пользоваться системой. А потребитель уже сам будет решать, скачивать ли ему
приложение
Ильнур Ярхамов — Казань
С 2017 года Россельхознадзор предложит производителям пищевой продукции в России использовать динамический штрихкод — потребитель при покупке, например, пакета молока через смартфон сможет прочитать штрихкод и узнать, кто и где доил корову, какими комбикормами она питалась.
Хоть нововведение и выглядит как рекомендация надзорного ведомства, резиденты It-парка в Набережных Челнах уже создали приложения для смартфонов, которые считывают дополнительную информацию со штрихкодов. Они считают, что пользователям такие сервисы не нужны.
По словам разработчиков, покупатели в большинстве своем не интересуются дополнительной информацией о продуктах, потому что им достаточно один раз получить информацию. Мнение потребителей уже сформировалось, они не видят нужды перепроверять его.
С середины прошлого года все предприятия, выпускающие пищевую продукцию, смогут оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в электронном виде. Эти данные будут собираться в федеральной информационной системе «Меркурий».
«Заставлять никого мы не будем. Большое количество участников оборота пищевой продукции сами заинтересованы в использовании динамической маркировки. Для них это удобно в плане автоматизации процесса приемки», — рассказывал ранее «Российской газете» замруководителя Россельхознадзора Николай Власов.
Сама инициатива не станет «законодательным документом», заверил чиновник. По его словам, на начало 2016 года надзорное ведомство подписало меморандум об общих целях с отдельными компаниями и предпринимательскими объединениями. С кем именно, чиновник не уточнил.
Власов отмечал, что новые штрихкоды поддержат ритейлеры. Они страдают от просрочек и от продукции низкого качества. «Часто бывает, что виноват не магазин, но перед потребителем отвечает именно он. А эта маркировка позволит устроить процесс таким образом, что некачественная продукция просто не будет попадать на полки», — говорил Власов.
Резиденты It-парка в Набережных Челнах Сергей Бурков, менеджер проекта «Съедобно», и Рустем Халиков, руководитель проекта 2code.ru, разработали приложения для считывания штрихкодов с продуктов питания (приложение «Съедобно») и с алкоголя (Алкорейтинг).
«Сейчас эти проекты заморожены. Это все работает, но людям они неинтересны, им лень доставать телефоны, наводить его на штрих код», — сетует Бурков. Это следует из количества скачивания в PlayMarket и его использования, поясняет он. Всего приложением воспользовались 10 000 человек. Средняя оценка пользователей — 4,2 балла.
«Как правило, человек попользовался приложением 1-2 раза, но он к этому не привыкает, у него нет желания дальше это использовать», — поясняет он. По его словам, у потребителей уже сформировался определенный пул продуктов.
«В нашей базе было около 70 000 продуктов от крупных и федеральных производителей», — рассказывает Бурков. Он замечает, что у продуктов местного изготовления информации о составе, времени и способе изготовления обнаружить не удалось.
«У нас была полушуточная идея. Мы решили собирать отзыв у потребителей алкоголя», — рассказывает Бурков. По словам Халикова, для алкогольных напитков предполагалось использование двойного штрихкода. Первый — информация о продукте, его путь до прилавка магазина и т.д. А второй — через QR-код сообщает об отзывах и месте в специальном рейтинге.
Главной целью разработчики видели защиту потребителей от контрафактной продукции. Это приложение скачали около 1000 пользователей, а средний балл — 4. Но оно также оказалось ненужным.
Впрочем, то, что нельзя сделать на свободном рынке, вполне можно добиться с помощью административного ресурса. Ничто не мешает Россельхознадзору обязать производителей продуктов пользоваться системой «Меркурий». А потребитель уже сам будет решать, скачивать ли ему приложение.
Comment section