в столице Татарстана, что составляет их основной доход и поделились мнениями о
появлении уроков по компьютерным играм в школьной программе.
В видеоигры по данным компании DFC Intelligence играют 3,1 млрд человек или около 40% населения Земли. Почти 1 млрд следят за турнирами, и это число растет с каждым годом.
Один из многочисленных турниров по Dota 2 с призовым фондом 100 000 рублей прошел на арене CyberX в Казани. В проекте NewPeople Cyber Cup приняло участие 25 команд из разных городов страны. Первое место заняла казанская команда XiXiXi.
«Можно было и почаще»
— Хочется, чтобы со временем Казань стала центром киберспорта, чтобы сюда приезжали спортсмены из всех уголков планеты. Казань может повторить успех Шанхая, — выразил надежду в приветственном слове депутат Госдумы России Амир Хамитов.
Участники команды победителей обращают внимание на небольшое число крупных турниров в городе. Адель Зиннатуллин — лучший игрок по результатам NewPeople Cyber Cup, замечает, что в начале дела обстояли иначе.
— 7-8 лет назад ланы — турниры, проходящие оффлайн — не были редкостью и на них приходило довольно много команд. Однако сейчас, если будет 2 турнира за год, то уже хорошо. Но всё же уровень вырос, они стали более масштабными и серьёзными, хоть и отчасти потеряли свою «ламповость», — говорит Зиннатуллин.
На фоне геополитической ситуации игроки не видят изменений в киберспорте и оптимистично относятся к развитию своей сферы в России в будущем.
— Киберспорт в России никак не поменялся. Думаю, в скором времени ожидается переход на новый уровень, — подчеркивает Тимур Маврин, один из топ-50 лучших игроков Европы по Dota 2.
Для многих важным оказывается признание киберспорта на народном уровне. Согласно опросам, только 14% процентов населения считают гейминг самостоятельной спортивной дисциплиной. На федеральном уровне он включен в соответствующий реестр с 2016 года.
— Могу предположить, что Федерация компьютерного спорта сможет укрепить своё влияние в сфере спорта и добиться его признания на народном уровне, — считает Адель Зиннатуллин.
«Только у единиц получается выйти на профессиональный уровень»
Основной доход киберспортсмена — зарплата и призовые. Киберспорт привлекает спонсоров масштабностью аудитории. По информации журнала «Forbes» в 2019-м чемпионом по заработанным призовым стал финский игрок в Dota 2 Ессе «JerAx» Вайникка — $3 163 536. Суперзвезды получают зарплату в $35 000 в месяц. Но выйти на профессиональный уровень достаточно сложно.
— Если говорить о командах, которые занимают более высокие места, то, конечно, основной доход — призовые. А если результаты незначительные, то зарплаты. Порог у всех разный, кому-то будет легко, кому-то тяжело, а зарабатывать — это как пойдет, — поделился игрок команды XiXiXi Аслан Халилов.
Участия в турнирах требуют времени, сил и терпения. Тимур Маврин рассказал, что только у единиц получается выйти на профессиональный уровень. Команда, по его словам, тренируется ежедневно по 5 часов. А Адель Зиннатуллин подчеркивает важность анализа игр, совместного времяпрепровождения и отдыха.
— Помимо личных тренировок в рейтинге, играют тренировки 5 на 5 с другими командами, пересматривают и обсуждают командой свои игры, игры других команд, играют 2 на 2 внутри команды для тренировки лайнинга, а также могут играть в другие командные игры для того, чтобы сблизиться друг с другом и отвлечься, — добавляет Зиннатуллин.
Киберспорт в школьной программе
Максим Флёр — президент Федерации компьютерного спорта, в интервью телеканалу «Москва 24» заявлял, что уроки физкультуры можно дополнять киберспортивными дисциплинами в объеме один к одному:
— Такие навыки, как коммуникация, работа в команде, важны для любого человека и в спортивной карьере, и в офисной работе.
В некоторых странах киберспорт, действительно, появился в школьной программе. С 2015 года эту дисциплину преподают в трех образовательных учреждениях Швеции и в нескольких школах Норвегии. Но не все игроки видят необходимость в появлении классов по киберспорту.
— Великими спортсменами становятся не на уроках физкультуры, так что не вижу в этом смысла, — говорит Аслан Халилов.
Адель Зиннатуллин предлагает вводить факультативы и секции по компьютерным играм.
— Как вариант, можно ввести факультатив или секцию, чтобы это было необязательным, а для тех, кто загорелся идеей стать киберспортсменом. Кроме того, киберспорт имеет огромное количество подразделений в связи с количеством игр с соревновательной составляющей, поэтому делать урок по определённой игре будет неправильно, по моему мнению, — сказал собеседник.
А вот Тимур Маврин не против таких уроков в школах. Молодой человек уверен, что ученики будут посещать занятия с удовольствием.
Но киберспорт как образовательная программа чаще встречается на высшем уровне образования. В России можно поступить в Российский госуниверситет физкультуры, спорта, молодежи и туризма на кафедру информационных технологий. Специализация называется «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)».
Киберспорт vs традиционный спорт
Депутат Госдумы Светлана Журова в интервью «Москве 24» высказала опасения, что киберспорт может помешать развитию традиционных видов спорта.
— Из-за киберспорта мы теряем будущих великих спортсменов, способных стать олимпийскими чемпионами. Очень жаль, но это их право выбора, — считает парламентарий.
И Аслан Халилов видит в этом будущее:
— Ничто не вечно. И то, что когда-нибудь киберспорт затмит традиционный спорт, всего лишь вопрос времени.
А вот Адель Зиннатуллин не поддерживает мнение сокомандника, пологая, что утратить другие виды спорта невозможно.
— Я лично не верю в это, потому что другие виды спорта уже стали полноценной частью жизни людей. Потенциально киберспортсмен мог добиться высот в другом виде спорта, если бы не начал играть, но так можно сказать о любом виде спорта по отношению к другому, — подытожил Зиннатуллин.
Автор материала: Валерия Купцова, практикантка KazanFirst
Comment section