Они ценят в них свежесть и натуральность, а потому готовы приобретать их по цене
выше, чем в сетевых магазинах.
Агентство «ПромРейтинг» представило исследование, по которому опросило жителей крупных городов Татарстана (свыше 100 тысяч человек), как они приобретают и потребляют местную фермерскую продукцию.
Исследователей заинтересовали небольшие фермерские хозяйства и их продукты, выпускаемые ограниченным объёмом под реализацию городскому населению внутри региона. Им стало очевидно, что в городском сообществе есть те, кому нужны продукты питания. При этом их уже не устраивают продукты, продающиеся в магазинах шаговой доступности. У этой группы горожан уже утрачена связь с деревней через родственников, но при этом у них есть деньги, чтобы купить фермерскую продукцию, пусть даже она будет дороже тех, что есть в сетевых магазинах.
Большая часть респондентов (44%), опрошенных авторами исследования, под «фермерской продукцией» подразумевает те, что произведены в небольших крестьянских хозяйствах в небольшом количестве. На втором месте те (21,6%), кто понимают под этим видом продуктов питания то, что произведено в экологически чистых условиях. На третьем — те, кто считает, что фермерское — значит, произведенное без химии.
Абсолютное большинство (более 81,3%) относится к фермерской продукции положительно. При этом часть (22,7%) респондентов отвечает, что ещё никогда не покупали их. Другая часть (21%) населения призналась, что приобретает ее раз в месяц и чаще.
Главное требование к такой продукции — свежесть (78,5%), натуральность (66,7%), вкус (38%) и доверие к продавцу (36%).
Исследование также выявило, что львиная доля жителей Татарстана всё ещё не готова покупать продукты питания по интернету (76,1%). Хотя очевидно, что относится к этой возможности положительно.
Авторы делают ряд выводов.
1) Главными преградами для жителей крупных городов Татарстана на пути потребления фермерских товаров являются: транспортно-логистические трудности, риск отсутствия конкретных товаров в точках продаж, высокая, по отношению к сетевым магазинам, стоимость продуктов.
Другими словами, горожанам неудобно, что сельхозярмарки обычно проходят в субботние дни в очень раннее время. Это же касается и тех фермеров, что развозят свою продукцию по дворам домов на улицах Казани.
2) Наиболее востребованными видами фермерской продукции среди жителей крупных городов Татарстана являются молочные продукты, мясо и яйца.
3) Казанцы в среднем разборчивее относятся к фермерским продуктам, чем жители других крупных городов Татарстана.
4) Привлекательный внешний вид фермерских продуктов для казанцев имеет существенно большее значение, чем для жителей менее крупных городов.
5) Казанцы по сравнению с остальными больше склонны к покупке фермерских продуктов по рекомендациям.
Глава КФХ в Высокогорском районе Минсина Латыпова рассказывает, что у неё есть два канала сбыта молочной продукции. Она молоко сдаёт на завод, а часть уходит в кооператив, который собирает молоко ещё с двух соседних Латыповой молочных хозяйств. Всё это потом сбывается в Авиастроительном, Ново-Савиновском и Советском районах Казани.
— Мы замечаем, что горожане проявляют интерес к молоку в зависимости от сезона. Сбывать получается от 8 до 14 фляг в зависимости от спроса, — рассказывает Латыпова. — У нас есть свои постоянные клиенты. В основном покупают бабушки и дедушки. Молодёжь не встаёт так рано, чтобы купить нашу продукцию. Им легче что-то купить в магазине. А вот бабушки и дедушки в 6 часов утра уже проснулись и ждут нашей продукции.
На предложение сделать развоз и продажу молока в более удобное время, а не так рано, фермер ответила отрицательно.
— Нам нужно и молоко у коровы взять, а потом и продавать. Пусть лучше они под нас подстроятся как фермеров. У нас же своих дел полно. Нам и сено косить надо, и корм заготовить, и по дому много работы, — рассуждает Латыпова.
— Наши фермеры приезжают в субботу на рынок, где обычно происходит прямое общение между производителями фермерской продукции и горожанами. Продавцы и покупатели торгуются между собой. В целом у горожан положительное отношение к фермерской продукции, — отмечает председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров.
О том, что продукция фермерских хозяйств реализуется в не очень удобных условиях для горожан, Байтемиров знает.
— Ситуацию, что горожане хвалят фермерскую продукцию, но им неудобно просыпаться рано для сельских ярмарок, ездить куда-то конкретно, из-за чего они отдают предпочтение сетевым магазинам у дома, решить можно. Для этого нужно создать отдельный торговый центр для фермеров и их продукции, — говорит собеседник.
Отдельно он отметил, что с фермерами активнее должны взаимодействовать сетевые ритейлеры. Ведь в магазине у дома всегда должна быть свежая продукция. Это, кстати, могло бы отчасти решить и вопрос с тем, что не всем удобно ехать рано на ярмарку. Фермеры оставляли бы продукты в магазинах, а покупатель бы уже в удобное ему время приходил за ними.
— Мы понимаем, что у сетевых ритейлеров в основном крупные поставщики. Но нам нужно стремиться к тому, чтобы создавать особую систему реализации нашей фермерской продукции, — считает Байтемиров.
И здесь крупные сети должны обратить внимание на то, что каждый третий житель Татарстана регулярно приобретает товары у фермеров. Что говорит о востребованности продуктов сельхозпроизводителей.
Comment section