляет. Черный нал, обилечивание без кассы, не всегда приветливые кондукторы — это всё было, с этим мои избиратели сталкивались. Отрицать не могу эти проявления у перевозчиков. Но сейчас я от моих избирателей получаю совсем другие отзывы. Мне пишут о вежливых кондукторах, об аккуратных автобусах, об оплате через кассу, что никто наличности не требует. Значит, то решение, за которое мы бились, оказалось правильным, — говорит депутат. 

Коррупция у перевозчиков

Новый виток городской дискуссии, стоит повышать цены за проезд в автобусах или нет, в этом году играет весьма интересными оттенками. Дело в том, что осенью начались судебные разбирательства над бывшим директором МУП ПАТП-4 Наилем Садриевым, который обвиняется в превышении должностных полномочий, и уже нынешним руководителем МУП ПАТП-4 Айратом Исхаковым — ему так же инкриминируют аналогичные статьи. 

Перевозчики Казани повышать стоимость проезда не станут, если правительство поможет

Садриев предприятием руководил более 20 лет. С 2017 года он начал фиктивно трудоустраивать людей в ПАТП-4. Ущерб, нанесённый МУПу, оценивается в 6 млн рублей. Садриеву также инкриминируют приобретение «Лексуса», а это ещё 1,2 млн рублей. 

Айрат Исхаков обвиняется в том, что с ноября 2017 года и по июнь 2020-го со счетов автобусного парка вывел более 3,5 млн рублей, что он занимался фиктивным трудоустройством людей. Ему грозит статья УК РФ №286, ч.1 («Превышение должностных полномочий»). Исхаков так же, как и его коллега, подозревается в незаконной оплате расходов на автомобиль Lexus, которым он пользовался в личных целях.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *