Ученые КФУ открыли вспыхивающий редкий тип двойных звезд

Переменная находится на расстоянии 780 световых лет от Земли.

Мировые исследователи, среди которых были и ученые из КФУ, нашли редкую катаклизмическую переменную типа AM Гончих Псов (AM CVn), находящуюся на расстоянии 780 световых лет от Земли.

Двойная звездная система SRGeJ0453 открыли, искав катаклизмические переменные. Система состоит из белого карлика массой 0,85 массы Солнца и гелиевой звезды – донора вещества, ее масса – 0,044 массы Солнца.

Звезды типа AM Гончих Псов — это редкий тип катаклизмических переменных. По словам ассистента кафедры астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильхама Галиуллина, в этих ультракомпактных двойных системах орбиты звезд расположены очень близко. Белый карлик перетягивает вещество со звезды-компаньона, богатой гелием. Такие звездные системы – это своего рода природные лаборатории для изучения процессов аккреции в экстремальных условиях. Считается, что подобные системы образуются в результате эволюции катаклизмических переменных, где шли процессы переноса массы и образования общей оболочки. Ученый отметил, что на данный момент астрономами мира обнаружено всего восемь подобных систем.

Уникальную переменную нашли среди огромного количества рентгеновских источников и выявили первые признаки периодичности. Такая синергия между рентгеновскими и оптическими обзорами всего неба говорит о наличии огромного потенциала и перспективах в исследовании астрофизических систем. Об этом сказал главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Марат Гильфанов.

Чтобы подтвердить данные, использовали крупнейшие телескопы мира с диаметром зеркала в пять и десять метров. Благодаря наблюдениям через такие крупные объективы ученые получили высокоточные оптические спектры и подтвердили природу SRGeJ0453 как катаклизмической переменной типа AM Гончих Псов.

На данный момент ученые уже подтвердили изменчивость блеска и впервые определили орбитальный период системы SRGeJ0453, что является одним из фундаментальных параметров катаклизмических переменных. Данные показали, что тела вращаются друг вокруг друга с периодом 55 минут.

Ранее KazanFirst писал, что ученые начали использовать новый метод анализа опухолей.