АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

«Странное» дело о миллионном кредите рассматривают по второму кругу.
«Странное» дело о миллионном кредите рассматривают по второму кругу.

Конкурсный управляющий Татфондбанка — Агентство по страхованию вкладов продолжает судебную тяжбу с главой ПСО «Казань» Равилем Зиганшиным. Основанием для разбирательства стало то, что гендиректор строительной компании в декабре 2014 года взял потребительский кредит в Татфондбанке на 7 млн евро, что по тогдашнему курсу ЦБ равнялось примерно 520 млн рублей. В качестве поручителей в сделке выступили само ПСО «Казань», а также связанное с Зиганшиным ООО «Дорстрой». При этом ПСО «Казань» открыло в Татфондбанке депозит на сумму 500 млн рублей. Сроком возвращения кредита значилась дата 22 декабря 2016 года, но с 15 декабря ЦБ РФ ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов ПАО «Татфондбанк» на три месяца. 

Юристы Зиганшина и ПСО «Казань» считают, что канувшие в Татфондбанке 500 млн рублей перекрыли взятый кредит. У конкурсного управляющего другое мнение. На стороне АСВ был Советский районный суд Казани, апелляция и кассация тоже ПСО не помогли.

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

Дело дошло до Верховного суда РТ. В ходе майского заседания стало известно, что заемщик допускал просрочку по кредиту, в связи с чем по состоянию на 19 мая 2017 года образовалась задолженность на сумму 7,5 млн евро, из которой основной долг составляет 6,9 млн евро. Зиганшин обратился к Татфондбанку со встречным иском, считая кредитный договор исполненным и указав на то, что 22 декабря 2014 года ПСО «Казань» по договору банковского вклада открыло депозитный счет на сумму 420,8 млн рублей, а право требования по указанному депозиту было заложено банку 9 декабря 2016 года «в обеспечение обязательств заемщика Зиганшина» по кредиту 7 млн евро. Тогда же, 9 декабря, за несколько дней до краха Татфондбанка, между ним и ПСО «Казань» был заключен договор с целью перечисления денег на залоговый счет с депозитного. По условиям договора ТФБ мог выполнить перевод денег без распоряжений ПСО «Казань». На этом основании, по мнению главы строительной компании, деньги с депозитного счета перешли в распоряжение банка, утверждал в мае юрист АСВ.

К слову, кредит Зиганшину выдали под 6% в год, а вклад ПСО «Казань» в Татфондбанке сделали под ставку 24,29% годовых. Отметим, что кредит оформлялся на пике курса евро к рублю.

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

— Заемщик погасил кредит на общую сумму 56 млн рублей, при этом за этот же период за пользование вкладом он получил от банка 169 млн рублей, — заявил на майском заседании в Верховном суде РТ представитель АСВ Александр Павленко. — Очевидно, что сделка не имеет экономической целесообразности для банка. По состоянию на 25 ноября 2016 года на счете ПСО «Казань» числилось 570,8 млн рублей. Начиная с 28 ноября ПСО «Казань» направляет в банк требования о досрочном погашении этих депозитов. Общая сумма заявок на вывод денег из Татфондбанка — 550 млн рублей. Банк исполнил заявки частично — чуть более 100 млн рублей, остальные деньги не вернул, потому что их у него просто не было. С 30 ноября банк не исполнял обязательства клиентов, а по состоянию на 8 декабря таких требований было на сумму более 4 млрд. В этих обстоятельствах ПСО «Казань» попыталось вывести денежные средства, но у него это не получилось. 9 декабря в обеспечение исполнения обязательств Зиганшина заключаются одновременно договор поручительства и договор о залоге этого вклада, на котором осталось числиться 420 млн рублей.

Юрист АСВ добавил, что одновременно с этим был подписан договор открытия залогового счета, который заключался на случай обращения взыскания на кредитные деньги, чтобы списание производилось с залогового счета.

Верховный суд РТ вынес решение в пользу конкурсного управляющего, таким образом, обязав ответчика вернуть полмиллиарда в конкурсную массу Татфондбанка. Однако вскоре дело вновь вернули на рассмотрение в Советский районный суд Казани.

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

В ходе процесса, прошедшего 15 октября, представитель ПСО «Казань» Станислав Захаров отметит, что дело возвращено на пересмотр в Советский райсуд с целью уточнения объема требований. Посмотреть на то, как суд будет уточнять сумму претензий, пришло около 30 пострадавших вкладчиков Татфондбанка. В разговоре с журналистом KazanFirst одна из вкладчиц отметила неожиданную смену судьи: Азат Сунгатуллин очень щепетильно подбирал даты для проведения процессов, чтобы они не пришлись на его отпуск, но дело в итоге передали Ринату Шарифуллину.

На вчерашнее заседание Шарифуллин пришел в сопровождении двух приставов.

Представителей ПСО «Казань», Равиля Зиганшина и ООО «Дорстрой» так же не покидал неизвестный, расположившийся в зале аккурат позади них. Юрист АСВ Александр Павленко прибыл в суд без охраны, однако один из приставов занял позицию между ним и сидящими в зале вкладчиками, еще один страж встал около судьи.

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

В своем выступлении представитель конкурсного управляющего повторил фабулу дела, правда, на этот раз сказав, что ПСО «Казань» сделало вклад в Татфондбанке под 29%, и упомянув, что деньги на счетах клиентов ТФБ потеряли свойства платежа и в прямом смысле деньгами не являлись. ПСО «Казань» же погасило кредит проводками, когда банк точно был неплатежеспособен.

— Это бухгалтерские проводки, которыми банк учитывал свою обязанность вернуть эти деньги. И у себя на внутреннем счете учел, — заявил юрист, отметив, что в схожих ситуациях суды отказывают вкладчикам. — Деньги потеряли средство платежа, поэтому проводки нельзя считать деньгами, в этих условиях операция не считается реальной. Кроме того, ПСО «Казань» уже с 30 ноября, видимо, знало (или так совпало) о трудностях в банке и вот этот вклад пыталось вывести из банка. Было подано десять заявок на общую сумму 550 млн рублей.

Вывести, по словам Павленко, ответчики смогли 50 млн рублей в «Спурт Банк», но АСВ в Арбитражном суде РТ успешно оспорило эту операцию, которая прошла 30 ноября.

— Можно ли такой же технической проводкой отдать деньги вкладчикам? — Павленко обратился к судье. — Конечно, нет. Банк в данном случае имеет активы в виде прав требования по кредиту. И вот [сейчас] как раз банк теряет это право требования и взамен не получает ничего. Физические лица, которые являются основными кредиторами банка, имеют приоритет на возврат своих денег от реализации конкурсной массы. Потом вторая очередь — это задолженность по заработной плате. И третья — это вклады юридических и других лиц. Вклад ПСО «Казань» должен был быть включен в третью очередь со всеми вытекающими последствиями.

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

Представитель Равиля Зиганшина Сергей Ковальчук заявил, что ПСО «Казань» погасило требования заемщика путем залогового счета.

— С указанными [нами] выводами и доводами согласился суд кассационной инстанции, — отметил Ковальчук. — Довод о том, что в тот момент в банке действовал мораторий, в данном случае правового значения не имеет. В первом судебном заседании при рассмотрении данного дела по второму кругу нами был представлен расчет задолженности по кредитному договору с указанием факта погашения кредита. Первые четыре платежа погашены, что подтверждается выпиской по счету, представленной самим истцом. На 22 декабря оставался непогашенным только лишь пятый платеж. Таким образом, залоговый счет был открыт на сумму 420 млн рублей, что на дату окончания срока возврата составляло 6,6 млн евро. С учетом погашения сумма непогашенного долга составляет 472 тысячи евро из расчета курса на 22 декабря 2016 года.

— Это не означает, что кредит погашен, если денежные средства переведены на залоговый счет, — парировал Александр Павленко.

Юрист ПСО «Казань» Станислав Захаров указал на несоответствие слов своего оппонента и действий АСВ.

— Вы говорите о моратории, но все равно проводите банковскую операцию по перечислению с депозита на залоговый счет. Это означает, что вы проявляете недобросовестность в своих действиях, — Захаров упомянул об операции, проведенной Агентством в январе 2017 года. 

— Денежные средства, находящиеся на залоговом счете, не являются обязательствами, говорите вы. Что же это такое? — взял слово Александр Павленко.

— Это ваше право требования, — был ответ.

— Это наш актив, что ли?

— Это ваш актив, — сказал представитель ПСО «Казань».

— А что он из себя представляет?

— 420 млн рублей.

— Есть 420 миллионов?

— Конечно, вы сами перечислили их на залоговый счет в январе.

— И где же они?

— Где они сейчас лежат, мы не знаем.

— Это похоже на театр абсурда. Вы говорите одно и то же. Вкладчики что-то получат от этого? — парировал Павленко. Судья прекратил диалог, перешедший на повышенные тона.

Александр Павленко в свою очередь продолжил и сообщил, что 12 февраля 2017 года Равиль Зиганшин обратился к главе АСВ с просьбой погашения основного долга по кредиту.

— Вы сейчас говорите, что банк злоупотребляет. В феврале, например, все понимали, что никакого погашения не было, что у Зиганшина есть кредит, который нужно погашать, что у ПСО «Казань» — компании Зиганшина -зависли денежные средства. Вот он пишет: позвольте произвести нам зачет досрочной выплаты, — отметил Александр Павленко.

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

Доводы истца суд счел неубедительными — вместо 7 миллионов Равиля Зиганшина ООО «Дорстрой» и ПСО «Казань» обязали вернуть Татфондбанку 444 тысячи евро, а остальную часть кредита считать выплаченной. Таким образом, иски сторон удовлетворены частично. 

Представитель АСВ Александр Павленко заявил KazanFirst, что Агентство будет обжаловать это решение. Ранее источники KazanFirst сообщали, что в Вахитовском районном суде Казани рассматривалось дело с аналогичными условиями: вместо Равиля Зиганшина кредит на примерно ту же сумму в Татфондбанке взял его зять и партнер по бизнесу Тимур Зайнутдинов. В этом процессе суд встал на сторону ПСО «Казань». 

АСВ заставило ПСО «Казань» заплатить, а Равиль Зиганшин все равно победил

Вкладчики банка, несмотря на не самый удачный для себя расклад, пребывали в боевом расположении духа, хотя не скрывали, что расстроены таким вердиктом. Не успели они покинуть территорию суда, когда в дверях здания показался судья Ринат Шарифуллин:

— Давайте ему поаплодируем, — предложил кто-то в толпе. 

Аплодировать судье не стали, а Шарифуллин быстро проследовал мимо.

— Большое спасибо, — донеслось вслед уходящему в темноту силуэту.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *